Найти тему
ТыжИсторик

«Чаем на Руси никто не подавился!»

Автор Elci.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Сегодня чай — второй по популярности напиток в мире, уступающий только воде. В России он стал одним из национальных напитков — его пьют все. Но так было не всегда. В этой статье мы поговорим о том, что пили на Руси до прихода чая, как он появился в России и в итоге занял важнейшее место в русской культуре.

Чай появился в России в XVII веке, а важнейшими традиционными русскими напитками дочайной эпохи были так называемые взвары (узвары, взварцы). Так назывались отвары из трав, листьев, соцветий и ягод, которые собирали и сушили на всей территории Европейской России. Для каждого региона набор определялся особенностями местной флоры.

Помимо взваров, на Руси пили сбитень и квас. С приходом чая они, в отличие от взваров, сосуществовали в качестве основных национальных русских напитков вплоть до начала ХХ века.

Сбитень — горячий напиток на основе меда и пряностей (чаще всего — имбиря, шалфея, зверобоя, корицы и мускатного ореха). Рецептов сбитня было столько же, сколько сбитенщиков. Известны случаи, когда его варили и вовсе без меда — на основе патоки и шафрана.

Квас был главным холодным русским напитком. К началу XIX века существо­вало свыше тысячи рецептов, включая квасы вишневые, на различных травах и их комби­нациях, малиновые, клубничные, яблочные, грушевые, медовые, на изюме и так далее.

Наконец, не стоит забывать и про огромное количество киселей. Например, большой популярностью пользовался белый кисель с молоком.

Приготовление чая в Китае и отправка его в Россию. Гравюра XIX века. Фото из открытых источников
Приготовление чая в Китае и отправка его в Россию. Гравюра XIX века. Фото из открытых источников

На русском рынке знали два вида чая: караванный (он же кяхтинский), который везли сухопутными маршрутами по Велико­му чайному пути.  Типичный путь чая из Китая в Россию в XVIII — первой половине XIX века был таким: Пекин — Калган (сейчас Чжанцзякоу, КНР) — Урга (нынешний Улан-Батор, Монголия) — Кяхта — Иркутск — Красно­ярск — Томск — Тюмень — Казань — Нижний Новгород. И кантонский: он вывозился из Китая морем и уже через Европу попадал в Россию. Название «кяхтинский» у чая появилось благодаря крепости Кяхта на терри­тории современной Бурятии, которая стала одним из форпостов русской торговли с Китаем. Самым ходовым товаром в обмен на чай была пушнина, или, как ее тогда называли, «мягкая рухлядь». Кяхта и кяхтинский чай глубоко вошли в русскую культуру, оставив свой след даже в народном фольклоре: «Кяхтинский чай да муромский калач — полдничает богач».

Гостиный двор в Кяхте. XIX век. Фото из открытых источников
Гостиный двор в Кяхте. XIX век. Фото из открытых источников

Возить чай было опасно: по пути караваны часто грабили так называемые чаерезы. В отличие от других товаров — фарфора, сукна, которые можно было детально описать и потом отследить, — след чая после пересыпки в новую тару бесследно терялся, и поймать грабителей было практически невозможно. По этой причине крестьяне-сибиряки, нанятые купцами для перевозки чая, сбивались в большие группы, чтобы была хоть какая-то возможность отбиться от грабителей. Даже в 1880-е годы многие подрядчики, узнав, что везти им предстоит чай, отказывались от опасного груза.

Тем не менее, несмотря на все опасности, поставки чая в Россию стремительно росли. К концу XVIII века они составляли 30 % всего русского импорта из Китая, а к середине XIX века — уже 90 %.

Чай стал важным источником формирования целых торговых династий и финансовых империй — Боткиных, Перловых, Высоцких, Вогау, Поповых, Сабашниковых и так далее. Заработанные на чае деньги перетекали в другие сферы торговли и промышленности, становились частью капитала для страховых фирм и банков.

Семейный портрет. Картина Аполлона Мокрицкого. 1837 год. Фото из открытых источников
Семейный портрет. Картина Аполлона Мокрицкого. 1837 год. Фото из открытых источников

В начале XVIII века чай был дорог и, как лю­бая иностранная редкость, доступен только элите: аристократии, высшему купечеству и высшему духовенству. Однако сравнитель­но скоро возможность пить чай получили уже и крестьяне, и городская беднота.

Исследователь русского быта Иван Петрович Сахаров в 1830-х годах писал:

В старину любимские поселяне не живали дома, а переселялись в подносчики по кружалам (питейное заведение)  и харчевням, где они, как страстные любители чаю, получили прозвание водохлебов и бухвалов.

Примерно в то же время путешественник маркиз де Кюстин в своих путевых заметках о России отмечал:

Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи… деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком, который в нем пьют.

Типичными потребителями чая были ямщики:

И ямщик, забыв кабак,

Распивает чай в харчевне

Или курит в ней табак.

Чай был непременным атрибутом экспе­диций и военных походов. Известно, что многие русские путешественники и военные предпочитали чай пуэр: он был неприхотлив в перевозке, отлично согревал, лечил желудок после пищевых отравлений.

Русско-японская война. Варка чая на позиции. Гравюра по фотографии Виктора Буллы. 1904–1905 годы. Фото из открытых источников
Русско-японская война. Варка чая на позиции. Гравюра по фотографии Виктора Буллы. 1904–1905 годы. Фото из открытых источников

Правда, в русской армии чай по довольствию не полагался — вместо него нижние чины пили квас, а офицеры покупали чай за свой счет. Исключения составляли холерные эпидемии, когда войска поили чаем как лекарством. Кроме того, он был положен отрядам, находящимся во время войны на передней линии фронта, в дозорах.

Были в России и те, кто с опаской смотрел на чай. Старообрядческий фольклор ярко передает отношение некоторой (но не всей) части староверов к чаю: «Кто пьет чай, тот спасения не чай». Или: «Кто пьет чай, отчаивается от Бога», «Кто пьет кофе, налагает ков на Христа».

Многие староверы сокрушались: «Китайская стрела в Россию вошла, в христианские сердца — сгубила всех до конца».

На Востоке потребление чая ограничено массой условностей. Русское же чаепитие — «бесцеремонное». Отличалось оно в основ­ном богатством угоще­ния («пустой» чай в России не одобряли — даже в беднейших домах на стол ставили хотя бы хлеб) и ценой все того же самовара: в богатых домах они часто были серебряные.

Чай в русской семье хранила женщина-хозяйка. Многие чайницы — емкости для хранения чая — имели замки с ключом и считались хорошим подарком от гостя на свадьбу в крестьянской семье. Заваривала чай и разливала его по чашкам тоже сама хозяйка. В редких случаях, когда на чаепитие в семью пригла­шали жениха, доверить заваривание чая могли дочери на выданье — это должно было показать ее навыки домоводства.

Семья у самовара. Фото начала ХХ в. Фото из открытых источников
Семья у самовара. Фото начала ХХ в. Фото из открытых источников

Стол к чаепитию всегда накрывали скатертью — она была обязательным атрибутом даже в трактирах. Под чашки с блюдцами выкладывались специаль­ные салфетки. Дореволюционные журналы печатали наборы выкроек целых комплектов для чаепитий.

Вечером за самоваром собиралась вся семья. Чаепития сопровождались не только застольными разговорами, но и развлече­ниями, например игрой в «горящий чай». Чтобы заставить гореть и испаряться чай, достаточно бросить в чашку с чаем кусочек сахару, пропитанный купоросным маслом, и поднести к нему спичку.

Русская культура чаепития имела массу игровых моментов, часть из которых была негласно прописана этикетом. Если в чашку гостя попадал чайный листочек, хозяйка должна была формально за это извиниться. Однако и гостю следовало «отбить» извинения обратно фразой: «Чаем на Руси никто не подавился!»

Отдых валаамских иноков на сенокосе. Гравюра. 1889 год. Фото из открытых источников
Отдых валаамских иноков на сенокосе. Гравюра. 1889 год. Фото из открытых источников

Сосуды для подогрева воды, конструктивно схожие с современным самоваром, были известны и в Древнем Китае, и в античной Греции. Но именно в России самовар стал одним из национальных символов. Первые русские самовары начали делать в середине XVIII века на заводах Демидовых на Урале и в Туле.

Исторически у русского самовара было много имен. В словаре Владимира Ивановича Даля также упоминаются «самоварец» и даже «самодур»; ярославцы звали его «самогаром», вятчане — «самогреем», а жители Курска — «самокипцем».

Из фольклора видно, как по-разному относились к этому нововведению. Одни считали самовар чудом, а другие — бесовщиной:

Медный бес 

На стол залез.

По краям вода,

А в середине — огонь да вода.

Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо.

Оценил достоинства самовара и Наполеон, возивший его с собой во время похода на Россию в 1812 году.

Купчиха, пьющая чай. Картина Бориса Кустодиева. 1923 год. Фото из открытых источников
Купчиха, пьющая чай. Картина Бориса Кустодиева. 1923 год. Фото из открытых источников

С XVIII века к чаепитию подавали свежие ягоды, мед, варенье, сахар (импортный тростниковый), грибы, фрукты и сухо­фрукты, сливки, молоко, сливочное масло, печенье, блины, калачи, крендели, булки, сайки, бублики, пироги, баранки, сухари, пряники, гренки, мясные блюда, и, конечно, чай пили с простым хлебом (преиму­ще­ственно черным).

В XIX веке на чайный стол также ставили сахар (теперь уже из сахарной свеклы), постный сахар (из картофельной патоки), миндальное молоко (перетертый миндаль с водой, этот напиток активно пили в посты), кувшин­ный изюм (персидский, очень крупный) , шоколадные конфеты, вафли, бисквиты, пастилу, мармелад, рогалики и французские булки.

Предприимчивые производители запускали целые линейки выпечки для чая: «Чайное печенье», «Чайные конфеты», «Чайные пряники» и так далее.

Реклама «Чайного печенья» товарищества «Эйнем». 1906 год. Фото из открытых источников
Реклама «Чайного печенья» товарищества «Эйнем». 1906 год. Фото из открытых источников

Кроме сладостей и выпечки любимым чайным угощением были соленые лимоны, которые привозили в Россию в бочках. А по меньшей мере с середины XIX века известна традиция закусывать чай даже солеными огурчиками.

Чай употребляли не только в чистом виде. В XIX веке появились чайные концентраты, которые добавляли в мороженое. Кроме того, на рубеже XIX–ХХ веков были популярны пунши с добавлением чая. А еще раньше был известен один из любимых напитков русских столоначальников — чай с коньяком. Кто побогаче, тот пил чай «с позолотой» (с ромом).

Этикетка кирпичного черного чая «Шунь-Фын» из лучшего чайного сырья. Конец XIX — начало XX в.
Этикетка кирпичного черного чая «Шунь-Фын» из лучшего чайного сырья. Конец XIX — начало XX в.

Помимо деления чая на кяхтинский и кантонский (по маршруту доставки), было деление на фамильный и ординарный. Фамильным называли более дорогой и каче­ственный чай от известного поставщика, его могли себе позволить состоятельные люди. В трактирах и чайных пили, как правило, чай ординарный, более низкого качества, история происхождения которого обычно была покрыта тайной. Например, это мог быть старый лежалый чай, когда-то давно доставленный в империю контрабандой.

Предпочтения к чаю в русском обществе также отличались. Ценители из более состоятельных слоев общества предпочитали зеленый, белый и желтый чай, темные улуны. Эти сорта имели тонкий вкус, но и заваривать их надо было уметь: имела значение мягкость и температура воды и так далее. Красный чай, который в Европе и России называют черным, в отличие от других сортов, не так зависел от искусства заваривания, был дешевле, но и вкус имел менее изысканный. Несмотря на развитие торговли, везти чай из Китая было дорого, поэтому на рынке было множество подделок. Самым распро­страненным сырьем для поддельного чая были кавказский брусничный лист и кипрей, известный также как иван-чай или копорка.

После революции 1917 года масштабный ввоз чая в Россию прервался на несколько десятилетий. Долгие годы в СССР пили кавказский чай: его выращивали на планта­циях, заложенных еще до революции и расширенных в советские годы. Во второй половине ХХ века его стали смешивать с индий­ским и цейлонским. Вкус и аромат чая из советских магазинов — это вкус чайной смеси из разных регионов мира. Сегодняшние массовые чаи — это тоже купажи, но гораздо более разнообразные по составу. Ну а ценителям снова стал доступен любой чай, включая сорта, тради­ции и вкус которых не менялись на протяже­нии столетий — так что можно попробовать чай, который пил, например, первый император династии Чжоу.

Автор и особенно кошка Матрешка, принимающая деятельное участие в написании текстов автора, будут рады небольшим донатам для стимуляции творческого процесса, их можно закидывать сюда: 2202201059082095, это номер нашей с Мотрей карты, нам будет приятно ;).

Мотря в очередной раз отказалась фотаться, поэтому вот вам фоточка кошечки моего приятеля и коллеги Севы. Эту красотку зовут Фрося, и она очень любит своего хозяина )))
Мотря в очередной раз отказалась фотаться, поэтому вот вам фоточка кошечки моего приятеля и коллеги Севы. Эту красотку зовут Фрося, и она очень любит своего хозяина )))

И конечно, же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой

ТыжИсторик теперь и в телеге, заходите к нам, у нас не толерантно, цинично, весело и иногда познавательно: t.me/...rik.

Еда
6,93 млн интересуются