Архивариус: В прошлый раз мы говорили о деньгах и разговор не закончили. Если позволите, я продолжу свой рассказ – тема-то по нашим временам важная! Так вот, в книжке Федорова-Давыдова рассказывается о том, как нумизматы не только восстановили на основе «Русской правды» достаточно сложную систему денежных единиц Киевской Руси, но даже путем исследований археологического материала и сопоставлений с византийской системой выяснили, сколько серебра весила каждая единица этой системы, то есть реконструировали и денежно-весовую систему. Если вам интересно, как они при этом рассуждали и какими способами пользовались, возьмите в библиотеке и эту книжку и обратите внимание на раздел, посвященный деньгам в Древней Руси. А я приведу вам только выводы, к которым пришли нумизматы.
Основной единицей этой системы была гривна. Она равнялась 20 ногатам, 25 кунам или 50 резанам. Установили и их вес: гривна весила 68,22 грамма серебра, куна – 2,73 грамма, ногата 3,41 грамма, резана – 1,36 грамма. Естественно, с такой точностью их тогда никто не взвешивал, но примерный вес был именно таким.
А поскольку книжку «Монеты рассказывают» написал большой специалист по русской истории, он привел массу интереснейших сведений о том, что можно узнать о прошлом – об истории нашей страны, используя сведения нумизматики.
Ну, к примеру, что со второй половины Х века на Руси было две денежные системы – северная и южная. Они заметно отличались друг от друга.
Тата: Конечно, Новгород-то все время стремился к самостоятельности, он торговал с балтийскими странами.
Архивариус: И что начиная с XII и до самого конца XIV века свою монету вовсе не чеканили. Это темные столетия розни и княжеских междоусобиц, а потом ордынского ига. После Куликовской битвы в Москве, Нижнем Новгороде и Рязани, а затем и в других русских княжествах снова стали чеканить свою монету. Денежная реформа была проведена с большой осторожностью, иначе можно было больших бед натворить: не поправить разоренную экономику Московской Руси, а окончательно загубить. Плохо, когда денег в обороте мало, а если слишком много – совсем беда.
Кирюша: А по мне так чем больше денег, тем лучше!
Тата: А ты что, про инфляцию что ли не слышал никогда? Деньги все крупнее, а купить на них можно все меньше, и чем больше их печатают, тем хуже – это мне папа объяснял, когда я спросила про то, что такое инфляция. Я, правда, не совсем поняла, почему так происходит…
Архивариус: Я думаю, пока вам достаточно понять, что деньги – это важный регулятор хозяйственной жизни, и могут они очень многое – и поправить дела в хозяйстве, и наоборот – расстроить их. Печальный пример неграмотной и, признаем, воровской, грабительской реформы - та, что была проведена при царе Алексее Михайловиче – батюшке Петра I - в XVII веке. Началась она в 1654 году, а кончилась кровавым Медным бунтом в 1662 году. Тогда правительство, испытывая большие финансовые трудности, решило ввести новую серебряную монету – рубль, по номиналу вроде бы равный 100 серебряным копейкам. А по весу его объявили равным западноевропейской монете, которую называли ефимком и которая весила чуть больше, чем 50 копеек. Эту монету разрезали на 4 части, ставили на ней новый чекан и выдавали за 25 копеек. То есть вдвое дороже, чем она стоила.
Но это еще не все. Решено было чеканить медные копейки, объявляя их равноценными серебряным. При этом, поскольку и старые серебряные монеты оставались в обращении, жалованье всем, кто служил царю, выдавали медными деньгами, а налоги брали только серебром. Товары у купцов царь тоже покупал за медные деньги. К тому же, бояре, приближенные к царю, стали тайком чеканить свои деньги. Фальшивые деньги хлынули на рынок широкой рекой – и очень быстро обесценились. За медные деньги ничего купить стало невозможно, никто не хотел их брать. И хотя проведенное по указанию царя расследование помогло выявить немалое число фальшивомонетчиков, которые казнены были со страшной жестокостью, решено было вернуться к старой денежной системе. Про клады – памяти о неудачной реформе – тоже рассказывает Федоров-Давыдов. Когда царь начал выкачивать из населения серебро, те, кто имел старые серебряные деньги, стали припрятывать их до лучших времен. Надо полагать, большое число кладов было благополучно откопано владельцами. Но то ли по причине смерти владельцев, то ли в силу каких-то иных обстоятельств некоторые клады так и остались в тайниках. Очень большие захоронки были обнаружены в Москве: в кладе на Сретенке – 4000 монет, большинство из них относят ко времени правления царя Михаила – батюшки самого Алексея Михайловича. А на Ильинке вообще нашли клад, в котором находилось 22000 серебряных копеек.
Кирюша: Вот повезло кому-то!
Архивариус: Если нашли археологи во время раскопок – все найденное становится собственностью государства. А если частные люди – им полагается 25% стоимости клада, и это в данном случае – весьма солидная сумма.
Тата: Ну, не знаю, чего тут хорошего? Вот что бы я с такой уймой денег делала? Машина у нас хорошая, квартира есть. А что нужно – мне и так покупают. Или дарят.
Кирюша: Нет, я хочу быть богатым, чтобы у меня денег куры не клевали, чтоб я им счета не знал и бросал направо-налево не считая. Я бы всем подарков накупил. А себе – самый лучший компьютер, и еще самый навороченный мобильник, и кроссовки настоящие, а не парусиновые, и проигрыватель сидюшный, и кучу фильмов всяких. Сидел бы целый день, смотрел страшилки и ел шоколад с мармеладом… А по мобиле всем рассказывал, какой я крутой!
Тата: И получил бы диатез – весь корой покрылся, и зубы бы у тебя покрошились от сладкого, и рос бы полным дураком, потому что от твоих страшилок мозги плавятся! Ты же бы в школу не ходил?
Кирюша: Еще чего! Если у меня и так денег полно – учиться-то зачем? Все за меня слуги сделают, а я – только живи, ешь-пей да радуйся!
Тата: Ну и дурной! Ты бы и недели такой жизни не вынес! И деньги бы растряс – и остался нищим дураком, невеждой и паразитом!
Кирюша: Это еще почему?
Архивариус: Насколько я вас знаю, Кирюша, такое бездарное времяпрепровождение вы бы больше трех дней не выдержали, а не только неделю. У вас живой, быстро все схватывающий и жадный до всего нового ум, требующий настоящей пищи, а не этой пережеванной и кем-то выплюнутой гадости вроде «страшилок». И дурацких комедий, где зрителям, мягко выражаясь, не самого высокого уровня интеллекта, подают знаки, когда пора смеяться: за кадром раздается смех актеров. Иногда, кстати, совершенно невпопад. Едва ли вы захотите превратиться в дебила, а ведь нарисованная вами картинка к тому ведет. И деньги, даже самые большие, принесут вам больше вреда, чем пользы.
Кирюша: Это еще почему?
Архивариус: Да потому, что с деньгами нужно уметь обращаться. Мы же с вами говорили, что они – инструмент регуляции очень сложных экономических процессов. А тому, как с ними управляться, люди учатся долгие годы – и то иногда ошибаются.
Кирюша: Так что – быть богатым плохо, что ли?
Архивариус: Почему же? Неплохо, но при нескольких условиях. И первое среди них – умение владеть деньгами так, чтобы они не овладели вами.
Кирюша: Это как?
Архивариус: Конечно, за деньги можно купить много нужных и не очень нужных, но приятных вещей. Среди них есть и реальные ценности, тот же хлеб к примеру. Но ни за какие деньги не купишь дружбу, любовь, верность долгу, преданность Родине. Вот идут воины в бой. Разве за деньги? А ты маму любишь и мама любит тебя – при чем здесь деньги? Да разве можно перечислить все, что в жизни выше денег? Конечно, нет. Уже поэтому можно понять, что деньги – ценность условная, даже мнимая. Страшно, когда они в глазах человека приобретают особую ценность, когда он становится, как говорят в народе, жадным до денег. Не хозяином – рабом денег. Такой ослепленный жадностью человек может пойти на любое подлое дело, даже предательство, чтобы побольше денег получить.
Кирюша: Ну да, а дед Василий в Пурнеме рассказывал прошлым летом: «Вот моя старуха все твердила: «Не пей, не пей, здоровье не купишь!», а сама и померла раньше веку. А мне сынок такое лекарствие привез, дорогущее, ну, да он у меня богатенький. Такое лекарствие, что вот он я – живу, прям-таки молодец-огурец! Купишь и здоровье, коли денег полон карман»! А здоровье что – не реальная ценность?
Архивариус: Конечно, реальная. А разве я сказал, что бедность – это хорошо? Очень плохо. И борьба с бедностью всех людей, живущих в стране, - важнейшая задача всякого правительства. Оно обязано обеспечить достойную жизнь и всяческую поддержку тем, кто слаб, болен, одинок. Старикам, у которых нет родных, инвалидам, детям-сиротам. Ну, и сам человек, конечно, просто обязан стараться жить и работать так, чтобы не быть бедным. И не ждать, что добрый дядя ему даст все блага просто так, ни за что. Каждый из нас отвечает за себя сам – прежде всего.
Бабушка: Но бывает и так, что человек не может справиться с обстоятельствами. И пройти мимо него, равнодушно отвернувшись от его несчастья, когда в твоих силах чем-то облегчить его положение, – подло. И наказуемо. Об этом говорит другая притча Христова. Пересказать вам или сами почитаете?
Тата: Можно, я почитаю? Я уже читала немножечко Евангелие, меня бабушка попросила, когда у нее глаза болели.
От Луки, из главы 16.
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово; умер и богач, и похоронили его; и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем.
Но Авраам сказал: Чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое, ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх того между вами и нами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Кирюша: Как страшно кончается! Значит, у богача никакой надежды, так все и будет без конца! Да уж, не хотелось бы оказаться на его месте! Что же это – за богатство такое наказание?!
Тата: Ты чем слушал? Разве это за богатство? Он же вообще не видел страданий Лазаря! И только себя, жадину любимого, тешил, ни одного доброго поступка за жизнь не совершил!
Кирюша: А ты откуда знаешь? Может, он только Лазаря не видел, тот где-то в уголочке сидел!
Тата: А вот знаю – и все!
Бабушка: Молодец, Тата, ты верно почувствовала, что с богачом вообще неладное что-то. Обратите внимание: его не называют по имени, а ведь имя – отличие человека, свидетельство его личности и того, что он жил, существовал. А богач в итоге своей жизни потерял имя!
Кирюша: Ну да, конечно, ведь даже говорят о некоторых: он потерял лицо! И верно! Значит, дело не в богатстве, а в том, сумел ли ты сохранить себя, свое лицо, свою душу! Значит, ничего плохого в богатстве нету! Я вот в футбол люблю играть! Может, из меня знаменитый нападающий получится! Знаешь, сколько они зарабатывают. И клубы за них борются, большие миллионы платят…
Архивариус: Простите, Кирюша, я, наверное, отстал от жизни, но обычай продавать спортсменов – нечто даже не сомнительное, а, на мой взгляд, глубоко безнравственное. Так в древнем мире продавали рабов-гладиаторов. И спорт уже становится не красивым соревнованием между представителями разных стран и народов, а просто зрелищем вроде тараканьих бегов. Еще раз извините, возможно, я ошибаюсь… А вот относительно вашего таланта – тут уж я могу сказать вполне определенно: он у вас есть и, судя по вашему темпераменту, вполне недюжинный. Только пока не совсем ясно, в какой области этот талант проявится. Кстати, не исключено, что в области финансов. Но не стоит все же забывать: деньги – очень большая и не всегда добрая сила. Они могут выжечь душу человека.
Тата: Так что лучше богатым и не становиться – чего же без души-то жить?
Архивариус: Да нет, если сможете – богатейте. Только замечательно мудро сказал апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Понятно?
Кирюша: Чего ж тут непонятного? Будь господином денег, а не их рабом – вот и вся премудрость! Не жлобствуй, делись с другими, делай добрые дела, помогай людям! Верно?
Архивариус: Совершенно верно. Но эти правила относятся не только к богатым. Разве бедный должен быть жадиной? Вот я помню, как мою бабушку в блокаду спасла от смерти соседка – Дарья Васильевна: сунула ей в рот корочку густо посоленную. А у самой так же, как у нас, были эти самые 125 граммов блокадного хлеба. А потом они вместе спасали дядю Зяму – нашего бывшего соседа, который по каким-то делам пешком пришел на площадь Стачек с Васильевского острова – отпаивали кипятком и какими-то крохами с ним поделились. А то бы он точно до дома не дошел.
Тата: А вы нам вторую притчу обещали – это о чем?
Архивариус: Да все о том же – о доброте. Эта притча совсем маленькая, Вот послушайте:
От Луки, глава 21:
Взглянувши, он увидел богатых, кладущих дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты. И сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела». А знаете, друзья мои, я тут вычитал в журнале «Вокруг света» интереснейший факт о том, как деньги изменили нравственные ориентиры целого общества. Ну, если и не изменили, то сильно такому изменению способствовали. Рассказать?
Кирюша: Еще бы!
Архивариус: Ну, слушайте, я очень коротко. Было когда-то в Древней Греции государство Спарта. Оно боролось за первенство с Афинами, о которых мы с вами много раз упоминали. В Афинах расцветали искусства, они славились своими архитекторами и скульпторами, в них кипела общественная жизнь. А спартанцы жили без излишеств, по законам мудрого правителя Ликурга. Они были сильны и выносливы – ведь слабых младенцев они сразу сбрасывали со скалы, лишая их жизни, а остальных сурово воспитывали. Воины у Спарты были самые лучшие в Греции, они героически сражались с врагами и не знали страха. Но государство это отличалось замечательной, просто-таки выдающейся для своего времени хозяйственной и культурной отсталостью. Причин тому было несколько. Ну, во-первых, спартанцы все хозяйственные дела передали своим рабам – илотам, в которых они превращали пленников. В дела илотов они не вмешивались, а просто брали у них все, что им надо. Во-вторых, они стремились к полному и абсолютному равенству среди граждан, и для борьбы с богатством – чтобы никто из свободных людей не имел больше, чем все остальные, – они применили мощный экономический рычаг – деньги. Ликург просто заменил дорогие и компактные золотые и серебряные монеты дешевыми и тяжелыми железными. Для того, чтобы сделать дорогую покупку, деньги нужно было везти на телеге. Для хранения денег нужно было строить особое помещение. В Спарте исчезло взяточничество – как можно втихаря получить такие деньги? Исчезли грабежи, потому что украденные деньги было трудно перевезти и еще труднее спрятать. Ликург изгнал ремесленников, производивших предметы роскоши. Да они и сами ушли бы, потому что железные деньги ходили только внутри Спарты, и купить на них предметы роскоши тоже было невозможно. Приостановилась торговля с соседями – кому были нужны спартанские железяки? И превратилась Спарта в замкнутое казарменное государство. Так вроде бы правильная борьба с неравенством и «дурными нравами» привела к упадку общества, которое не оставило после себя никаких культурных ценностей, никаких имен великих художников. Это было по-своему идеально устроенное, защищенное и от тирании, и от анархии общество великолепно физически подготовленных, патриотически настроенных и малообразованных, необыкновенно скучных людей. Наверное, все-таки не случайно великий английский драматург Вильям Шекспир сказал когда-то: «Дай человеку только то, что нужно, и человек сравняется с животным».
Тата: Ну и ну, я про Спарту читала, но ничего такого не вычитала. Все про хорошее было написано. Так все же – как к деньгам-то относиться?
Архивариус: Я думаю, просто, без особой любви и без ненависти, как к любому сложному механизму: уважать и учиться управлять ими - умно владеть. Так что давайте и в связи с евангельскими притчами, и с опытом Спарты, и не без консультаций с мамами, папами, бабушками, дедушками поразмышляем на очень интересную тему:
Задание:
Что бы я сделал, если бы у меня было много денег.
Кирюша: Ура! Вот уж я напишу! Ох, чего бы я сделал!
Тата: Ну точно из тебя какой-нибудь буржуй вырастет! Банкир или фабрикант!
Нонна Яковлева