Сокровища великого хана: Историко-фантастическая повесть, опубликованная в 2003 году.
Автор Алексей Богачев.
Герои этой книги – обыкновенные российские школьники начала 21 века, которые, спасая человека, невероятным образом попадают сначала в 1912 год, а потом переносятся в Константинополь середины 7 века, когда византийский император в честь победы над аварами наградил хана Кубрата дарами несметными.
Найдут ли ребята все эти богатства, спасут ли своих друзей? Об этом и многом другом вы узнаете, прочитав приключенческую повесть Алексея Богачева «Сокровища великого хана».
Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19 Глава 20 Глава 21 Глава 22 Глава 23 Глава 24 Глава 25
ГЛАВА 26. ДОМАШНИЕ ЗАГОТОВКИ
"За одного битого двух небитых дают", - не переставал повторять Отто Карлович после того, как ребята посветили его в свои секреты и рассказали о первой провальной, на их взгляд, экспедиции.
- Друзья мои, - резонно говорил он, - а чего вы еще хотели? К серьезным делам и готовиться нужно серьезно. Это хорошо, что у Александра хватило ума вспомнить, что министром внутренних дел в 1912 году был Макаров, а то неизвестно как бы все кончилось... Кстати, откуда такие глубокие знания, друг мой? - повернулся Отто Карлович к Баркову.
- Я в декабре на уроке истории доклад делал на тему восстания рабочих на Ленских приисках в 1912 году, - тихо ответил Саша, - ну, и вспомнил, что именно Макаров поддержал в Государственной Думе жесткие действия местной полиции, подавившей это выступление.
- Значит, пригодились-таки знания родной истории, - улыбнулся старый разведчик. - А, вообще-то, отрицательный результат это тоже результат. Главное суметь извлечь уроки из собственных ошибок.
К новой экспедиции готовились основательно. Перехватить желанный перстень в седьмом веке - задача непростая. Это понимали все. В каком районе следует высаживаться? В каком году? Под каким видом? Это лишь немногие вопросы, которые перед ребятами встали сразу же. И поэтому, как на профессиональном языке выразился Отто Карлович, пришлось "качать" информацию, которой, к сожалению, было очень мало.
Сашке с друзьями пришлось буквально перекопать всю научную библиотеку Баркова старшего. Отто Карлович привлек свои старые связи в Эрмитаже, Институте археологии и в Дрезденской галерее.
В результате картина, с одной стороны, прояснилась, с другой - стала еще более запутанной. Оказалось, что если внимательно читать византийские летописи, то людей по имени Кубрат в то время могло быть двое.
Один Кубрат, происходивший из знатного тюркского рода, в юности воспитывался при византийском дворе, был личным другом императора Ираклия. Потом он возглавил орду унногундуров, разбил авар - врагов Византии, за что получил от Ираклия сан патрикия и большие дары. Другой, не менее великий, Кубрат прославился тем, что объединил разрозненные тюркские орды в единый союз племен, известный как Великая Болгария. Государство это находилось на восточном побережье Азовского моря и распалось сразу после смерти своего основателя. Но болгары не канули в лету. Сыновья Кубрата разделили болгарскую орду на несколько частей. Часть болгар переместилась на Северный Кавказ, там и сейчас обитают их потомки балкарцы. Другие ушли на Среднюю Волгу, и современные средневолжские татары в значительной мере являются их этническими преемниками. Самый большой отряд, возглавляемый ханом Аспарухом, перекочевал на Дунай. Там болгары смешались со славянами, приняли их язык и продолжают жить до сего дня.
Но самое удивительное в этой истории то, что оба эти Кубрата могли быть одним и тем же человеком, поскольку унногундуры, или как их еще называют оногуры, тоже входили в болгарский племенной союз.
Таким образом, тщательный анализ ситуации привел наших героев к тому, что делать ставку на поиск Кубрата им не следует. После недолгих споров решили "плясать" от даров Ираклия, куда входил и искомый перстень с монограммой.
Это было резонно. Все летописи указывают на то, что Кубрат, кем бы он ни был, получил дары из рук византийского императора Ираклия во ознаменование победы над аварами. Произошло это в Константинополе в 634 году. Впрочем, с точностью этой даты тоже были определенные заминки, но пришлось положиться на мнение одного авторитетного археолога из Австрии.
Немаловажным оказалось и то, что местонахождение Константинополя с тех давних пор не изменилось, а следовательно найти человека в определенной географической точке, будь он трижды хан или патрикий, гораздо проще, нежели, скажем, в безбрежной причерноморской степи. А посему и решили отправить поисковую группу, еще один термин Отто Карловича, именно в столицу Византийской империи.
Однако, поскольку внезапная материализация "из воздуха" двух людей в центре города могла привести к ненужным инцидентам, место для высадки выбирали специально. Саша в одном из археологических атласов очень удачно наткнулся на ценную информацию о том, что в нескольких километрах северо-западнее современного Стамбула было раскопано большое поселение гончаров и древнее кладбище. Интересно было то, что по данным исследователей жизнь в этом поселке прекратилась внезапно в самом начале седьмого века, и с тех пор он никогда не заселялся. По мнению ученых причиной резкого вымирания жителей деревни стала какая-то эпидемия. Во всяком случае, при раскопках некоторых жилищ там были найдены скелеты людей, которых уже некому было схоронить на кладбище.
С точки зрения науки, в этом не было никакой сенсации - в разных уголках земли на древних поселениях археологи сталкиваются с такого рода находками. Пример тому легендарные Помпеи, где люди, задохнувшиеся от вулканических газов, так и не успели выйти из собственных домов. Важно другое: если Сашка и Димка произведут высадку именно там, то есть очень большая вероятность сделать это не на глазах изумленной публики. По этой же причине выбор времени суток пал на раннее утро.
Когда время и район высадки были определены, а это, по мнению ребят, было самым важным, Отто Карлович на очередном выездном заседании штаба (а встречались они по-прежнему в госпитальном дворике) вдруг произнес неожиданную фразу:
- Ну, а теперь поговорим о самом главном. Вы легенду себе уже придумали?
- Легенду? - не понял Дима.
- Да, легенду, - Отто Карлович привстал со скамьи, и поняв, что ребятам не знаком этот термин, продолжил. - Говоря по-простому, под каким прикрытием вы будете работать?
- То есть за кого мы себя будем там выдавать? - догадался Саша.
- Ну, конечно, - Отто Карлович неспешно прохаживался взад-вперед перед сидевшими ребятами. - Вы же не будете говорить, что вы ученики школы № 25, или какая там у вас школа? - Отто Карлович приостановился. - Собственно, что я говорю, вы же в 1912 году на ходу сообразили, как нужно представляться, и тут же придумали себе легенду. Ошибка лишь в том, что о таких делах, как правило, думают загодя, и отрабатывают все возможные нюансы взаимодействия с противником... - Он поморщился. Видимо последнее его слово ему показалось не вполне точным. - В вашем случае, с местным населением.
На плечо Димки в это самое время села дивной красоты большая синяя стрекоза. Маленьких стрекоз мальчишки называли коромысликами, совсем маленьких - ниточками-иголочками, а таких больших - бомбовозами. Бомбовозы попадались редко, и поэтому Димка не сводил с него глаз. "Совсем еще дети, - улыбнулся про себя Отто Карлович, а вслух командным голосом произнес. - Боец Березкин, вы думали о своей легенде?"
- Я? - удивился Димка и, поняв, что старый разведчик уличил его в детских забавах, густо покраснел.
- Я вот что по этому поводу думаю, - продолжал Отто Карлович, - то, что вы отправляетесь в такой большой, пестрый, разноликий и многоязычный город - это очень хорошо. Смешаться с людьми вам будет легко. Если вы конечно на этот раз не наденете на себя адидасовские футболки и кроссовки. А, боец Барков? Не наденете?
На этот раз румянец зарделся на лице Саши, который уже несколько дней подряд со стыдом вспоминал их неподготовленную авантюру и тяжело переживал глупый "прокол" с одеждой.
- Ну, что было, то было. Такая разведка боем тоже дорогого стоит. - Отто Карлович присел на скамейку и, похлопав Баркова по коленке, уже как-то строго и сосредоточенно сказал. - Я тут посмотрел кое-какие исторические материалы...
То, что в этот раз предложил бывший разведчик, по сути дела, и должно было лечь в основу их легенды. Основная идея состояла в том, что было бы крайне неразумно мальчикам "с рязанскими лицами" (выражение Отто Карловича) выдавать себя, скажем, за китайцев. Если дал Бог тебе европейский облик, значит и работай под маской европейца, если говоришь ты на русском языке - так и выдавай себя за славянина.
- Тем более, что в это самое время византийцы, да и другие народы уже очень хорошо знали силу и мощь северных варваров. - Отто Карлович остановился, словно мысленно для самого себя уточняя какие-то моменты.
- А у меня мама татарка. - Не понятно к чему вставил Березкин.
- Татарка, говоришь? - Задумчиво произнес бывший разведчик и, уже окончательно возвратившись мыслью обратно, четко и определенно спросил. - А ты по-татарски говорить умеешь? Син татарча билясн?
- Билям, - удивленно ответил мальчик, - бабушка со мной только по-татарски и разговаривает.
- А, вот это действительно очень хорошо! Это в наших непростых шахматах очень даже может пригодиться. Но об этом потом, а сейчас...
Отто Карлович достал из кармана больничного халата сложенный вчетверо лист бумаги, который оказался небольшой, но очень подробной картой Восточной Европы. На ней были разного рода линии, нанесенные цветными карандашами.
- Я не поленился, - сказал он, - и вчера сделал этно-политическую карту середины седьмого века. Вот смотрите...
Синим карандашом была отмечена территория расселения славянских племен. В тот период они уже занимали большие территории в междуречье Вислы и Днепра, а также север Балканского полуострова. Отто Карлович обратил внимание ребят на синюю кривую линию в районе Средней Волги.
- Я выяснил, что, согласно последним представлениям ученых, - продолжал он, - примерно во втором веке нашей эры в поисках более спокойной жизни и плодородных земель часть славянских племен переселилась с Днепра на Волгу. Византийцы в то время называли славян венедами. А в более позднее время, куда отправляетесь вы, они выступают под именем антов и склавинов. Для чего нам это нужно знать, как ты думаешь Александр?
- Ну, если мы будем выдавать себя за славян... - начал Саша.
- Правильно, - перебил его Отто Карлович, - но не за антов или склавинов, а за тех отделившихся венедов. Почему? Как ты, Дмитрий, считаешь?
- Ну-у, - напрягся Дима.
- А потому, - не стал дожидаться увлеченный своим планом разведчик, - что язык волжских славян за несколько веков их отдельного проживания наверняка несколько видоизменился и стал отличаться от языка славян, оставшихся на Днепре. И именно это обстоятельство мы положим в основание вашей легенды.
- То есть мы будем выдавать себя за тех самых волжских славян, - догадался Барков.
- Ну, конечно, - оживленно закивал Отто Карлович, - это будет очень даже уместно. В то, что вы славяне, на улицах Константинополя поверят легко. Важно, чтобы сами славяне, с которыми вы непременно там столкнетесь, признали вас за своих.
Как в воду глядел старый разведчик...