Судьба бутербродов, тех, которые сэндвичи (а не канапе), непроста и во многом даже драматична. За последние полвека это интернациональное блюдо эволюционировало практически до неузнаваемости, изменившись практически как Донателла Версаче или Вера Алентова после пластики. Только у них это про внешность, а у бутербродов — про суть.
В итоге бутерброды уверенно входят во всевозможные современные топы «вредной» еды, параллельно не менее уверенно сохраняя место в топах еды самой популярной.
Что же так «изуродовало» бутерброд (хлеб с маслом и ещё чем-нибудь), что из безобидного дополнения к основной еде, перекуса шахтёров и горняков, незаменимого атрибута пикников, привокзальных кафе и театров, он превратился в монстра-вредителя здоровья?
В случае русско-советского бутерброда, как и с пластической хирургией, всё испортило желание походить на мифический «красивый» идеал. В данном случае банальный американский.
История из детства
Школа у нас была не обычная, а «с изучением ряда предметов на испанском языке», зачисляли туда деток по конкурсу, а не по принципу местожительства. В результате большинство учеников жили достаточно далеко от источника знаний.
Сейчас это почти рядовое явление. Но так и с личным транспортом (и с общественным тоже) не в пример лучше стало. И на такси в те времена «наши люди в булочную не ездили».
Тогда, в далёкие 70-е, дорога «школа-дом» была целая история. И когда после школы планировались какие-либо выездные мероприятия, а времени «на обед» от окончания уроков до сбора возле школы многим явно не хватало даже на путь в один конец, прекрасным выходом представлялся визит к близживущим одноклассникам.
Моя одноклассница Каринка Моралова жила от школы практически в шаговой доступности, всего пару остановок на автобусе. Семья её, папа с мамой, классические советские инженеры, обедали на работе, но дочери обед всегда оставляли, надо было только разогреть.
Впритык никто тогда не готовил, так что периодически время до сбора у школы мы проводили у неё. Обедали и «по-бырому» делали уроки (так освобождалось время после мероприятия на киношку или аттракционы).
И вот, как-то раз, уже у неё дома, Каринка заявила, что обедать будем бутербродами. Сказать, что я удивилась, это не сказать ничего. Не то, чтобы я любила обед или страшно хотела есть, но нарушение всех канонов ставило в тупик. Ведь все знали — бутерброды не еда, ну то есть не основной приём пищи по-современному.
Немного о бутерброде
С начала 19 века и до знаменательной перестройки суть бутерброда в нашей стране принципиально не менялась. На тонкий кусок классического хлеба (из двух сортов пшеницы, с обилием клейковины), намазанный хорошим сливочным маслом, клали сыр, колбасу, ветчину или домашнюю буженину, жареные телятину и дичь, ростбиф или икру, осетрину или селёдку.
Такая закуска была быстрой и адекватной заменой сложным салатам и пирогам, но безжалостно преследовалась к качестве самостоятельной еды старшим поколением: «не ешь всухомятку», «не хватай на ходу», «не перебивай аппетит». На службе и в школах были столовые, а дома готовили «первое, второе и компот».
Первые попытки внедрить американский вариант бутерброда в виде «горячей московской котлеты с булочкой» по мотивам американского гамбургера, идею чего привёз среди прочего нарком пищепрома Микоян из США в 1936 г, не увенчалась успехом. Авторские бутерброды тогда устояли. Справедливости ради, и американский бутерброд тех времён был не чета нынешнему.
Поэтому я несказанно удивилась отсутствию стандартного обеда, ведь вроде никаких катаклизмов в семье Каринки не наблюдалось. «Готовит у нас папа, а мама с папой поругались, и он ничего не приготовил», — деловито сообщила одноклассница. Как это поругались, не поняла я, родители Карины вообще в моей голове ни с какими конфликтами не ассоциировались, ни мама, ни папа. Новость, что готовит папа, на этом фоне померкла.
Выяснилось, что папа периодически устраивает «бунт на корабле», пытаясь склонить к готовке маму. Но та держится стойко и переходит на бутерброды с докторской колбасой, коими питаться может неограниченное время. Папа, неспособный к такому экстремальному режиму питания, раньше или позже (чаще раньше) сдаётся, и всё возвращается на круги своя.
Я попала как раз на один из этих эпизодов. Каринка бодро заявила, что пошёл третий день великого противостояния, и конец уже близок. Мы попили чай с бутербродами, сделав из этого целое шоу с вариантами нарезки колбасы и размещения масла с ней же с двух сторон хлеба.
И даже помыслить не могли, что ещё при нашей жизни традиция полноценного обеда канет в лету даже в семьях, где один из родителей на службу вообще не ходит, а бутерброд в «советском» варианте будет восприниматься чуть ли не как образец здоровой еды.
Метаморфозы бутерброда
Также как уродующая лицо пластика начинается с малого улучшения внешности (вначале действительно удачного, надо сказать), так и гибельная трансформация бутерброда началась с благих намерений.
Эксперты винят во всём... кампанию по борьбе с вредными жирами. Когда нездоровую колбасу или жирную буженину стали заменять вроде как здоровой низкокалорийной индейкой или куриной грудкой, добавлять их стали в количествах, намного превышающих пределы разумной закуски. Так запланированная польза обернулась вредом.
Сегодня бутерброд (он же сэндвич, он же брускетта) признан американскими диетологами едва ли не самой вредной в мире едой. За 40 лет его калорийность выросла в 2,5 раза (по меньшей мере до 800 ккал), а сам он превратился в «сердечную бомбу».
Вместе с калорийностью вырос размер сэндвичей. Оптимизация бутерброда привела к рекордному увеличению потребления «низкокалорийных» мясных деликатесов.
Сэндвичи оказались в качестве источника соли и неполезного жира на первом месте, сахара — на втором. Сахар и жир поступают из маложирных мясных продуктов, а соль в основном — из процессированного сыра.
Высокообработанные зерна в хлебе тоже не добавляют пользы и способствуют развитию инсулинорезистентности. На долю сэндвичей приходится столько же добавленных сахаров, сколько на долю сухих завтраков и батончиков.
Интернациональную популярность бутербродов понять можно: они вкусные, компактные, удобные, относительно недорогие и очень доступные. Их можно купить повсеместно, в ресторане быстрого питания и кафетерии, в магазине и на автозаправке.
И их съесть можно много, не выделяя для еды специального времени и не садясь за красиво накрытый стол: в машине, за рабочим столом, на прогулке и в лифте. Большие бутерброды на любой вкус — это так просто. И так опасно.
Россия, как обычно, по мере сил догоняет Америку. Сэндвичи легли в основу питания офисных работников и молодежи. А российские врачи все чаще говорят о значительно помолодевших болезнях сердца и сосудов, в основе которых ежедневный нездоровый рацион. Американские коллеги уже давно в курсе.
Сделай сам
Даже простые изменения могут существенно улучшить ситуацию и сделать бутерброд намного здоровее.
Для начала настоятельно рекомендуется отказаться от переработанного мяса. Колбаса, ветчина, бекон, котлета для бургера и всё магазинное содержат недопустимо много соли и консервантов.
Каждая такая ежедневная порция увеличивает риск болезней сердца на 42% и диабета на 19%, не говоря уже о повышении риска развития некоторых видов рака (прежде всего, колоректального).
Вместо переработанного мяса для сэндвича лучше сварить мясо или язык, или сделать буженину. Можно даже нарезать свежий стейк или домашнюю котлету. Или приспособить дикую жирную рыбу. Если совсем ничего нет — тунец консервированный вам в помощь.
Для красоты, вкуса, микроэлементов и витаминов можно добавить немного нарезки свежих сезонных локальных овощей. А если не сезон, то прекрасно подойдут и ферментированные продукты (солёные огурцы, квашенная капуста).
Не забываем, что в переводе слово бутерброд означает «масло на хлебе». Сливочное масло было, есть и будет лучшей приправой к любой еде. Никаких покупных кетчупов и майонезов! Ну разве что в дополнение найдёте горчицу без сахара (есть такая), или маринованный халапеньо для любителей поострее подойдёт.
Проблема бутербродов начинается с хлеба
Классический белый хлеб, булочка или французский багет - это в основном углеводы в виде сильно переработанной белой муки. Исследования показали, что употребление большого количества высокопереработанных углеводов со временем приводит к инсулинорезистентности, набору веса и диабету. Хлебцы тоже не пойдут.
Поэтому белый хлеб лучше заменять хлебом из цельного твёрдого зерна. Цельные зерна содержат клетчатку, которая помогает регулировать процесс переработки углеводов, сдерживая резкие скачки сахара в крови, и дольше сохранять чувство сытости (конечно, если перестать есть быстро и на ходу). И отследить отсутствие в составе хлеба добавленного сахара в любом виде.
А ещё лучше тонко порезать хлеб из дикой пшеницы - полбы.
Но это уже совсем другая история.