Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы и о христианстве. В предыдущих статьях цикла мы уже успели разобраться с 8-ю Вселенскими соборами, на которых формировалось христианское вероучение
и с ролью женщины в христианстве.
Теперь хочу обратить ваше внимание на христианские представления о загробном мире. Основой такого учения стали иудейские ветхозаветные тексты и, собственно, христианские - новозаветные (канонические и апокрифические). Причем в Новом завете мы имеем дело не с развернутым христианским учением, а скорее с намеком на него. Дальнейшее его развитие шло позднее - в учениях отцов церкви, постановлениях соборов, богословских трудах и т.п.
При этом оно развивалось, прежде всего, христианами из среды образованных греков и римлян, поэтому не удивительно, что многое впитало из греко-римской культуры. В частности, в нем явно прослеживается влияние идей "Энеиды" римского поэта Вергилия, например, о дифференцированном подземном мире, состоящем из Тартара – места наказания грешников, и Элизиума – полей блаженства для праведников. Именно из-за этого Вергилий будет позднее причисляться чуть ли не к христианским авторам, и не случайно именно он станет проводником Данте по аду и чистилищу в его произведении "Божественная комедия".
Впрочем, аналогичной трансформации подвергнутся и другие античные авторы, идеи которых обнаруживают сходство с христианскими. В частности, некоторые христианские авторы I-V вв. приписывали Платону знакомство с Ветхим заветом.
Анализируя христианскую концепцию загробной жизни, рассмотрим сначала, что сообщается о рае и аде в новозаветных текстах (канонических и апокрифических), тем более, что такого рода информации там немного.
В Новом завете апостол язычников Павел говорит, что Христос умер и воскрес, чтобы стать господином над мертвыми и живыми:
"Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мёртвыми и над живыми" [Рим. 14:9].
У Иисуса теперь есть ключи к смерти и преисподней, о чем он сам говорит Иоанну в последней книге Библии:
"и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти" [Апок. 1:18].
Считается, что в промежутке между своей смертью на кресте и воскресением, Спаситель спускался в ад, чтобы освободить праведников. Однако, в Библии нет текстов, подтверждающих это учение.
Во время Страшного суда мертвые будут судимы им по их делам, а смерть и преисподняя низвергнутся в "озеро огненное":
"И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное" [Апок. 20:12-15].
Происхождение этого "огненного озера" вызывает много вопросов. Вероятно, сначала оно было долиной. Об этом я расскажу в следующей публикации, а так же о том, что Новый завет говорит об аде.
Если у вас есть желание и возможность помочь проекту № карты Сбербанка: 2202 2002 1554 7538
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Цикл по Библии:
Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь, Послание Иакова - начало здесь, 1-ое послание Петра - начало здесь, 2-ое послание Петра - начало здесь, 1-ое послание Иоанна - начало здесь, 2-ое послание Иоанна - здесь, 3-е послание Иоанна - здесь, послание Иуды - начало здесь, послание к римлянам - начало здесь, 1-ое послание к коринфянам - начало здесь, 2-ое послание к коринфянам - начало здесь, послание к галатам - начало здесь, послание к ефесянам - начало здесь, послание к филиппийцам - начало здесь, послание к колоссянам. - начало здесь, 1 послание к фессалоникийцам - начало здесь, 2-ое послание к фессалоникийцам - начало здесь, 1-ое послание к Тимофею - начало здесь, 2-ое послание к Тимофею - начало здесь, послания Павла к Титу и Филимону - начало здесь, послание к евреям - начало здесь, Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова) - начало здесь.