Найти тему
152 подписчика

Ржаная закваска, которая точно получится! Подробный пошаговый рецепт

Хлеб я пеку только на ржаной закваске, она послушная, более неприхотливая, чем пшеничная.

Закваску сделать не сложно, есть несколько условий, чтобы она получилась:

  • Банка для закваски должна быть стеклянная, пластиковую не стоит использовать.
  • Крышка должна быть не плотная, вместо крышки можно использовать сложенную в несколько раз марлю, которую можно закрепить резинкой. Я использую металлическую или пластиковую крышку, слегка сдвигаю её, чтобы был доступ воздуха к закваске.
  • Ржаную муку нужно использовать свежую, даже если срок годности еще не вышел, я заметила, что закваска получается и ведет себя лучше, если муке не больше двух месяцев с даты изготовления. У меня получается закваска с ржаной обдирной муки от производителей «Селяночка», “Metro Chef”.
Хлеб я пеку только на ржаной закваске, она послушная, более неприхотливая, чем пшеничная.  Закваску сделать не сложно, есть несколько условий, чтобы она получилась:   Рецепт закваски: День 1.

  • Воду для перемешивания муки я использую холодную из-под крана, кипяченая или фильтрованная не подойдет.
  • Место для хранения закваски - не стоит закваску ставить рядом с чайником, батареями либо около плиты. У меня закваска просто стоит на столе и прекрасно себя чувствует. Готовую дозревшую закваску можно хранить в холодильнике и кормить раз в 3-4 дня.

Рецепт закваски:

День 1.

Смешать в стеклянной банке 1 столовую ложку ржаной муки (с горкой) с небольшим количеством холодной воды до состояния густой сметаны. Если перевернуть банку, масса не начнет стекать вниз. Слегка прикрыть крышкой (чтобы был доступ воздуха) и оставить на сутки.

К концу первых суток масса может чуть увеличиться, начнет пузыриться, появится неприятный запах гнилой травы - начался процесс брожения.

День 2.

Закваску нужно «покормить» - в то же время, как и вчера, в банку добавить столовую ложку муки и немного холодной воды до состояния густой сметаны, перемешать, прикрыть крышкой и оставить еще на сутки.

Закваска поднимается, пузырится и все еще присутствует неприятный запах полусгнившей травы, это нормально - в закваске развиваются бактерии, но пока не молочнокислые бактерии, а бактерии брожения. Масса начинает активно подниматься, пузыриться.

День 2. Через 8 часов после «кормления» закваска  увеличилась в 2 раза.
День 2. Через 8 часов после «кормления» закваска увеличилась в 2 раза.

К концу вторых суток закваска выглядит так:

День 2. конец вторых суток
День 2. конец вторых суток

День 3.

На третий день я добавила уже полторы ложки муки и немного воды. Снова оставить на сутки.

Начало третьих суток
Начало третьих суток

Закваска активнее бродит, пузыриться, пахнет по прежнему, неприятно.

Молочнокислые бактерии возможно уже есть, но их очень мало, поэтому продолжаем растить закваску дальше.

К концу третьих суток закваска выглядит так:

Хлеб я пеку только на ржаной закваске, она послушная, более неприхотливая, чем пшеничная.  Закваску сделать не сложно, есть несколько условий, чтобы она получилась:   Рецепт закваски: День 1.-8

Запах закваски стал не таким неприятным.

День 4.

На четвертый день я добавила уже 2 столовые ложки муки и немного воды.

На четвертый день вы заметите, что закваска изменилась, она стала приятно пахнуть слегка кислым, стала быстрее увеличиваться. Даже оттенок закваски чуть изменится, станет слегка бежево-рыжеватым.

К вечеру (через 12 часов после «кормления») закваску выглядит так:

Хлеб я пеку только на ржаной закваске, она послушная, более неприхотливая, чем пшеничная.  Закваску сделать не сложно, есть несколько условий, чтобы она получилась:   Рецепт закваски: День 1.-10

Она поднялась больше, чем в 2 раза, пахнет уже приятно, слегка кислым - «квасной» запах. Закваска становится пышной, более мягкой, хорошо увеличивается.

Но выпекать хлеб еще рано, закваске нужно набрать силу. Обычно это происходит на восьмой-десятый день с начала замешивания закваски.

На конец четвертых суток закваска выглядела так:

Хлеб я пеку только на ржаной закваске, она послушная, более неприхотливая, чем пшеничная.  Закваску сделать не сложно, есть несколько условий, чтобы она получилась:   Рецепт закваски: День 1.-11

Видно, что она немного «опала», нужно снова добавлять муку.

День 5.

На пятый день я добавила уже 3 ложки муки, так как закваски становится больше и ей недостаточно будет 1-2 ложки.

Хлеб я пеку только на ржаной закваске, она послушная, более неприхотливая, чем пшеничная.  Закваску сделать не сложно, есть несколько условий, чтобы она получилась:   Рецепт закваски: День 1.-12

И к вечеру закваска поднялась и выглядела вот так:

Хлеб я пеку только на ржаной закваске, она послушная, более неприхотливая, чем пшеничная.  Закваску сделать не сложно, есть несколько условий, чтобы она получилась:   Рецепт закваски: День 1.-13

Завтра утром, когда придет время её кормить, я часть закваски выброшу, добавлю муку 2-3 ложки и немного воды.

Еще дней 5-6 я продолжу её кормить и можно будет выпекать хлеб. Муки добавлять буду по 2-3 ложки.

Важно кормить закваску каждый день, если печь хлеб не собираетесь, а закваски в банке уже много, то часть можно выбросить.

Если закваска к утру чуть побелела сверху - значит, она голодная, её нужно «покормить», добавьте чуть больше муки, чем обычно.

Банку я мою раз в 3-4 дня, перекладывая закваску в глубокую тарелку, мою банку только водой, без использования моющих средств.

Если у вас закваска не получилась, может стоит поменять место хранения закваски, возможно дело в муке, попробуйте сменить производителя.

Надеюсь, эта статья поможет вам получить хорошую, стабильную и полезную ржаную закваску!