В московском метро есть несколько станций, переименования которых просто не поддаются здравому смыслу: они не связаны с изменением топонимики в городе, со сменой строя и вообще выглядят крайне странно, часто путая пассажиров. Особенно гостей столицы. Сегодня речь пойдет о самых странных и нелепых переименованиях за всю историю самого красивого метро в мире.
1. "Битцевский парк" в "Новоясеневскую"
Конечная станция Калужско-Рижской линии "Битцевский парк" была открыта в 1990 году. В 2009 году решением мэра Москвы Юрия Лужкова без видимых на то причин станция была переименована в "Новоясеневскую". Официально это обосновывалось тем, что рядом с ней планировалось построить пересадочную станцию - конечную Бутовской линии метро и как раз ее назвать "Битцевский парк". Почему в столичном метро не должно быть двух "Битцевских парков" или отчего нельзя назвать "Новоясеневской" новую станцию, а старую оставить с прежним именем, столичные власти тогда не уточнили, весьма озадачив москвичей. Только в 2017 году столичные власти, наконец, приняли закон, чтобы все новые станции пересадочных узлов впредь называть одинаково, чтобы не создавать путаницы для горожан и гостей города. Жаль, что эта светлая мысль не пришла лет на 60-70 раньше.
2. "Деловой центр" в "Выставочную" и обратно в "Деловой центр"
Станция "Деловой центр" открылась в строящемся Москва сити в 2005 году, однако в 2008 году мэрия переименовала ее в "Выставочную", учитывая что рядом расположен "Экспоцентр" - крупнейший выставочный комплекс города. Пикантность ситуации в том, что "Экспоцентр" работал на этом месте с 1970-х годов. Почему было не назвать так станцию сразу? При этом сами же столичные власти еще в 2004 году дали имя "Выставочный центр" станции монорельса в районе ВДНХ, поскольку с начала 1990-х ВДНХ называлась Всероссийским выставочным центром. Однокоренные станции в разных районах существовали в системе скоростного транспорта Москвы вплоть до 31 марта 2024 года, когда в столице решили обратно переименовать "Выставочную" в "Деловой центр".
3. "Ботанический сад" в "Проспект Мира"
Станция "Ботанический сад" на Кольцевой линии Московского метро была открыта в 1952 году, следом в 1958 году ввели в строй одноименную пересадочную станцию Рижского радиуса (в будущем ставшего частью Калужско-Рижской линии). Станции назвали так потому, что рядом находится знаменитый ботанический сад Биологического факультета МГУ "Аптекарский огород". Это старейший ботанический сад в России, основанный еще Петром I в 1706 году. Он признан памятником садово-паркового искусства. Станцию Кольцевой линии богато украсили растительными орнаментами, подчеркивая связь оформления с названием. Однако в 1966 году оба метровокзала переименовали в "Проспект Мира". Это было вызвано продлением Калужско-Рижской линии на север, где решили дать имя "Ботанический сад" станции около ботанического сада академии наук СССР, который был разбит уже после Великой Отечественной войны в бывших загородных владениях Шереметевых. Проблема в том, что знаменитый исторический ботанический сад остался на своем месте. Почему нельзя было придумать для новой станции другое имя - загадка! Тем более, что в Москве три ботанических сада. Еще один расположен на Воробьевых горах около главного здания МГУ, к которому и относится. Станцию "Университет" ведь не стали переименовывать в "Ботанический сад"!
4."Измайловский парк" в "Измайловскую", а "Измайловскую" в "Измайловский парк"
Наземная станция "Измайловский парк" была открыта около одноименного парка в 1961 году, однако через два года ее переименовали в "Измайловскую", а название "Измайловский парк" дали предыдущей от центра станции на Арбатско-Покровской линии, которая с открытия во время войны до 1947 года называлась "Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина" , а затем сама стала "Измайловской". Рокировочка в названиях соседних станций постоянно сбивала с толку гостей столицы. Дело в том, что после смены названий 1963 года непосредственно у Измайловского парка оказалась "Измайловская", а "Измайловский парк" - несколько в стороне. Впрочем, и это название у станции-соседки не удержалось: в 2005 году ее переименовали в "Партизанскую", и в столичном метро не осталось ни одной станции "Измайловский парк", хотя ранее это имя носили две разные станции.
5. "Охотный ряд" в "Имени Кагановича"
И пожалуй, самое поразительное за всю историю столичного метро переименование. Через 20 лет после открытия московской подземки в ноябре 1955 года самую главную, самую центральную станцию "Охотный ряд" переименовали в "Имени Кагановича". Лазарь Каганович, как известно, руководил строительством московского метро, и с момента пуска в 1935 году подземка носила его имя два десятилетия. Однако именно в 1955 году метрополитену внезапно дали имя Ленина, а Лазаря Моисеевича решили "понизить" до одной, пусть и самой центральной станции. Так в названиях столичной подземки отразилась борьба за власть различных группировок в политбюро после смерти Сталина. Менее чем через два года, в октябре 1957-го, "Охотный ряд" снова станет "Охотным рядом" (потом станцию еще дважды переименовывали), а имя Кагановича будет полностью стерто с карты метро.
О том, как менялись названия станций в московском метро и других подземках России, отдельная глава "Идеологические линии" в моей книге "Наше дорогое метро". Главный герой книги - последний метрополитен СССР - Свердловский. На страницах издания вас ждет много малоизвестных фактов обо всех подземных магистралях России. Книга доступна здесь.
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel