Найти тему
Культурология для всех

Кто такой евангелист Марк?

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы закончили разбираться с первой книгой Нового завета - Евангелием от Матфея.

Настала очередь следующей книги - Евангелия от Марка. Она ощутимо короче предыдущей, в ней 16 глав, в отличии от 28 - у Матфея. Марк - один из семидесяти апостолов, избранных уже после двенадцати основных. Он племянник или двоюродный брат апостола Варнавы, который тоже был из семидесяти и происходил из левитов, значит, можно с большой долей вероятности утверждать, что автор второго евангелия тоже еврей.

Тут я сделала лично для себя культурологическое открытие: как-то принято считать, что “Марк” имя еврейское, но ни Марк Аврелий, ни Марк Туллий Цицерон, ни Марк Антоний, ни другие римляне с этим именем не были евреями… Оказалось, что оно происходит от наименования бога войны Марса.

Евангелист Марк был учеником апостола Петра, а древние церковные писатели утверждали, что его Евангелие - это краткая запись проповедей учителя. Согласно преданию, по восшествии на иудейский престол, Ирод Агриппа I арестовал Петра, но тому удалось бежать, а по пути в Рим, он взял Марка в попутчики и переводчики, что говорит нам о более высоком уровне образования последнего, в отличии от рыбака Петра.

-2

Евангелист Марк считается основателем Александрийской церкви, от которой ведут свое происхождение Коптская православная церковь, Коптская католическая церковь и Греческая православная церковь в Александрии.

Его мощи были вывезены из Александрии в IX в. византийскими купцами с некоторыми ухищрениями. Предполагается, что они спрятали их в бочку и закрыли свининой. Таможенники не стали досматривать, т.к. были мусульманами, а это животное для них нечистое. В Венеции для останков построили Собор Святого Марка.

Повествование второго Евангелия начинается со ссылок на авторитет Ветхого завета:

“как написано у пророков: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему»” [Марк. 1:2-3].

Первая часть из книги пророка Малахии глава 3 стих 1, вторая - из книги пророка Исайи глава 40, стих 3.

Дальше Марк пропускает все, что связано с детством Иисуса, и сразу приступает к описанию Иоанна Крестителя, его деятельности, крещения Христа, и искушения Спасителя сатаной. Причем если у Матфея эти события занимают почти две главы, то Марк обходится двенадцатью стихами.

-3

Про дорогу Иисуса в Галилею в город Капернаум, выясняются новые подробности. Около моря Галилейского он призывает к себе братьев Симона и Андрея, а также братьев Иакова и Иоанна Зеведеевых. Имена последних нам знакомы уже из предыдущей книги. Марк утверждает, что они:

“оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним” [Марк. 1:20].

А Симона мы больше знаем по прозвищу, данному ему Спасителем - “камень” - на арамейском “кифа”, а по-древнегречески “петрос” - это апостол Петр - учитель евангелиста Марка.

Говоря о событиях в Капернауме, Марк совершенно выпускает из поля зрения Нагорную проповедь, но говорит, что Иисус в субботу в синагоге учил:

“И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники” [Марк. 1:22],

почти дословно повторяя фразу Матфея в главе 7, стих 29, сказанную после Нагорной проповеди, а затем Спаситель излечил одержимого.

Из храма Христос с учениками отправился в дом Симона (Петра) и вылечил его тещу, а потом и многих других. О чем Матфей тоже упоминает.

Спаситель проповедует по всей Галилее, изгоняет бесов и исцеляет прокаженного, которому велит:

“и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твоё, что повелел Моисей, во свидетельство им” [Марк. 1:44].

Соответственно, здесь Иисус говорит о нужности исполнения закона Моисея.

В следующей публикации нас ждет вторая глава Евангелия от Марка.

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

Культура средневековой Индии - начало здесь

Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь

Культура средневековой Камбоджи - начало здесь

Культура средневекового Таиланда - начало здесь

Культура средневекового Китая - начало здесь

Культура средневековой Японии - начало здесь

Культура средневековой Европы - начало здесь