Найти тему
VK Гид

«Чёрная гора – дай огня»: как прошла Масленица в Никола-Ленивце

© VK Гид
© VK Гид

В Никола-Ленивце ярко светит солнце. Тепло от его жёлтого диска разливается по всей округе — в Подмосковье стоят первые дни со стабильно плюсовой температурой. Ко главному входу фестиваля идут девушки, напоминающие инопланетянок — они одеты в адаптированные под русский народный стиль техно-костюмы. Их губы напомажены ярко-красным, их длинные косы с красными лентами — из соломы, на их головах — большие картонные кокошники неправильной формы, венки из деревянных прутьев или маски неведомых зверей.

На главной площадке фестиваля развернулось самое настоящее русское гулянье: скоморох в разноцветном костюме и с неестественным румянцем на щеках предлагает отведать блинов, развеселые музыканты с балалайками и баяном веселят гостей и водят хороводы под народную песню «Ой, мороз мороз». Слышится голос ведущего старинной игры: «А сейчас будем играть, с ноги валенки кидать». После этих слов парень бросает валенок и сразу же попадает в колодку. За это он получает приз — масленый блин.

На улице пахнет блинами, глинтвейном и шашлыком. К деревянным палаткам с едой не протолкнуться — очереди очень длинные. Один из торговцев даже жарит улиток. Женщины в ярких платьях с лубочными принтами раздают конфеты и просят взглянуть на их платки: «Всё сама — своими руками», – говорит одна из них.

В центре площадки высится достопримечательность фестиваля — Чёрная гора. 22-метровая инсталляция из сухих веток должна полностью сгореть на глазах у сотен гостей фестиваля. Гора хтоническая, мохнатая и похожа на сказочное чудище. До сожжения этого страшилища ещё четыре часа.

На фоне Чёрной горы люди смеются, участвуют в конкурсах и постепенно их пёстрые наряды смешиваются в одну большую кашу-малашу. Девушки в ярких платьях, которые надеты поверх тёплых курток идут к «бревну доверия». Незнакомые люди должны поддерживать друг друга на бревне, чтобы не упасть: «Доверяй, но проверяй», – уверенным тоном говорит подпоясанный мужчина в красной рубахе, а следом ловит тех, кто не смог удержаться на поверхности.

Еще одна русская забава на Масленице в Никола-Ленивце — забивать гвозди на скорость. В этом конкурсе участвуют девушка и парень. Девушка заметно хочет выиграть. Она ловко забивает гвоздь в дерево. Люди хлопками и словами «давай, давай, быстрее!» поддерживают строптивую девушку. Пожалуй, самый весёлый аттракцион масленицы в Никола-Ленивце -- это карусель. Посреди поля было установлено толстое бревно с тремя канатами. На нём весело катались дети и взрослые. Это сооружение вызывало в памяти образы старинной русской Масленицы, знакомые по фильмам про дореволюционную Россию.

Ритмичная электронная музыка из колонок постепенно вводит в медитативное состояние. Эти звуки погружают в забытье и веселье. Это ощущение усиливается, когда смотришь творящийся вокруг балаган — звенящие колокольчики на венках, громкий смех и разговоры, которые сливаются в один протяжный гул. А жижа из песка, воды и земли под ногами усиливала чувство, что местность, в которой мы очутились – это не просто танцевальная площадка для техно-рейва, а капище для дикого и грубого древнеславянского ритуала.

Солнце стало садиться, а значит — сейчас будут жечь Чёрную гору. Люди постепенно собираются вокруг неё. Музыка постепенно меняется. В ней начинает звучать мужской голос, говорящий бессмысленные фразы. Странный человек из динамика то смеется, то бормочет, то громко охает. Это напоминает бред сумасшедшего, который попал к нам через машину времени из дремучей Руси.

Сотни людей стоят и слушают этот странный гипнотический голос. Через время его голос становится отчетливее, а фразы понятнее. К его словам нужно усерднее прислушаться, чтобы понять их глубинный смысл: «Как потопаешь, так и полопаешь», «Верь в свой народ – этот не подведёт», дурака не жалко, в огне не тонет, в огне не горит». Вдруг голос воплотился в странном, нелепом мужичонке. Он ходил в синих шортах, чёрных сапогах, белой майке и шубе. В одной руке он держал балалайку, а другой постоянно жестикулировал. Он напоминал юродивого.

Примерно через полчаса рядом с юродивым перед Чёрной горой появились ряженые в красных одеяниях. Они плавно перемещались сквозь толпу людей, загадочно взмахивая руками перед лицами. Эти движения напоминали огонь, облизывающий брёвна.

Мужчина с балалайкой продолжал перемещаться и талдычить: «В пути мечта, в мечте счастье, счастье в любви». В конце его слова стали полностью понятны. Он призывал оставить всю злобу, несчастье, обиды, зависть зловещей Чёрной горе, а потом позвал всех водить хоровод вокруг неё. Все послушались и пошли за ним.

В конце перформанса юродивый объявил, что Чёрная гора заберёт его. Люди в костюмах красных огоньков взяли его на руки и понесли внутрь инсталляции. В это же мгновение из горы повалил тяжёлый черный дым. Народ воодушевлённо закричал. Все смотрели, как огонь постепенно распространяется по веткам. Кто-то говорил: «Весна пришла! Ура! Прощай зима!» или «Весне дорогу!».

Через десять минут огонь поглотил всю макушку Чёрной Горы. Огонь пожирал инсталляцию, а мелкие ярко-оранжевые искры от него отлетали ввысь на несколько метров. Люди орали и никак не могли остановиться. И каждый раз их крик становился все громче и насыщеннее. Особенно громко кричали и зазывали весну, когда огня становилось всё больше и больше: «Зима, уходи!», – исступлённо вскрикивали гости фестиваля.

И зима ушла. Какая-то девушка с алыми от крика и жара щеками радостно крикнула: «Теперь-то точно весна наступила!».

Еда
6,93 млн интересуются