Найти в Дзене

Глава 4. Про подвиг молодого киевлянина, про Яна Усмаря, о пользе изучения языков и еще о том, как некоторые картины загадывают загадки

Архивариус: Судя по вашим вопросам, вы умнеете просто на глазах. Пожалуй, пришла пора знакомить вас с серьезными авторами. Сегодня, друзья мои, я хочу предложить вам извлечения — отрывки из сочинения — очень интересного писателя и историка Николая Михайловича Карамзина. Был он старшим современником и большим другом Александра Сергеевича Пушкина и сначала прославился тем, что написал «Письма русского путешественника» и повесть «Бедная Лиза», над которой проливали слезы многие молодые читательницы, — так печальна была история милой и скромной простой девушки. А в начале XIX века, на пороге войны с Наполеоном, царь Александр I поручил Карамзину написать «Историю Государства Российского». Использовав множество летописных источников, Карамзин рассказал о жизни наших предков с древнейших времен. Его двенадцатитомную «Историю» в России переиздавали много-много раз. И переиздают в наше время. Впрочем, Карамзина нередко упрекали за то, что в его «Истории» слишком много рассказывается о князьях и царях и мало — о простых людях, но это не совсем справедливо. Он пишет и о нравах и обычаях народа, и о безымянных героях. Таков рассказ о юном киевлянине, который спас свой город во времена Святослава. Вы уже знаете, что в дни и годы, когда Святослав воевал вдали от Киева, государством правила его мать — жившая в Киеве мудрая княгиня Ольга. И вот однажды враги осадили Киев. Давайте прочитаем отрывок из сочинения Карамзина.

-2

Подвиг молодого киевлянина

Однажды враги Руси – печенеги, узнав, что князь отправился в очередной поход, приступили к самому Киеву, где затворилась Ольга с детьми Святослава. Воевода российский, именем Претич, с малочисленною дружиною ушел на другую сторону Днепра и не мог иметь с осажденными никакого сообщения.

Изнемогая от голода и жажды, киевляне были в отчаянии. И тогда один смелый отрок вызвался уведомить Претича о бедственном их состоянии. Он тайно вышел с уздою из города, прямо в толпу неприятелей, и, говоря языком печенежским, спрашивал: кто видел его коня? Печенеги, воображая, что он их воин, дали ему дорогу. Отрок поспешил к Днепру, сбросил с себя одежду и поплыл. Тут неприятели, узнав свою ошибку, начали стрелять в него; а россияне с другого берега выехали навстречу и взяли отрока в лодку. Слыша от сего посланного, что изнуренные киевляне хотят на другой день сдаться, и боясь гнева Святославова, воевода решился спасти хотя семейство княжеское — и печенеги на рассвете увидели лодки российские, плывущие к их берегу с трубным звуком, на который обрадованные жители киевские ответствовали громкими восклицаниями. Думая, что сам грозный Святослав идет на помощь к осажденным, неприятели рассеялись в ужасе, и великая княгиня Ольга могла вместе с внуками безопасно встретить своих избавителей за стенами города. Князь печенежский увидел их малое число, но все еще не смел сразиться: требовал дружелюбного свидания с предводителем российским и спросил у него, князь ли он. Хитрый воевода объявил себя начальником передовой дружины Святославовой, уверяя, что сам герой с многочисленным войском идет вслед за ним. Обманутый печенег предложил мир: они подали руку один другому и в знак союза обменялись оружием. Князь дал воеводе саблю, стрелы и коня; воевода князю щит, броню и меч. Тогда печенеги немедленно удалились от города.

А.И. Иванов. Подвиг молодого киевлянина. 1810. Русский музей, Санкт-Петербург
А.И. Иванов. Подвиг молодого киевлянина. 1810. Русский музей, Санкт-Петербург

Кирюша: И все? А что дальше-то было?

Архивариус: А дальше киевляне послали гонцов к Святославу и упрекали князя, что он чужие земли воюет, а свои забыл. Князь вернулся, радостно был встречен детьми и княгиней Ольгой, а потом заскучал в Киеве и ушел в очередной поход.

Кирюша: Нет, а что с этим, как его, отроком-то было? Его хоть наградили чем-то?

Архивариус: Вот об этом ни летописи, ни Карамзин не говорят ни слова.

Кирюша: Я считаю — это несправедливо! Даже неизвестно, как его звали, а ведь он — настоящий герой. Эх, мне бы печенежский язык знать, я бы тоже так мог! Только чего он к берегу-то бежал? Я бы боком, боком к воде, потом за кустики и под водой поплыл — я под водой умею! А то еще можно взять в зубы тростинку и дышать через нее потихоньку.

Тата: Эх ты, лучше бы английский учил, а то я тебя с Томом, своим гостем из Англии, познакомила, — а ты «пык-мык» да «гудбай» изобразил — и все! Так ведь тот юноша уж наверное не хуже тебя плавал! Ну и что — имя не запомнили! Зато в летописи о нем написали и мы его помним! Он же не ради славы так поступил, он людей русских спасал!

Архивариус: Между прочим, этот сюжет очень любили художники в XIX веке. Вот у Андрея Ивановича Иванова есть такая картина, посмотрите, она в Русском музее находится.

Тата: Да мы ее уже видели! Смотри, какой печенег страшный, здоровенный. А юноша очень даже красивый, мне нравится!

Кирюша: Это молодой так толкнул печенега, что он и свалился!

Архивариус: А, между прочим, у Андрея Ивановича Иванова есть еще одна картина на сюжет из древней русской истории, из времен князя Владимира — внука Святослава. Хотите почитать еще один отрывок - о молодом кожемяке Яне Усмаре?

Г.И. Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря. 1796. Русский музей. Санкт-Петербург
Г.И. Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря. 1796. Русский музей. Санкт-Петербург

Кирюша: А Усмарь — это его фамилия?

Архивариус: Нет, это название профессии — кожемяка, то есть человек, который обрабатывал кожу. Усмарем был отец Яна, а сыновья ему помогали. Но под этим прозвищем один Ян попал на страницы истории нашего Отечества. С именем Яна и его победой, как утверждают летописи, был даже назван город — Переяславль. А русские художники о нем создали две прославленные картины.

В летописи говорится о том, что однажды князь Владимир, будучи в походе, узнал, что на его земли напали печенеги. Великий князь перехватил врагов на берегах Трубежа. И вот что дальше произошло. Прочитаем отрывок, а потом я вам картины покажу. Одна из них с загадкой, и очень интересной. Идет?

Тата: Чур, я читаю!

Как князь Владимир испытывал силу Яна Усмаря и как сын Кожемяки с Печенегом бился

Войско печенегов стояло за рекою: князь их вызвал Владимира на берег и предложил ему решить дело поединком между двумя с обеих сторон избранными богатырями. «Ежели русский убьет печенега, — сказал он, — то обязываемся три года не воевать с вами; а ежели наш победит, то мы вольны три года опустошать твою землю». Владимир согласился и велел бирючам, или герольдам, в стане своем кликнуть охотников для поединка; не сыскалось ни одного, и князь российский был в горести. Тогда приходит к нему старик и говорит: «Я вышел в поле с четырьмя сынами, а меньший остался дома. С самого детства никто не мог одолеть его. Однажды, в сердце на меня, он разорвал надвое толстую воловью кожу. Государь, вели ему бороться с печенегом!» Владимир немедленно послал за юношею, который для опыта в силе своей требовал быка дикого; и когда зверь, раздраженный прикосновением горячего железа, бежал мимо юноши, сей богатырь одною рукою вырвал у него из боку кусок мяса.

На другой день явился печенег, великан страшный, и, видя своего малорослого противника, засмеялся. Выбрали место: единоборцы схватились. Россиянин крепкими мышцами своими давнул печенега, и мертвого ударил об землю. Тогда дружина княжеская, воскликнув победу, бросилась на устрашенное войско печенегов, которое едва могло спастися бегством. Радостный Владимир в память сему случаю заложил на берегу Трубежа город и назвал его Переяславлем: ибо юноша русской переял – перехватил у врагов славу.

-5

Кирюша: А я все понял на древнерусском языке! Только — что значит «переял»?

Архивариус: «Перехватил». А понятно все потому, что этот отрывок Карамзин перевел на современный ему язык начала XIX столетия. Вот посмотрите-ка лучше на эти две репродукции. Эту картину написал учитель Андрея Ивановича Иванова — Григорий Иванович Угрюмов. Тут как раз «Испытание силы Яна Усмаря».

Кирюша: Да! Руки у него — как клещи! Смотри, Тата, какие мышцы! Вот бы мне такие накачать!

Тата: А мне быка жалко! Он-то чем, бедненький, виноват? Смотри, какой красивый, с челочкой!

Кирюша: Красивый! Да такой вмиг затопчет! Хорошая картина!

Архивариус: А вот теперь посмотрите на эту картину.

А.И. Иванов. Единоборство Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей. 1812. Русский музей. санкт-Петербург
А.И. Иванов. Единоборство Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей. 1812. Русский музей. санкт-Петербург

Кирюша: Да ведь тут написано: «А.И. Иванов. Единоборство Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей».

Тата: Ага, Иванов, — я знаю, он «Явление Христа народу» написал!

Архивариус: Да нет, Таточка, Вы зря поспешили. С этой картиной и так вечная путаница, но уж с автором-то вроде все ясно. Ее автор не Александр Андреевич Иванов, а его отец — Андрей Иванович, тот самый, что «Подвиг молодого киевлянина» написал. А вот в названии явные ошибки.

Начнем с того, что Мстислава Владимировича, сына Владимира Святого — крестителя Руси, который действительно поборол князя косогов Редедю, прозвали Храбрым, а не Удалым. Был в истории и второй Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха, но он прозывался Великим. Удалым же называли князя Мстислава Мстиславича, сына четвертого Мстислава — Ростиславича, тоже прозванного Храбрым, но Удалой жил на 200 лет позднее…

Тата: Ой, сколько же их! Я совсем запуталась! Ну, в общем, здесь не Удалой Мстислав, а Храбрый. Как же это так искусствоведы запутались?

Кирюша: Да какая разница — Храбрый, Удалой или там Смелый?

Тата: Ага, а какая разница — Кирюше мороженое купить или там Алеше?

Архивариус: Дело в том, что уже эта путаница прозваний наводит на мысль, что не все с картиной ясно. Такое бывает. Возможно, в старом каталоге кто-то что-то перепутал, а потом так по традиции и пошло... Но самое интересное, что это и не Мстислав Храбрый и вообще не поединок с Редедей.

Кирюша: Как это? А кто же?

Архивариус: А всмотритесь-ка повнимательнее в картину: смотрите, тут внизу — вдали два войска с двумя предводителями. Наш князь радуется, а другой — в чалме — за голову схватился.

Кирюша: Не понял: войск два – и предводителей два. А сколько должно быть?

Тата: Эх ты, голова садовая! Если бы князь Мстислав на поединок вышел, так наше бы войско без князя было бы!

Кирюша: А может, там еще какие князья были — во время поединка-то…

Архивариус: Да нет, их было всего двое. И все-таки в каталогах до сей поры значится, что Андрей Иванович изобразил поединок брата Ярослава Мудрого — Тмутараканского князя Мстислава Удалого (да-да!) с косогом Редедей. А это скорее всего изображение поединка Усмаря — Кожемяки — с печенегом.

Кирюша: Это что же — князья на поединки тоже выходили? Вот здорово! И войско можно было сохранить. Вот сейчас бы наш президент вышел на поединок с каким-нибудь еще президентом — и все! Он-то бы уж точно победил!

Тата: Вечно ты со своими глупостями! Смотри, вон и на ленте написано: ПЕРЕЯСЛАВ! Значит, и правда это поединок Кожемяки!

А.И. Иванов. Единоборство Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей. Фрагмент
А.И. Иванов. Единоборство Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей. Фрагмент

Кирюша: Где? Не вижу!

Тата: А вон вверху лента вьется, смотри!

Кирюша: И правда — это же в его честь город Переяславль назвали!

Архивариус: Карамзин считал, что это не более чем легенда, потому что Переяславль упоминался в других летописях задолго до описанных событий, еще в начале X века. Но если это и так, важно, что память людская связала имя города с этим подвигом.

Кирюша: А Мстислав и правда такой был храбрый? Он-то чем прославился?

Архивариус: Мстислав был братом Ярослава Мудрого, он был действительно храбрым и, по-видимому, на самом деле сражался с Редедей. Только это уже иной сюжет…

Тата: А давайте 2 задания дадим – на выбор:

Задание 1: Напишите о том, за какие подвиги некоторых людей помнят долгие столетия. А может быть, вы сами знакомы с такими героями? Тогда расскажите и о них.

Задание 2: Напишите о том, когда вам пригодилось и когда еще может пригодиться знание иностранного языка.

Нонна Яковлева