Архивариус: Ну, друзья мои, сегодня мы будем говорить о городе, который я особенно люблю. Это Владимир. Город трудовой и вместе с тем — какой-то удивительно теплый, с широким вольным дыханием. Было время — хоть недолгое, когда Владимир был столицей Руси. И было это при славном князе Андрее Боголюбском. Я вот приготовил вам очередной рассказ. Кто его почитает?
Тата: Можно – я?
Великий князь Андрей Боголюбский и его столица.
Хорошо в историю с таким прозванием войти — Боголюбский. Вот отца Андрея Боголюбского - великого князя Георгия, или, по-русски, Юрия, - подданные не любили за злой нрав и прозвали Долгоруким.
Жил князь Андрей в середине XII века, когда Киевская Русь была раздираема княжескими междоусобицами. Не любил Киева. “Театр алчного властолюбия, злодейств, грабительств, междоусобного кровопролития, Россия южная, в течение двух веков опустошаемая огнем и мечом, казалась ему обителью скорби и предметом гнева Небесного”, — пишет Карамзин. Еще при жизни отца тайно уехал князь Андрей из Вышгорода — княжеской резиденции под Киевом. С собою взял икону Владимирской Богоматери в драгоценном окладе. Построил для нее Успенский собор в городе Владимир, который основал его дед Владимир Мономах. Украсил город каменными зданиями, поставил Золотые и Серебряные ворота, дивной красоты белокаменную резиденцию Боголюбово. И померк Киев, утратил роль великокняжеской столицы: его место занял молодой и прекрасный город Владимир на Клязьме-реке. А Андрей Боголюбский стал править почитай всей Русью.
…От Москвы до Владимира на электричке часа три езды. Выезжай утренней — ее еще рабочей называют, потому что люди на ней из городка в городок, от станции к станции на работу ездят. Тогда в бывшую столицу Андрея Боголюбского часов в 9 приедешь, к обедне в Успенский собор попадешь. Много лет пустым и темным был собор, звучали в нем только голоса экскурсоводов, а теперь ожил, широко задышал, посветлел, и снова идут в нем службы, люди Богу молятся.
Подъезжаешь к городу, а слева по ходу электрички во все окно — чудо великое, прекрасный собор Успенский, из белого камня возведенный и пятью золотыми главами увенчанный.
Поначалу-то князь Андрей его одноглавым поставил, наподобие Успенского собора Киево-Печерской Лавры: в XII веке перестали на Руси многоглавые храмы возводить, все больше одноглавые. Зато в каждом княжестве — на свой манер. Где из кирпича, а где из белого камня. Князь строителей привечает, заказывает выстроить церковь такую, чтоб на другие похожа не была.
Так и Владимирский Успенский собор был стройным, с одной главой на высоком барабане. За два года его сложили. Это позднее, при Всеволоде Большое Гнездо после страшного пожара 1185 года собор галереями обвели, стены пробили — столпы укрепили, на них пять башен с пятью главами возвели. Поднялся над всей Русью на горе столичный пятиглавый собор. А в нем главный образ – Матери Господней. С той поры его и нарекли Владимирским.
Вплоть до XVI века все русские князья венчаться на великое княжение во Владимир ездили. Потом-то уж в Москве, в Успенском соборе Московского Кремля цари шапку Мономаха принимали. Да и московский собор итальянский мастер Аристотель Фиораванти возвел по образцу Владимирского— так ему великий князь наказал. Только все равно Владимирский собор краше.
Не один раз после бедствий и пожаров расписывали храм — драгоценное вместилище для Владимирской иконы Богоматери Умиление. И сегодня в нем можно видеть фрагменты фресок в XV века работы артели Андрея Рублева. И список с Владимирской иконы богоматери, который, по преданию, сам Рублев сделал перед тем, как чудотворную в Москву унесли.
Выйдешь из собора — далеко вокруг видно. Высокий собор, выше Киевской Софии. И нарядный, резьбой украшенный. Аркатурно-колончатый пояс бежит по всему периметру. Когда-то колонки были вызолочены, словно золотым кольцом здание обнимали. А между ними фигуры пророков были помещены.
Стоял храм посреди крепости, окруженной широким рвом и валом высотой до 10 метров. А на валу еще рубленые стены. Каменные башни с воротами вели в город с запада и с востока. Серебряных ворот нет давно, а Золотые стоят. Высотой с семиэтажный дом, высокой аркой прорезаны, надвратной церковью увенчаны. А в арке площадка для бойцов: воины с нее дождем стрел неприятеля осыпали.
В 10 километрах от центра города поставил князь на высоком берегу Клязьмы свою резиденцию. Спросите — почему не в самом городе? А вот как о том предание говорит.
Когда ехал князь Андрей с чудотворной иконой из Киева, кони неожиданно встали, и никакой силой их сдвинуть с места было невозможно. Пришлось князю в поле ночевать. Во сне явилась ему Богородица и велела на том месте церковь построить, а святой образ отвезти во Владимир.
Так князь Андрей и поступил. Построил на том месте собор Рождества Богородицы, а рядом — свой замок, окружил их высокими белокаменными стенами. И назвал свою резиденцию “Боголюбово”. Потому в истории прозвание Боголюбского получил.
Из собора по переходу прямо во дворец попасть можно было.
Нарядные строения были, все резьбой по камню изукрашенные. Аркатурно- колончатый поясок со стенки на стенку перебегает, все строения воедино стягивает. Мощный замок, от врагов защита. Да вот никого еще крепкие стены от предательства не спасли.
От старого Боголюбова одна башня с переходом осталась. Говорят, та самая, в которой заговорщики князя Андрея убили. Очень он боярам не угодил: на горожан опирался, а боярскую власть укоротить хотел. Опасался князь врагов, на ночь свой меч у постели держал. Но слуга, которому, как себе, доверял князь, убрал его меч потихоньку. И когда среди ночи ворвались в княжескую спальню убийцы, он оказался безоружен. Воином в расцвете сил был князь Андрей, да что один безоружный против многих с ножами да с мечами сделать может? Посекли князя вороги и убежали. Однако в страхе вернулись посмотреть: а вдруг — не добили. И увидели: спальня пуста, а широкий кровавый след в переход ведет. Тут и нашли князя…
Имена предателей известны: бояре Кучковичи да ключник Анбал Ясин, осетин.
А память князя Андрея в Боголюбово хранит история и его Боголюбово. А особо – самая изящная на Руси небольшая церковь, которую в 1165 году построили неподалеку от резиденции— храм Покрова Богородицы на Нерли.
Боголюбский замок на холме стоит. Под ним — пойменные сочные луга и на них белая церковь — как жемчужина на зеленом бархате. Рядом водоем, и она в нем отражается. На фотографии не сразу и разберешь — где сама церковь, а где ее отражение. Но это уже недавно выкопанное искусственное озерцо. А когда-то на стрелке стоял дивный храм.
Город Владимир-то на Волжском торговом пути расцвел. И откуда бы ни плыли гости — с юга или с севера, не миновали они таможни, возведенной там, где сливались Клязьма и Нерль — две реки. Берег тут был низкий, и его подсыпали землей. Фундамент ленточный высотой 4 метра под стены церкви соорудили из камней, чтобы во время разлива не затопляла ее вода. Землю вокруг белыми плитами уложили, стеночкой с резными балясинами окружили стрелку. И храм — такой стройный, такой легкий, к небесам устремленный возвели, что и поныне глаз не оторвать.
Изменили речки свое русло, ушла от Нерльской церкви вода, но люди не захотели лишиться дивного зрелища и выкопали возле нее искусственный водоем – чистое зеркало…
Большая смута после смерти князя Андрея — “самовластца” — в княжестве была, но в итоге всех победил и на престоле утвердился брат его Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. Правил он долго — тридцать шесть лет. Жесткой рукой правил: сопротивление бояр сломил, соседей, если на Владимир нападали, сурово карал. Когда рязанские князья привели на Владимир половцев и разграбили город, взял князь Всеволод князя Глеба в плен и до самой его смерти держал в темнице.
При Всеволоде еще краше стал Владимир. Это при нем перестроен и расширен был Успенский собор. Неподалеку от него основал Всеволод свою резиденцию и возвел Дмитровский собор — еще одно белокаменное чудо города Владимира.
Будто кружевная богатая скатерть с кистями наброшена на стройный белокаменный храм. Словно драгоценный ларец, изукрашен храм резьбою. Растения, птицы, животные сплелись в тонкий узор. Между висячими колонночками помещены изображения святых. А на стенах, в верхней части – чего только нет! Библейский царь Давид-сладкопевец псалмы поет, а птицы и звери его слушают. А там – Александр Македонский летит на небо в корзине, которую лебеди несут.
Вот и сам князь Всеволод с пятью сыновьями…
В киевские дела владимирский князь вовсе не вмешивался. Его за то автор “Слова о полку Игореве» упрекает. А вот в Новгороде власть свою крепил: как некогда великие киевские князья, дал он новгородцам старшего сына своего Константина на княжение.
Так владимиро-суздальский самовластец стал всей Руси государем. Да не надолго. После смерти князя пятеро его сыновей разделили княжество между собою и начали “прю”.
…Хорош город Владимир во всякое время года. Зеленый город, чистый, любят его жители. И гостей привечают. А если ты школьник — для тебя особая экспозиция имеется: древнерусская школа. Это музейные работники придумали. И парты тут, как в Древней Руси, и книжки старинные подержать в руках можно. И еще — гусиным перышком написать что-нибудь на память, окуная его в старинную чернильницу. Обязательно зайдите в эту школу — она неподалеку от Золотых ворот. Все посмотреть успеете, блинов в кафе вкуснейших поедите — и на московскую электричку. А по дороге в Москву хорошо подремать — день-то был длинный, впечатлений — много-премного. Хорошо!
Тата: Ой, какой длинный рассказ! Я даже устала. И вопросов у меня куча, только нужно вспомнить.
Кирюша: Ты вспоминай, а я спрошу. Аркатурно-колончатый пояс — это как?
Архивариус: А вот посмотрите: друг за друга цепляются арочки, и там, где они соединяются, опущена вниз маленькая колонна, иногда гладкая, иногда резная, вот как в Дмитровском соборе.
Тата: Это для красоты?
Архивариус: Не только. Аркатура как бы отделяет верхнюю часть храма — небесную от нижней — земной. Но есть и конструктивный смысл. Этот поясок — видите? — расположен примерно на середине стены. Внутри, в интерьере здания, на этой высоте укрепляли хоры вроде внутреннего балкона, и поясок был нужен для того, чтобы стена лучше выдерживала распор.
Кирюша: И выдерживала?
Тата: Ну, если восемьсот лет с лишним простояла, то как ты думаешь?
Архивариус: И вот еще на что обратите внимание: входы во владимирские храмы оформлены очень нарядно и торжественно, красивыми перспективными порталами: словно вставленными друг в друга уменьшающимися арками. И в огромном Успенском соборе, и в маленьком храме Покрова на Нерли. Резьбой они не просто так украшены. Ученые, разгадавшие смысл резного убора Дмитровского собора, утверждают, что в нем записан весь миропорядок, то есть, мир в том идеальном виде, каким сотворил его Господь.
Тата: Это как же?
Архивариус: Так ведь здесь есть все: земные растения, звери, птицы, люди, и все они существуют в мире и гармонии. Смотрите, какие львы улыбчивые с пастями, похожими на лежащую цифру 8. Запомните: в таком виде эта цифра обозначает бесконечность.
Тата: А где-нибудь еще такие красивые храмы, как Покров на Нерли, были? Или он один такой?
Архивариус: В XII веке древнерусская архитектура достигла замечательного расцвета. Прекрасных стройных храмов в это время построили немало. Но ни один из них, на мой взгляд, соперничать с храмом Покрова Богородицы на Нерли не может. И еще вот что интересно: откуда вдруг только в одной Владимиро-Суздальской Руси появилась эта резьба?
Кирюша: Почему это — откуда? Да у нас на севере все избы узорами украшены, вы же сами знаете! И в Вологодской тоже.
Архивариус: Прекрасно, Кирюша, это действительно сильный аргумент — резной декор не был чуждым русскому искусству. По дереву резали всегда. А по камню — только здесь. Правда, в других городах, в том же Киеве и Чернигове можно найти отдельные памятники резьбы по камню, но их очень немного.
Тата: А может, только здесь такой камень. Бабушка говорила — он очень мягкий, его легко пилить. А сейчас его кислотные дожди съедают.
Архивариус: Ну что ж, и это соображение хорошее, очень здравое. Но вот что еще интересно. Когда я был в Италии, в храмах городов и селений Тосканы — средней части полуострова — мне довелось увидеть очень похожую резьбу по белому камню. Только там — по мрамору. И притом в храмах, построенных в XII веке. Что скажете?
Тата: Может, у нас итальянцы строили? Или те, кто в Италии учился или побывал? Увидел, понравилось — и тут сделал такую резьбу. Верно?
Архивариус: Пока никто не дал окончательного ответа на этот вопрос.
Кирюша: Вот я вырасту – и докопаюсь обязательно! А давайте выполним такое
Задание: Нарисовать или сделать из бумаги модель владимирского храма Покрова на Нерли.
Тата: Давай попробуем. Только ты мне поможешь?
Кирюша: А то!
_______________________________
Нонна Яковлева