Найти в Дзене

Глава 19. Чудо от иконы «Знамение»:как новгородцы суздальцев победили

Тата: Сегодня у меня вопрос. Вот вы, господин Архивариус, сами сказали, что Андрей Боголюбский перенес великокняжеский престол во Владимир, а потом и Всеволод-Большое Гнездо правил Русью из Владимира — значит, в XII веке великое княжество — это Владимирская Русь.

Архивариус: Очень хороший вопрос. Вообще-то связи между русскими землями — княжествами — в ту далекую пору были и не такими прочными, и не такими простыми, как нам может сейчас показаться. Действительно, к XIII веку Владимир стал стольным городом. По сути, Северная Русь, Киевская Русь и Владимиро-Суздальская Русь были довольно-таки самостоятельными, самобытными и не очень прочными даже изнутри. Великим князьям все время приходилось военной силой доказывать свое право именоваться великими, то есть старшими во всей Русской земле. Владимирская Русь стала великокняжеской не очень задолго до нашествия Орд с востока. Киев оставался признанным духовным и культурным центром. Северная во главе с Новгородом сохраняла определенную независимость как вечевая боярская республика.

Кирюша: А еще давно Вы нам обещали рассказать, как новгородцы свой город от своих же обороняли. Это тоже междоусобицы? Кто это на них нападал-то? И почему?

Архивариус: Вспомните — мы говорили, что Новгородское княжество было богатым, а уж сам-то Господин Великий Новгород с Киевом и Владимиром мог по всем статьям поспорить. В XI веке это княжество было одним из уделов Киевского. На княжение там киевский князь Владимир посадил сына Ярослава, кого позднее прозвали Мудрым. И он отказался платить дани Киеву. Зато когда сам стал князем — еще как за эти дани держался! Потом Андрей Боголюбский пытался покорить Новгород. Есть даже такая икона, на которой этот неудачный поход изображен. Написана она много позже, через три с лишним столетия после событий, когда окрепшие московские князья решили покорить Новгород и создать единое русское государство. Тогда новгородцы припомнили стародавние события, и иконописец их изобразил на доске. Давайте эту икону посмотрим. Я о ней рассказ приготовил. Кто сегодня читает? Кирюша? Прошу!

Чудо от иконы Знамение (Битва суздальцев с новгородцами), XV век, Новгород
Чудо от иконы Знамение (Битва суздальцев с новгородцами), XV век, Новгород

Как суздальцы новгородскую икону Богоматери «Знамение» обидели, и она Новгород от напасти спасла.

Гордились своим городом и своей волей новгородцы, никому ее отдать не хотели. Издревле великие князья киевские, потом владимирские, а после и московские зуб точили на богатое северное княжество. Только в XV веке Москве удалось покорить вольный город, ввести его в состав великого княжества Московского, которое собрало воедино все русские земли – все силы земли Русской, чтобы сохранила она свою свободу и независимость и могла противостоять своим врагам во все времена – вплоть до наших дней.

Как это всегда происходит в истории, новгородцы, пытавшиеся отстоять свою свободу, припомнили старые времена и былые победы. Вот в ту пору и был написан знаменитый образ — «Чудо от иконы “Знамение” (Битва новгородцев с суздальцами)». Не на жизнь, а на смерть схватившийся с Москвой за свою свободу Новгород вспоминал о том, как еще в XII веке владимиро-суздальский князь Андрей ходил воевать Новгород да ни с чем восвояси вернулся.

-3

Вот смотрите-ка: наверху слева — Софийский собор Новгородский о пяти куполах, справа — небольшая одноглавая церковь Спаса на Ильине улице — на Торговой стороне, где стояла старинная икона Богоматери «Знамение». Она и сегодня в Новгороде хранится. Когда дозорные сообщали, что вороги к городу приближаются, икону эту новгородцы за высокие стены Детинца в Софийский собор уносили.

Фрагмент иконы
Фрагмент иконы

На иконе в трех регистрах — на трех уровнях — изображены события тех далеких дней 1170 года, когда суздальцы осадили Великий Новгород.

Вверху, на фоне храма Спаса на Ильине улице, изображено, как служители передают икону Богоматери «Знамение» священникам Софийского собора. А вот образ уже на мосту. Потом его на забрало — верхнюю часть крепостной стены поместили.

Фрагмент иконы
Фрагмент иконы

Ниже - войско суздальцев под стенами новгородского детинца. Из ворот выехали новгородские послы для переговоров, а навстречу им — суздальские. Может, миром дело и порешили бы, да, не дожидаясь конца переговоров, обстреляли суздальцы новгородцев, стоящих на стене. И одна стрела попала Богоматери в грудь. Развернулась икона спиной к суздальцам. А на них от содеянного великий страх напал, ослепил их.

И стали они друг друга побивать.

А еще ниже видим: войско новгородское из ворот вышло, все на конях, с мечами и копьями. Впереди — четыре всадника: святые Георгий, Борис с Глебом и четвертый в шеломе — кто бы вы думали? Александр Невский! Он в пору похода Андрея Боголюбского еще и не родился. Но ведь люди верили, что он всегда был святым защитником города. И тут тоже на помощь пришел! А еще архангел Михаил впереди новгородского воинства летит, мечом грозит суздальцам. Так и победили новгородцы суздальцев, сохранили свою свободу. Матерь Божия помогла.

Фрагмент иконы
Фрагмент иконы

Но к XV веку Московское княжество собирает русские земли воедино. Только так стало можно противостоять тем угрозам, которые могли уничтожить Русь: объединив все русские земли. И в 1478 году Великий Новгород принес присягу великому князю – собирателю Русской земли Ивану Васильевичу Третьему – деду Ивана Грозного. Вечевой колокол увезли в Москву. Много народа, боровшегося за свободу Новгорода, было казнено или увезено в Москву, в их числе и знаменитая Марфа Посадница, которую прославил Карамзин, посвятивший ей целую книгу.

Кирюша: Подождите, так ведь они все за свободу своего города боролись! За что ж их в тюрьму-то? Тем более – казнить? И колокол увозить зачем? Он людей на вече собирал, они там всякие важные городские вопросы все вместе решали? А вы будто на стороне тех, кто эту вольность задушил? Не понимаю!

Архивариус: Не горячитесь, Кирюша! Я хорошо понимаю: мы всегда на стороне тех, кто борется за свою свободу. Да, Новгород отстаивал свою свободу очень долго, в самых разных ситуациях. Только вот давайте обратим внимание на две даты: изображенная на иконе битва новгородцев с суздальцами происходит в каком году?

Кирюша: В 1170-м! Ой, это же время междоусобиц, когда княжества русские без конца друг с другом воевали! Это же к чему привело? На нас же скоро татары налетят, русские княжества по одному разбивать начнут. Это значит — нужно было объединяться! Значит, Андрей Боголюбский неправ был? Тогда почему это чудо произошло?

Тата: Интересно! А то, что свои — и на своих! Хорошо это? Нехорошо!

Кирюша: Кто же говорит, что хорошо? А всей Руси погибать — лучше, что ли? Но великий-то князь хотел, чтобы все вместе были! Чтобы Русь была такой же великой державой, как при Ярославе Мудром! Правда, господин Архивариус?

Архивариус: Вот вам и еще один «ежик под черепушку»! Думайте! Многое в жизни зависит от обстоятельств и все имеет свои хорошие и дурные стороны. А в истории о том, что хорошо и что плохо, судят по последствиям, по тем плодам, какие принесло то или иное деяние. Потому и говорят нередко в спорах: «Нас рассудит время». А время доказало, что междоусобицы были погибельны для Руси.

М. Микешин. Тысячелетие России, 1862 г.
М. Микешин. Тысячелетие России, 1862 г.

У новгородцев была своя правда — они хотели оставаться независимой республикой. А у Андрея Боголюбского — своя: он хотел стать истинным самовластцем. Но над этими двумя вроде бы частными правдами стояла великая историческая, та, которая становится ясна людям иногда только спустя столетия. А ваш спорный вопрос можно сформулировать так: был ли поход Андрея Боголюбского на Новгород одной из междоусобных войн или проявлением мудрого предвидения великого князя Владимирского Русь объединить? И чтобы на него ответить, вам нужно знать во много раз больше, чем вы знаете сегодня. Так что не спешите с ответом и не спорьте попусту — без серьезных аргументов это глупо. А вот что стоит запомнить: человеку очень трудно разобраться в настоящем, еще труднее – предвидеть будущее, а ведь без этого он не сможет выбрать правильное решение, когда встанут перед ним сложные задачи – судьбоносные. И в этих случаях он обращается к прошлому, изучает историю своей страны, пытается понять ее ход. Так что учите историю, ребятки. Прошлое помогает понять настоящее и даже заглянуть в будущее. И еще

Кирюша: А почему же тогда Богоматерь новгородцам помогла, если они неправы были?

Архивариус: Ох и мастер же вы, Кирюша, вопросы задавать. А вот не знаю! Не дано человеку познать замысел Божий. Может быть, во времена Андрея Боголюбского еще не настало время русичам объединяться? Полвека до нашествия – срок немалый. Еще ведь должен был князь Александр Ярославич Невский родиться, свое княжество спасти, силы русские сохранить. Не случайно же он на иконе изображен. Иногда ради сохранения войска великие полководцы многим жертвовали. Вон русские войска перед Наполеоном сколько времени отступали, ради сохранения армии решено было древнюю столицу России сдать, да и Бородино было – не такая уж разгромная победа над Наполеоном. А потом силу собрали – и так погнали французов с родной земли, что через всю Европу до самого Парижа дошли. И в Великую Отечественную – так же от Москвы до Берлина дошли наши воины.

Кирюша: Так и надо, так и надо, не ходи, куда не надо! Нечего к нам соваться!

Тата: Вот моя бабушка часто говорит: русские долго запрягают, да быстро ездят!

Кирюша: Ну да, силы собираем, а потом как жахнем.

Архивариус: Ну да, Таточка, я тоже люблю повторять это высказывание, которое приписывется немецкому «железному канцлеру» Отто фон Бисмарку. Только ведь это перефразированная наша пословица: «Нескоро запряг, да скоро поехал!» Она у Даля в таком виде приводится. А Бисмарк долго служил в России как дипломат.

Тата: А какое же у нас будет задание?

Кирюша: Давайте нарисуем битву новгородцев с суздальцами, только не по-иконному, а по-современному!

Тата: Нет уж, ты рисуй битву, а я лучше встречу иконы на мосту нарисую.

Архивариус: Прекрасная идея.

Задание: Внимательно рассмотрите икону «Чудо от иконы Богоматери Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)», обращая внимание на костюмы людей и вооружение воинов, и нарисуйте любой эпизод из тех, что отражены на иконе, не забывая, однако, о том, что иконописец жил в XVI веке и события века XII изобразил так, как будто они происходили в его дни.

Нонна Яковлева