Событием года под землей стал выход новых поездов "Москва-2024" на Замосковорецкую линию московского метро. Долгожданная новинка для пассажиров одной из самых протяженных и загруженных веток столичной подземки. Однако восторги продлились недолго. Первый состав был изуродован пассажирами в тот же день. И претензии к нему, как выяснилось, есть не только у вандалов.
Ждали долго
Сама по себе замена старых "номерных" составов на новые - событие замечательное и долгожданное. Эксплуатирующиеся на линии вагоны, разработанные еще в советское время, более 40 лет назад, давно устарели - и морально и физически.
"Номерными" принято называть метропоезда модели 81-717/714 и их многочисленные модификации. Они выпускались в России с 1976 по 2021 гг. Поступали во все метрополитены бывшего СССР и стали самой массовой моделью метропоездов. До сих пор эксплуатируются во всех метрополитенах России. Подробнее о "номерных" и других типах подвижного состава подземки - в книге "Наше дорогое метро".
За последние годы были обновлены поезда на многих линиях - Сокольнической, Таганско-Краснопресненской, Кольцевой и других, а на новых линиях, разумеется, запускали сразу самые новые типы подвижного состава.
"Москва-2024" - новинка этого года, уже не первая модификация серии поездов "Москва". Однако, несмотря на все усовершенствования, она унаследовала серьезные недостатки предшественников.
Сначала о плюсах, о которых сообщают производители и эксплуатационники:
-Вместимость каждого вагона увеличена на 17 человек
-Больше места для стояния в проходе
-Более широкие и удобные сиденья
-Сиденья покрыты более практичным и износостойким материалом (в предыдущих модификациях "Москвы" сиденья оказались очень "маркими" и быстро обтерлись)
-USB-слоты для зарядки гаджетов на поручнях (ранее были на сиденьях)
К этому стоит добавить достоинства, которые отличают серию метропоездов "Москва" от старых советских моделей и предыдущих российских разработок:
-Более плавный ход
-Климат-контроль вместо "продухов" (в "номерных" кондиционеров нет вообще, вентиляция осуществляется естественным путем через специальные отверстия "продухи" на крыше вагона)
-Плавное открытие и закрытие дверей
-Менее шумный ход
-Современная навигация: мониторы, тачскрины и панели
Казалось, бы одни сплошные плюсы. Радуйся, пассажир! Смотри, как о тебе забоятся!
Так да не так.
Неудобные поезда
Машиностроители не учли самого главного - возможности ехать сидя максимально большому числу пассажиров.
К сожалению, эта странная тенденция появилась в 2000-х годах при создании новых моделей вагонов, и в дальнейшем сохранилась - количество посадочных мест в вагонах уменьшилось.
Напомню, в промежуточных вагонах старых "номерных" поездов, на смену которым пришла "Москва", было 48 сидячих мест. В секциях между каждыми дверьми было по два дивана, каждый из которых рассчитан на 3 места. И так с обеих сторон. Кроме того, в "тупиковых" отсеках вагона, ведущих к служебным дверям в следующий вагон, также было установлено по дивану с каждой стороны. Они были малогабаритными, но могли вместить до 3х пассажиров каждый.
Исключение составляли только головные вагоны, которые вмещали на 6 сидячих мест меньше, поскольку часть пространства занимала кабина машиниста.
Борьбу с сидячими местами машиностроители впервые начали в начале 2000-х - с вагонов "Яуза", которые имели очень драматичную судьбу и в результате были бесславно сняты и с производства, и с эксплуатации. Между тем, в течение двух десятилетий несколько таких составов эксплуатировались сначала на Люблинской, а потом на Каховской линии. А недавно один из уцелевших экземпляров даже попал в аварию на станции "Печатники".
Так вот, в этих вагонах впервые сократили число сидячих мест и сразу на 12, то есть на 25 %. Убрали те самые малогабаритные диваны по краям салона около дверей для перехода в другой вагон. Обосновывалось это увеличением вместимости.
И правда, пассажиров новый состав вмещал больше. Но стали ли комфортнее поездки в этом поезде?
С "Яузой" вообще было связано много всяких глупостей. Например, в метропоезде додумались установить тонированные затемненные окна. Это под землей!!! Стоит ли говорить, что такая "инновация" создавала дополнительные трудности пассажиром при ориентировании во время поездки. В общем, по всему было видно, что разрабатывали "Яузу" люди, которые сами метро не пользуются. В 1990-е было модно тонировать стекла на машинах. Возможно, создатели поезда просто перепутали. Или хотели, чтобы их детище выглядело более крутым во время презентации начальству. Ну и заодно цифрами увеличения вместимости его впечатлить. То, что пассажиры, вообще говоря, предпочитают ехать сидя - их мало волновало.
В новых поездах "Москва" не только не исправили недочет "Яузы", но и продолжили сокращать число посадочных мест. Часть салона перед переходом в соседний вагон так и осталась зоной для стояния.
Кроме того, если в первых модификациях диваны между проходами вмещали по 6 пассажиров (3+3) с каждой стороны, то в последующих их умудрились уменьшить. Теперь на диванах между дверьми вмещается только по 5 человек (3+2). Зато отрапортовали о расширении дверей и увеличении вместимости состава. Таким образом, в каждом вагоне осталось всего по 30 сидячих мест.
Как хорошо! Всем, кроме пассажиров.
Как бы сказали в советское время: "Постоите, не развалитесь!". Парадокс в том, что как раз в то время, несмотря на отсутствие кондиционеров, розеток и прочих "примочек", об элементарных удобствах в вагонах - сидячих местах - думали в первую очередь.
Долгая дорога стоя
К сожалению, в новом поезде "Москва-2024" этот существенный недостаток почти не исправлен. Создатели "щедро" добавили лишь по два места в той части вагона, где идет переход в соседний вагон. А вот средние диваны в сумме по-прежнему вмещают не 6, а только 5 человек.
Поразительно, что об этом не думают! Особенно учитывая темпы метростроения в Москве и то, что линии подземки в столице становятся длиннее, а значит, и поездки на них дольше.
Судите сами, вот протяженность поездки между конечными станциями:
Сокольническая линия - 1 час 8 минут
Замосковорецкая линия - 1 час 5 минут
Арбатско-Покровская линия - 1 час 4 минуты
Таганско-Краснопресненская линия - 1 час 5 минут
Готовы стоять столько? А если ездите каждый день? А если два раза в день? А если проблемы со здоровьем? А если просто устали?
А теперь давайте сравним старые "номерные" составы и "Москву-2024" по числу сидячих мест.
При восьмивагонном варианте детище советской эпохи могло обеспечить поездку сидя для 372 пассажиров.
Восьмивагонное произведение инженеров XXI века "Москва 2024" - всего 264 места для сидения, включая места для людей с ограниченными возможностями.
Разница составляет 108 сидячих мест или 29 %. Это значит, что в каждом поезде "Москва-24" неудобства от поездки, связанные невозможностью сесть, будут испытывать как минимум 108 человек!!!
Конечно, есть целый ряд направлений (например, Таганско-Краснопресненская ветка), где станции работают с перегрузкой в часы пик. Здесь расширение дверей и пространства для стояния в вагонах за счет сидячих мест, возможно, действительно помогает. Но в целом пассажиропоток столичной подземки падает, несмотря на невероятные темпы строительства новых станций и современные поезда. Сравните: если в 1995 году метро в среднем перевозило 8,7 млн пассажиров в день, то в 2022 г. всего 5, 6 млн (по данным ТАСС). При этом, число жителей в столице, как известно, меньше не стало, а наоборот увеличилось. Видимо, горожане все чаще предпочитают более комфортные виды транспорта.
Реакция вандалов
Запуск первых двух поездов "Москва-2024" сопровождался скандалом. В первый же день неизвестные нанесли в новых вагонах оскорбительные надписи, содержащие негативную оценку новинки.
Через пару дней их отыскали правоохранительные органы. Вандалами оказались трое молодых людей (двум из которых нет еще и 18 лет). Они заявили, что являются противниками новых составов и предпочитают старые, еще советские. Стоит также добавить, что уже в первый день пассажиры залили клеем и забили зубочистками часть розеток для зарядки гаджетов в вагонах.
Пока на Замоскворецкую линию вышло только два таких поезда. Но со временем обещают заменить все.
Спорный дизайн
Дизайн нового поезда "Москва-2024" несколько отличается от предыдущих версий "Москвы". И снаружи, и внутри. Новые формы уже вызвали критику экспертов, а некоторые блогеры так и вовсе назвали состав "консервной банкой". Многие обратили внимание на более угловатые и громоздкие формы, у некоторых даже возникли аллюзии с дизайном 1990-х годов, с той же "Яузой".
Впрочем, на вкус да на цвет, как известно, товарища нет. Тут, пожалуй, стоит только констатировать, что "вау-эффекта" дизайн новой модели не вызвал.
В заключение еще раз подчеркну: обновление подвижного состава в метро дело очень важное и нужное. В Москве оно происходит просто невероятными темпами. И это, конечно, радует. Во многих российских городах с подземками о таких новых поездах, к сожалению, могут только мечтать. Тем обиднее ошибки, допущенные конструкторами и дизайнерами при создании новых вагонов. Может быть, в следующий раз уточнить у пассажиров: что для них важно?
А как вам новые поезда?
Поделитесь в комментариях!
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel