Найти в Дзене

Глава 13. КИЕВСКИЙ ХРАМ СОФИИ — ПРЕМУДРОСТИ СЛОВА БОЖИЯ и о том, как здание может быть учебником

Архивариус: Как-то мы очень далеко от нашей главной темы ушли. Между тем, давно пора поговорить о Софийском соборе. Построенный в Киеве при Ярославе Мудром, собор этот стал для Руси каменным учебником веры, воплощением главных христианских добродетелей. Непростой разговор. Но — рискнем!

Кирюша: Да мы еще в Старой Ладоге про это говорили!

Архивариус: А вот посмотрим, как славяне постигали христианские добродетели при помощи храмов и икон! Тата, пожалуйста.

КИЕВСКИЙ СОБОР СОФИИ — ПРЕМУДРОСТИ БОЖИЕЙ

Окрестив Русь, построил князь Владимир в Киеве храм во имя Богоматери —Десятинную церковь. Богата и прекрасна была она, щедростью великого князя изукрашена. Но давно обрушились высокие своды - при монголо-татарском нашествии. И погребли под грудами камней искавших в храме спасения киевлян. Долгие столетия стояли посреди города страшные развалины, выросли на них деревья и цветы. Только в 1826 году разобрали остатки древнего храма. Пытались строить на этом месте другие церкви, но ни одна не дожила до наших дней. Археологи раскопали и укрепили остатки древнего фундамента. Зато нерушимо стоит уже почти тысячу лет киевский Софийский собор – свидетель веков.

Фундамент Десятинной церкви. Киев
Фундамент Десятинной церкви. Киев

Мудрым был князь Ярослав — и храм возвел во имя Софии — Премудрости Слова Божия. Стоит этот храм поныне как воплощение в камне самых важных для христианина заветов. Возносит к небесам затейливые свои купола грушками - во времена барокко благородные очертания архитекторы исказили. А когда-то более строгим и величавым был силуэт храма.

Подходил к нему человек — и словно по ступеням возносилась его душа. От галереи к главному куполу, увенчанному крестом. Осенял себя человек крестным знамением — вспоминал о великой жертвенной любви к людям: во искупление наших грехов взошел на крест Иисус Христос — Сын Божий.

Софийский собор. Киев.
Софийский собор. Киев.

Возле главного купола — двенадцать куполов поменьше. Словно собрались вокруг Учителя его апостолы-посланники: Симон, называемый Петром, и брат его Андрей Первозванный, Иаков Зеведеев и Иоанн Богослов, Филипп и Варфоломей, Фома и Левий Матфей; Иаков Алфеев и Симон Зилот. А еще Иуда Иаковлев — только не спутайте его с Иудой Искариотом, предавшим Христа. Уже после того, как вознесся Спаситель на Небеса к Отцу Своему, на место Иуды Искариота, который в приступе раскаяния повесился, был избран и причислен к апостолам Павел.

Мозаики и фрески Софийского собора. Киев
Мозаики и фрески Софийского собора. Киев

Открыт храм всякому. Когда-то его окружали галереи — здесь кипела мирская жизнь, заключались договоры и сделки, велись переговоры. Словно стены собора, как верные свидетели, могли сделать надежным каждое сказанное при них слово.

А переступал человек порог — и будто в ином мире оказывался, в мире Небесном — Горнем. В колеблющемся свете свечей, сквозь синий дымок фимиама и ладана словно бы навстречу ему выходила из алтаря, из-за невысокого иконостаса Богоматерь Оранта с поднятыми руками. Взывает Она к Сыну Своему — молит Его о прощении наших грехов. Заступница за все человечество и за землю Русскую. Потому и прозвали Ее русичи Нерушимою Стеною.

Богоматерь Оранта. Мозаика. Конха апсиды Софийского собора. XI в. Киев.
Богоматерь Оранта. Мозаика. Конха апсиды Софийского собора. XI в. Киев.

На столпах, примыкающих к алтарю, две фигуры: слева — архангел Гавриил в белых одеждах, справа — Дева Мария с клубком пряжи в руках. Словно нить жизни всего человечества. И слышит от посланца Божия: «Благословенна ты в женах». Весть радостную, но и горе будущей потери, Кому стоять у креста – у ног распятого Сына. Это и есть Благовещение.

Мозаики и фрески Софийского собора. Киев
Мозаики и фрески Софийского собора. Киев

Пониже изображения Богоматери Оранты в центральной апсиде — полукруглом алтарном выступе — изображена Евхаристия, то есть Причастие: в середине престол, на нем крест, копье, терновый венец — орудия страстей Христовых. Возле — справа и слева, дважды — изображен Спаситель и идущие к Нему апостолы. Христос подносит им чашу и хлеб. На Тайной вечере — ужине пасхальном, прощаясь со своими учениками, Христос сказал им: «Не хлеб едите и не вино пьете, но тела и крови Моей причащаетесь». С той поры в церкви прихожане после исповеди и богослужения также причастие принимают — словно частицу тела и крови Христовой.

Евхаристия. Мозаика. Конха апсиды Софийского собора. XI в. Киев
Евхаристия. Мозаика. Конха апсиды Софийского собора. XI в. Киев

А под Евхаристией — Отцы Церкви со строгими ликами.

Взойдешь под главный купол — взгляни вверх. Оттуда смотрит на молящихся Христос Пантократор, то есть Вседержитель. В левой руке у Него книга, а правой Он благословляет землю и людей, на ней живущих. Вокруг Христа — четыре архангела — главные ангелы.

Христос Пантократор. Мозаика. Скуфья (внутренняя часть) купола Софийского собора. XI в. Киев
Христос Пантократор. Мозаика. Скуфья (внутренняя часть) купола Софийского собора. XI в. Киев

Барабан же купола опирается на паруса — в старину у ладей паруса именно такой формы были, острым концом вниз. А паруса – на столпы. В парусах же — четыре евангелиста. Словно в ладьях к людям плывут, Слово Евангелия несут им, рассказ о спасительном учении и светлой жертве Христа-Спасителя.

Двенадцать окон в барабане, на котором купол стоит. Из окон свет солнечный льется внутрь храма. А в промежутках между окнами — изображения двенадцати апостолов: они словно бы тоже окна, но не в земной — солнечный мир, а в Горний, откуда духовный свет проливается.

Все эти изображения в центральной апсиде (а всего их пять) и в подкупольном пространстве были из мусии — мозаики выложены, то есть из стеклянных разноцветных кубиков. Не везде мозаики сохранились, но Оранта и Пантократор сияют, как много веков назад.

И строили, и украшали Софию мастера византийские, а русичи у них учились и свою долю умения и понимания вносили в священный образ храма.

Великая мудрость заключалась в алтарной композиции, учила она тому, что было самым главным в вере Христовой: что превыше всего любовь к людям — до самопожертвования. Такая любовь открывает человеку дверь в Рай. И путь в него сквозь муки — радостен и осиян светом Небесным.

Фрески Софийского собора. Киев
Фрески Софийского собора. Киев

Все иные пространства внутри храма были изукрашены фресками — живописью по сырой штукатурке. Священной истории учила эта живопись прихожанина. Рассказывала о том, что, согласно Библии, до Пришествия Христа происходило. И о земной жизни Спасителя, изложенной евангелистами в Новом Завете, тоже рассказывали фрески. Только плохо они сохранились, к сожалению.

Сыновья Ярослава. Фреска Софийского собора. Киев
Сыновья Ярослава. Фреска Софийского собора. Киев

В интерьере храма можно увидеть изображения детей Ярослава - и дочерей, и сыновей. А в башне, на стенах лестницы, ведущей на хоры, — это нечто вроде балкона внутри здания, где во время службы стоял князь с семьей и ближними, - сцены празднества: гимнасты, дудочники, скоморохи устраивают свои игрища.

Скоморохи. Фреска Софийского собора. Киев
Скоморохи. Фреска Софийского собора. Киев

Библией в картинах была София в христианской Руси. И высоким образцом для последующих русских строителей и художников.

Тата: У меня вопрос: почему в Евхаристии Христос изображен на одной мозаике у одного стола дважды —и слева, и справа?

Кирюша: И почему это дети Ярослава там оказались?

Архивариус: Прежде на вопрос Таты. В иконах и в стенописи часто в одном пространстве доски или стены совмещались разные события или разные моменты одного события. Только подумайте сами: зачем бы художнику два-то стола рисовать? Он изобразил один стол, точнее, престол с орудиями страстей Христовых. На нем и крест, и копье, и терновый венец. А два этапа события — по сторонам.

Изображения животных. Фреска Софийского собора. Киев
Изображения животных. Фреска Софийского собора. Киев

А вот с вопросом Кирюши свои сложности. Человеку свойственно цепляться за земную жизнь. Боится он смерти и забвения, старается остаться здесь, в мире дольнем — в долине слез и скорбей, как в старину говорили. Хотя бы в виде изображения. Вспомните, сколько на кладбище портретов на могильных камнях!

Тата: А на многих могилах просто фотографии…

Архивариус: В древности князья — строители соборов — оставляли на стенах свои изображения. Ученые предполагают, что такая композиция — князь Ярослав и его жена Ингигерда, подносящие Христу модель Софии, — была, по-видимому, на западной стене в этом храме. А по бокам, на стеночках, огораживающих хоры, и были изображены их дочери и сыновья. Лучше сохранились изображения сыновей, которые очень долгое время принимали за изображения дочерей.

Кирюша: Это еще почему?

Архивариус: Потому что фрески плохо сохранились. Первые реставраторы их неправильно подрисовали — вот и вышло недоразумение.

Кирюша: А вот Вы еще когда обещали про свою поездку в Киев и Чернигов рассказать!..

Архивариус: Хорошо, расскажу. Только не сегодня, ладно?

Тата: А задание?

Архивариус: Попробуйте нарисовать Киевский собор Софии таким, каким он был когда-то. Вот тут есть модель — реконструкция этого здания.

Нонна Яковлева