Найти тему
Ость.

«Самогон» (сериал, 2024). Как один снайпер «одним махом семерых побивахом»

Сказка про Великую Отечественную войну для впечатлительных вьюношей и романтичных барышень неустановленного возраста. Именно так хочется мне охарактеризовать этот мини-сериал. Премьера состоялась 22 февраля 2024 года. Сценарий написал Виктор Двояк, член Академии российского телевидения и член Международного союза журналистов. Видимо, очень достойный товарищ.

Главный герой - Николай Слепков, странный паренёк с явными проблемами социальной адаптации, охотник-сибиряк по прозвищу Самогон.

Он не курит и не пьёт, тем самым противореча своему прозвищу. А всё потому, что наставник по снайперскому ремеслу сказал, что война - это охота. А брат же в свою очередь говорил, что на охоте пить нельзя.

Герой пережил тяжёлое детство, потерял брата, сложные отношения с матерью. Он не такой как все, один против целого мира, но победа явно будет за ним. Почти Иван – крестьянский сын, только Коля.

Термин «самогон» в данном случае подразумевает охотника в одиночку загоняющего добычу, без использования собак или лошадей.

Его окружают другие персонажи, такие же, как и он, бойцы-сибиряки; командир отделения, ефрейтор Щапов, по совместительству земляк Николая; командир взвода Кузьма Провоторов, ушлый мужик, которому дали в подчинение необстрелянную молодь; всепонимающий комбат Ростислав Буровых. Только они всего лишь фон для Самогона, сражающегося с врагом практически в одиночку и побеждающего не благодаря, а как всегда вопреки.

При просмотре сего произведения вспоминается советский фильм «Аты-баты, шли солдаты» (1976). В том фильме Леонид Быков, похоже, пытался донести центральную мысль до зрителя, а потому мало уделял внимания второстепенным деталям сюжета. Возможно, этому способствовали проблемы с финансированием. Здесь это тоже ощущается - отсутствие реалистичного фона, на котором разворачивается история. Сериал страдает от сценарных дыр и анахронизмов [только я вам про них не расскажу, чтобы не спойлерить захватывающий сюжет данного видеополотна], персонажи тоже ведут себя нелогично и непоследовательно, что в свою очередь позволяет двигать сюжет.

Роль главных антагонистов досталась «Великолепной семёрке» - группе немецких снайперов-спортсменов под руководством штурмбаннфюрера [звание использовалось только в частях СС] Генриха Кремпа, снайпера 4-й горно-пехотной дивизии вермахта, финалиста ОИ-1936 по стрельбе из малокалиберной винтовки. Группа давно и успешно воюет на фронте. Красивые, аккуратные, суровые и при этом очень правильные немецкие воины. Противопоставлены им бойцы из отделения снайперов ефрейтора Щапова, толком необстрелянные хитроватые сибирские ребята. Зато наши.

Слегка поредевшая «Великолепная семёрка».
Слегка поредевшая «Великолепная семёрка».

К сказочности сюжета. По ходу повествования Коля Слепков с непринуждённостью уничтожает одного за другим снайперов из «Великолепной семёрки». Ведь сибирскому охотнику-самогону что лисичка, что Чудо-Юдо Генрих Кремп – всё едино, просто цель в перекрестье оптического прицела.

Интересный момент при атаке наших позиций [если верить «картинке»] немецкое командование для усиления пехотных атак использует только одну лёгкую пехотную пушку [7,5 cm leIG 18] и один единственный лёгкий миномёт [Granatenwerfer 36]. Никаких бронетранспортёров и тем более танков. Впрочем, действительно, зачем? Советские войска и так отступают, ведь у них и этого нет [опять же, если верить увиденному на экране].

В итоге получилась грустная сказка про крестьянского сына [оказавшегося благодаря брату умелым охотником] так и не ставшего царевичем и не заполучившего Елену Прекрасную связистку Зою в жёны. И хотя царевна товарищ лейтенант оказалась сговорчивой, но великовозрастной и совестливой, а потому была скомкано выведена автором сценария за пределы истории. Периодически зашкаливающая эпичность повествования с вставками реальной кинохроники намекает зрителю, что речь идёт про время героев, но в персонажах геройства не ощущается. Словно нам говорят, что вот они - обычные парни смогли превозмочь, только вот самого превозмогания не ощущается.

Немного позубоскалил, на этом заканчиваю.