Найти тему

5 самых странных переименований станций в московском метро

462 прочитали

В московском метро есть несколько станций, переименования которых просто не поддаются здравому смыслу: они не связаны с изменением топонимики в городе, со сменой строя и вообще выглядят крайне странно, часто путая пассажиров. Особенно гостей столицы. Сегодня речь пойдет о самых странных и нелепых переименованиях за всю историю самого красивого метро в мире.

Многие станции столичного метро ни раз меняли имя. Вот, например, это станция "Семеновская". Была открыта как "Сталинская". Замазанный медальон с изображением вождя и сегодня проступает сквозь краску. Но не только идеология влияла на названия. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Многие станции столичного метро ни раз меняли имя. Вот, например, это станция "Семеновская". Была открыта как "Сталинская". Замазанный медальон с изображением вождя и сегодня проступает сквозь краску. Но не только идеология влияла на названия. Фото из книги "Наше дорогое метро"

1. "Битцевский парк" в "Новоясеневскую"

Конечная станция Калужско-Рижской линии "Битцевский парк" была открыта в 1990 году. В 2009 году решением мэра Москвы Юрия Лужкова без видимых на то причин станция была переименована в "Новоясеневскую". Официально это обосновывалось тем, что рядом с ней планировалось построить пересадочную станцию - конечную Бутовской линии метро и как раз ее назвать "Битцевский парк". Почему в столичном метро не должно быть двух "Битцевских парков" или отчего нельзя назвать "Новоясеневской" новую станцию, а старую оставить с прежним именем, столичные власти тогда не уточнили, весьма озадачив москвичей. Только в 2017 году столичные власти, наконец, приняли закон, чтобы все новые станции пересадочных узлов впредь называть одинаково, чтобы не создавать путаницы для горожан и гостей города. Жаль, что эта светлая мысль не пришла лет на 60-70 раньше.

Официальная схема метро начала 2000-х. Внизу на оранжевой ветке еще "Битцевский парк"
Официальная схема метро начала 2000-х. Внизу на оранжевой ветке еще "Битцевский парк"
Современная схема. Конечная на оранжевой ветке - "Новоясеневская", а название "Битцевский парк" перекочевало на соседнюю пересадочную станцию
Современная схема. Конечная на оранжевой ветке - "Новоясеневская", а название "Битцевский парк" перекочевало на соседнюю пересадочную станцию

2. "Деловой центр" в "Выставочную" и обратно в "Деловой центр"

Станция "Деловой центр" открылась в строящемся Москва сити в 2005 году, однако в 2008 году мэрия переименовала ее в "Выставочную", учитывая что рядом расположен "Экспоцентр" - крупнейший выставочный комплекс города. Пикантность ситуации в том, что "Экспоцентр" работал на этом месте с 1970-х годов. Почему было не назвать так станцию сразу? При этом сами же столичные власти еще в 2004 году дали имя "Выставочный центр" станции монорельса в районе ВДНХ, поскольку с начала 1990-х ВДНХ называлась Всероссийским выставочным центром. Однокоренные станции в разных районах существовали в системе скоростного транспорта Москвы вплоть до 31 марта 2024 года, когда в столице решили обратно переименовать "Выставочную" в "Деловой центр".

Москва сити, где находится станция "Деловой центр". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Москва сити, где находится станция "Деловой центр". Фото из книги "Наше дорогое метро"

3. "Ботанический сад" в "Проспект Мира"

Станция "Ботанический сад" на Кольцевой линии Московского метро была открыта в 1952 году, следом в 1958 году ввели в строй одноименную пересадочную станцию Рижского радиуса (в будущем ставшего частью Калужско-Рижской линии). Станции назвали так потому, что рядом находится знаменитый ботанический сад Биологического факультета МГУ "Аптекарский огород". Это старейший ботанический сад в России, основанный еще Петром I в 1706 году. Он признан памятником садово-паркового искусства. Станцию Кольцевой линии богато украсили растительными орнаментами, подчеркивая связь оформления с названием. Однако в 1966 году оба метровокзала переименовали в "Проспект Мира". Это было вызвано продлением Калужско-Рижской линии на север, где решили дать имя "Ботанический сад" станции около ботанического сада академии наук СССР, который был разбит уже после Великой Отечественной войны в бывших загородных владениях Шереметевых. Проблема в том, что знаменитый исторический ботанический сад остался на своем месте. Почему нельзя было придумать для новой станции другое имя - загадка! Тем более, что в Москве три ботанических сада. Еще один расположен на Воробьевых горах около главного здания МГУ, к которому и относится. Станцию "Университет" ведь не стали переименовывать в "Ботанический сад"!

Схема метро после открытия Кольцевой линии в начале 1950-х. Никакого "Проспекта Мира" здесь нет. Только "Ботанический сад"
Схема метро после открытия Кольцевой линии в начале 1950-х. Никакого "Проспекта Мира" здесь нет. Только "Ботанический сад"

4."Измайловский парк" в "Измайловскую", а "Измайловскую" в "Измайловский парк"

Наземная станция "Измайловский парк" была открыта около одноименного парка в 1961 году, однако через два года ее переименовали в "Измайловскую", а название "Измайловский парк" дали предыдущей от центра станции на Арбатско-Покровской линии, которая с открытия во время войны до 1947 года называлась "Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина" , а затем сама стала "Измайловской". Рокировочка в названиях соседних станций постоянно сбивала с толку гостей столицы. Дело в том, что после смены названий 1963 года непосредственно у Измайловского парка оказалась "Измайловская", а "Измайловский парк" - несколько в стороне. Впрочем, и это название у станции-соседки не удержалось: в 2005 году ее переименовали в "Партизанскую", и в столичном метро не осталось ни одной станции "Измайловский парк", хотя ранее это имя носили две разные станции.

Одна из двух станций, которая успела побывать и "Измайловской", и "Измайловским парком". Сейчас - "Партизанская". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Одна из двух станций, которая успела побывать и "Измайловской", и "Измайловским парком". Сейчас - "Партизанская". Фото из книги "Наше дорогое метро"

5. "Охотный ряд" в "Имени Кагановича"

И пожалуй, самое поразительное за всю историю столичного метро переименование. Через 20 лет после открытия московской подземки в ноябре 1955 года самую главную, самую центральную станцию "Охотный ряд" переименовали в "Имени Кагановича". Лазарь Каганович, как известно, руководил строительством московского метро, и с момента пуска в 1935 году подземка носила его имя два десятилетия. Однако именно в 1955 году метрополитену внезапно дали имя Ленина, а Лазаря Моисеевича решили "понизить" до одной, пусть и самой центральной станции. Так в названиях столичной подземки отразилась борьба за власть различных группировок в политбюро после смерти Сталина. Менее чем через два года, в октябре 1957-го, "Охотный ряд" снова станет "Охотным рядом" (потом станцию еще дважды переименовывали), а имя Кагановича будет полностью стерто с карты метро.

Станцию метро "Охотный ряд" переименовывали четырежды. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Станцию метро "Охотный ряд" переименовывали четырежды. Фото из книги "Наше дорогое метро"

О том, как менялись названия станций в московском метро и других подземках России, отдельная глава "Идеологические линии" в моей книге "Наше дорогое метро". Главный герой книги - последний метрополитен СССР - Свердловский. На страницах издания вас ждет много малоизвестных фактов обо всех подземных магистралях России. Книга доступна здесь.

В московском метро есть несколько станций, переименования которых просто не поддаются здравому смыслу: они не связаны с изменением топонимики в городе, со сменой строя и вообще выглядят крайне...-8

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel