Найти тему

"Постоите, не развалитесь!": что не так с новыми вагонами московского метро

Событием года под землей стал выход новых поездов "Москва-2024" на Замосковорецкую линию московского метро. Долгожданная новинка для пассажиров одной из самых протяженных и загруженных веток столичной подземки. Однако восторги продлились недолго. Первый состав был изуродован пассажирами в тот же день. И претензии к нему, как выяснилось, есть не только у вандалов.

Поезд "Москва-2024" на станции "Технопарк" Замоскворецкой линии. Фото: Мос.ру
Поезд "Москва-2024" на станции "Технопарк" Замоскворецкой линии. Фото: Мос.ру

Ждали долго

Сама по себе замена старых "номерных" составов на новые - событие замечательное и долгожданное. Эксплуатирующиеся на линии вагоны, разработанные еще в советское время, более 40 лет назад, давно устарели - и морально и физически.

"Номерными" принято называть метропоезда модели 81-717/714 и их многочисленные модификации. Они выпускались в России с 1976 по 2021 гг. Поступали во все метрополитены бывшего СССР и стали самой массовой моделью метропоездов. До сих пор эксплуатируются во всех метрополитенах России. Подробнее о "номерных" и других типах подвижного состава подземки - в книге "Наше дорогое метро".
"Номерные" поезда в депо. Фото из книги "Наше дорогое метро"
"Номерные" поезда в депо. Фото из книги "Наше дорогое метро"

За последние годы были обновлены поезда на многих линиях - Сокольнической, Таганско-Краснопресненской, Кольцевой и других, а на новых линиях, разумеется, запускали сразу самые новые типы подвижного состава.

"Москва-2024" - новинка этого года, уже не первая модификация серии поездов "Москва". Однако, несмотря на все усовершенствования, она унаследовала серьезные недостатки предшественников.

Сначала о плюсах, о которых сообщают производители и эксплуатационники:

-Вместимость каждого вагона увеличена на 17 человек

-Больше места для стояния в проходе

-Более широкие и удобные сиденья

-Сиденья покрыты более практичным и износостойким материалом (в предыдущих модификациях "Москвы" сиденья оказались очень "маркими" и быстро обтерлись)

-USB-слоты для зарядки гаджетов на поручнях (ранее были на сиденьях)

В вагоне поезда "Москва-2024". Фото: Мос.ру
В вагоне поезда "Москва-2024". Фото: Мос.ру

К этому стоит добавить достоинства, которые отличают серию метропоездов "Москва" от старых советских моделей и предыдущих российских разработок:

-Более плавный ход

-Климат-контроль вместо "продухов" (в "номерных" кондиционеров нет вообще, вентиляция осуществляется естественным путем через специальные отверстия "продухи" на крыше вагона)

-Плавное открытие и закрытие дверей

-Менее шумный ход

-Современная навигация: мониторы, тачскрины и панели

Казалось, бы одни сплошные плюсы. Радуйся, пассажир! Смотри, как о тебе забоятся!

Так да не так.

Так выглядит новинка внутри. Фото: Мос.ру
Так выглядит новинка внутри. Фото: Мос.ру

Неудобные поезда

Машиностроители не учли самого главного - возможности ехать сидя максимально большому числу пассажиров.

К сожалению, эта странная тенденция появилась в 2000-х годах при создании новых моделей вагонов, и в дальнейшем сохранилась - количество посадочных мест в вагонах уменьшилось.

Напомню, в промежуточных вагонах старых "номерных" поездов, на смену которым пришла "Москва", было 48 сидячих мест. В секциях между каждыми дверьми было по два дивана, каждый из которых рассчитан на 3 места. И так с обеих сторон. Кроме того, в "тупиковых" отсеках вагона, ведущих к служебным дверям в следующий вагон, также было установлено по дивану с каждой стороны. Они были малогабаритными, но могли вместить до 3х пассажиров каждый.

"Номерной" состав на Сокольнической линии. Фото из книги "Наше дорогое метро"
"Номерной" состав на Сокольнической линии. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Посадочные места в "номерном" поезде. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Посадочные места в "номерном" поезде. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Диваны в "глухих" отсеках вагона дают номерному дополнительно 12 посадочных мест - по 6 (3+3) с каждого конца вагона. Фото: 750 вольт
Диваны в "глухих" отсеках вагона дают номерному дополнительно 12 посадочных мест - по 6 (3+3) с каждого конца вагона. Фото: 750 вольт

Исключение составляли только головные вагоны, которые вмещали на 6 сидячих мест меньше, поскольку часть пространства занимала кабина машиниста.

Борьбу с сидячими местами машиностроители впервые начали в начале 2000-х - с вагонов "Яуза", которые имели очень драматичную судьбу и в результате были бесславно сняты и с производства, и с эксплуатации. Между тем, в течение двух десятилетий несколько таких составов эксплуатировались сначала на Люблинской, а потом на Каховской линии. А недавно один из уцелевших экземпляров даже попал в аварию на станции "Печатники".

Метропоезд "Яуза"
Метропоезд "Яуза"
В вагоне "Яуза". Фото stolbovsky
В вагоне "Яуза". Фото stolbovsky

Так вот, в этих вагонах впервые сократили число сидячих мест и сразу на 12, то есть на 25 %. Убрали те самые малогабаритные диваны по краям салона около дверей для перехода в другой вагон. Обосновывалось это увеличением вместимости.

Один из двух отсеков для стояния в вагоне "Яуза". Metro-Photo.ru
Один из двух отсеков для стояния в вагоне "Яуза". Metro-Photo.ru

И правда, пассажиров новый состав вмещал больше. Но стали ли комфортнее поездки в этом поезде?

С "Яузой" вообще было связано много всяких глупостей. Например, в метропоезде додумались установить тонированные затемненные окна. Это под землей!!! Стоит ли говорить, что такая "инновация" создавала дополнительные трудности пассажиром при ориентировании во время поездки. В общем, по всему было видно, что разрабатывали "Яузу" люди, которые сами метро не пользуются. В 1990-е было модно тонировать стекла на машинах. Возможно, создатели поезда просто перепутали. Или хотели, чтобы их детище выглядело более крутым во время презентации начальству. Ну и заодно цифрами увеличения вместимости его впечатлить. То, что пассажиры, вообще говоря, предпочитают ехать сидя - их мало волновало.

В новых поездах "Москва" не только не исправили недочет "Яузы", но и продолжили сокращать число посадочных мест. Часть салона перед переходом в соседний вагон так и осталась зоной для стояния.

Поезд "Москва" на Филевской линии. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Поезд "Москва" на Филевской линии. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Салон поезда "Москва". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Салон поезда "Москва". Фото из книги "Наше дорогое метро"
Зона для стояния в поездах "Москва" - вместо диванов. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Зона для стояния в поездах "Москва" - вместо диванов. Фото из книги "Наше дорогое метро"

Кроме того, если в первых модификациях диваны между проходами вмещали по 6 пассажиров (3+3) с каждой стороны, то в последующих их умудрились уменьшить. Теперь на диванах между дверьми вмещается только по 5 человек (3+2). Зато отрапортовали о расширении дверей и увеличении вместимости состава. Таким образом, в каждом вагоне осталось всего по 30 сидячих мест.

Как хорошо! Всем, кроме пассажиров.

Как бы сказали в советское время: "Постоите, не развалитесь!". Парадокс в том, что как раз в то время, несмотря на отсутствие кондиционеров, розеток и прочих "примочек", об элементарных удобствах в вагонах - сидячих местах - думали в первую очередь.

Долгая дорога стоя

К сожалению, в новом поезде "Москва-2024" этот существенный недостаток почти не исправлен. Создатели "щедро" добавили лишь по два места в той части вагона, где идет переход в соседний вагон. А вот средние диваны в сумме по-прежнему вмещают не 6, а только 5 человек.

Поразительно, что об этом не думают! Особенно учитывая темпы метростроения в Москве и то, что линии подземки в столице становятся длиннее, а значит, и поездки на них дольше.

Судите сами, вот протяженность поездки между конечными станциями:

Сокольническая линия - 1 час 8 минут

Замосковорецкая линия - 1 час 5 минут

Арбатско-Покровская линия - 1 час 4 минуты

Таганско-Краснопресненская линия - 1 час 5 минут

Готовы стоять столько? А если ездите каждый день? А если два раза в день? А если проблемы со здоровьем? А если просто устали?

А теперь давайте сравним старые "номерные" составы и "Москву-2024" по числу сидячих мест.

Сравните: 6 посадочных мест в отсеке между дверьми в "номерном" поезде. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Сравните: 6 посадочных мест в отсеке между дверьми в "номерном" поезде. Фото из книги "Наше дорогое метро"
В поездах "Москва-2024" осталось только по пять посадочных мест между дверьми. Фото  мос.ру
В поездах "Москва-2024" осталось только по пять посадочных мест между дверьми. Фото мос.ру

При восьмивагонном варианте детище советской эпохи могло обеспечить поездку сидя для 372 пассажиров.

Восьмивагонное произведение инженеров XXI века "Москва 2024" - всего 264 места для сидения, включая места для людей с ограниченными возможностями.

Разница составляет 108 сидячих мест или 29 %. Это значит, что в каждом поезде "Москва-24" неудобства от поездки, связанные невозможностью сесть, будут испытывать как минимум 108 человек!!!

Конечно, есть целый ряд направлений (например, Таганско-Краснопресненская ветка), где станции работают с перегрузкой в часы пик. Здесь расширение дверей и пространства для стояния в вагонах за счет сидячих мест, возможно, действительно помогает. Но в целом пассажиропоток столичной подземки падает, несмотря на невероятные темпы строительства новых станций и современные поезда. Сравните: если в 1995 году метро в среднем перевозило 8,7 млн пассажиров в день, то в 2022 г. всего 5, 6 млн (по данным ТАСС). При этом, число жителей в столице, как известно, меньше не стало, а наоборот увеличилось. Видимо, горожане все чаще предпочитают более комфортные виды транспорта.

Реакция вандалов

Запуск первых двух поездов "Москва-2024" сопровождался скандалом. В первый же день неизвестные нанесли в новых вагонах оскорбительные надписи, содержащие негативную оценку новинки.

Через пару дней их отыскали правоохранительные органы. Вандалами оказались трое молодых людей (двум из которых нет еще и 18 лет). Они заявили, что являются противниками новых составов и предпочитают старые, еще советские. Стоит также добавить, что уже в первый день пассажиры залили клеем и забили зубочистками часть розеток для зарядки гаджетов в вагонах.

Поезд "Москва-2024" на станции "Динамо" Замоскворецкой линии.
Поезд "Москва-2024" на станции "Динамо" Замоскворецкой линии.

Пока на Замоскворецкую линию вышло только два таких поезда. Но со временем обещают заменить все.

Спорный дизайн

Дизайн нового поезда "Москва-2024" несколько отличается от предыдущих версий "Москвы". И снаружи, и внутри. Новые формы уже вызвали критику экспертов, а некоторые блогеры так и вовсе назвали состав "консервной банкой". Многие обратили внимание на более угловатые и громоздкие формы, у некоторых даже возникли аллюзии с дизайном 1990-х годов, с той же "Яузой".

Впрочем, на вкус да на цвет, как известно, товарища нет. Тут, пожалуй, стоит только констатировать, что "вау-эффекта" дизайн новой модели не вызвал.

Интерьер вагона поезда "Москва-24". Фото: mn.ru
Интерьер вагона поезда "Москва-24". Фото: mn.ru

В заключение еще раз подчеркну: обновление подвижного состава в метро дело очень важное и нужное. В Москве оно происходит просто невероятными темпами. И это, конечно, радует. Во многих российских городах с подземками о таких новых поездах, к сожалению, могут только мечтать. Тем обиднее ошибки, допущенные конструкторами и дизайнерами при создании новых вагонов. Может быть, в следующий раз уточнить у пассажиров: что для них важно?

А как вам новые поезда?

Поделитесь в комментариях!

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel

Все тайны метро в одной книге
Коллекция впечатлений
3 июля 2023