Масленица в 2024 году начинается 11 марта, и сама сырная неделя продлится до 17 марта. Про то, как печь блины и какими они могут быть, мы еще многократно расскажем, а сейчас делимся с вами новыми знаниями о Масленице. Даже в 2024 году всегда есть что рассказать об этом самобытном празднике.
Последнюю «седмицу» (то есть неделю) перед постом церковь называет «сырной»; в народе ее называют Масленицей. Догматически из «скоромной пищи» церковь благословляет только рыбу, яйца и молочные продукты, но не мясо и птицу!
Как высчитываются даты проведения Масленицы 2024
Масленица в 2024 году, как обычно, празднуется в течение недели перед Великим постом. Эту неделю называют «сырная». У православной церкви есть свое прочтение этой недели, а точнее седмицы. Согласно Типикону, всю седмицу, включая среду и пятницу, разрешено есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты, но запрещено во все дни мясо. Так церковь противопоставляет языческий, разудалый праздник Масленицу покаянной сырной седмице, для которой характерно «светлое предчувствие поста».
Иначе можно сказать, что масленичная неделя начинается за 56 дней до Пасхи, что обычно соответствует второй половине февраля — началу марта по новому стилю.
Почему в Масленицу принято отказываться от мяса
Во время календарной смена зимы на весну древние греки устраивали весёлые празднества в честь бога Диониса и назвали праздник Apokries, то есть «без мяса». Почему так? Есть версия, что у крестьян к этому времени заканчивалось мясо.
А ещё Масленицу часто именуют народным карнавалом. Интересно, что итальянское слово «саrnevalе» происходит по самой распространённой версии от двух латинских слов: «carnis vale» — прощай мясо.
Славянские народы используют для обозначения Масленицы не только словосочетание «сырная неделя». В ходу ещё и слово «мясопуст», как нельзя лучше характеризующее масленичное меню. Это слово впервые было упомянуто в самом начале XI века в Лаврентьевской летописи. Там так описывается эпидемия чумы (мор), которая в 1092 году обрушилась на Друцк и Полоцк, а потом перекинулась на Киев: «яко продахомъ корсты (гробы) от Филипова дне до мясопуста 7 тысячь». Само письменное упоминание Масленицы датируется ХVI веком.
Опять же церковь объяснила по-своему отказ от мяса на сырной седмице. В одном из источников XIV века говорится, что византийский император Ираклий I, правивший с 610 по 641 год, после шестилетней войны с персидским царём дал обет не есть мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Его войска одержали победу. В честь этого император обратился к православной церкви с ходатайством, и его обет был принят, а сырная седмица и сейчас — в 2024 году — проходит для верующих без мяса.
Традиции и истоки Масленицы, согласно историческим и литературным источникам
Про Масленицу и блины много писали и пишут. Для начала приведём удивительный факт из книги «Куль хлеба и его похождения» Сергея Васильевича Максимова, русского путешественника, писателя, этнографа, знатока народного быта, работавшего во второй половине XIX века: «Рязанцам велено было проконопатить мохом деревянную крепость, они всё ленились, откладывали дело. Подошла Масленица, их приструнили; моху не запасено, а блинов сколько хочешь; они и проконопатили свою крепость блинами». Этот случай похож на исторический анекдот, но точно соответствует бесшабашному настроению Масленицы.
Историки считают, что истоки Масленицы — это языческий праздник, который отмечали наши предки в честь Волоса (Велеса), «скотьего бога». Он и Перун являлись главными божествами Древней Руси, во многом противостоящими друг другу. Громовержец Перун был богом княжеской дружины, в Волос — богом для всех других русичей, особенно для крестьян. Идол Перуна устанавливали на холме, идол Волоса — в низине.
Иван Николаевич Божерянов, русский искусствовед и автор популярных исторических работ, в книге 1894 года «Как праздновал и празднует народ русский рождество Христово, новый год, крещение и масленицу» писал, что даже в XIX веке в Новгородской губернии есть обычай в День святого Власия, 24 февраля (по новому стилю), приносить в церковь для освящения свежую говядину, называемую «волосной», что напоминает об языческом боге Волосе. Новгородская церковь святого Власия даже стояла на Волосовой улице, месте, где, скорее всего, прежде располагался идол «скотьего бога».
Божерянов ссылается на Жюля Жанена, французского писателя и журналиста XIX века, который признался: «Масленица, вероятно, родилась на севере, она — дочь мороза. Человек увидал её, прячущуюся за сугробом снега, а законодатель призвал её в помощь человеку в самое суровое и печальное время года, и она явилась с жирными, румяными щеками, с коварным глазом, с обнажённою грудью, не с улыбкой на устах, но с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась танцевать с ним до обморока».
Иван Николаевич пишет: «Действительно, иностранцы, бывшие на Руси 200 лет тому назад (то есть в XVII веке), сообщали, что во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат и убийства, так что ужасно слышать о том всякому христианину. Нынешний Московский патриарх Андриан давно уже хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел; однако же он сократил его на 8 дней». Сейчас мало кто знает, что до крестового похода Адриана против Масленицы праздник длился 14 дней.
Зря иностранные гости так ополчились на Масленицу, особенно если подобные праздники были по всей Европе. Да, у нас всегда праздновали этот праздник широко и щедро, недаром в народе даже сейчас сохранилась поговорка: «не всё коту Масленица», а ведь были и другие прибаутки, например, «сваталась Маланья на Масленицу, думала-гадала замуж пойти, а того не ведала, что Масленица только молодых ставит напоказ» или «выпили пива на Масленицу, а от похмелья ломало после Радоницы».
Да, Масленица — это, прежде всего, блины, а ещё сырная неделя, знаменитая своими развлечениями. Не зря раньше говорилось: «Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду». В XIX веке в четверг — на «Широкий разгул» — в Архангельске, например, возили по городу самодельный корабль из переоборудованных саней, убранный разноцветными флагами и украшенный изображениями рыб и зверей. Корабль сопровождали ряженые, музыка и песни. Божерянов предполагает, что этот обычай был, вероятно, занесён в Архангельск ссыльными или переселенцами из Москвы и Санкт-Петербурга, которые были свидетелями маскарадных шествий на городских улицах во времена Петра Первого.
Остатками прежних военных потех были и знаменитые кулачные бои. Помните отрывок из кинофильма Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», где герой Олега Меньшикова, чтобы утолить свои печали, врывается в самую гущу кулачного боя?!
Даже в летописях есть упоминание о том, что наши предки сражались с врагами на кулаках. А когда победы в войнах определялись оружием, кулачные бои стали только забавой. Одно время особо славились бойцы казанские, тульские и калужские. Они приезжали в Москву и выигрывали в потешных боях денежные и прочие призы, но и платили за своё бесстрашие жизнью. Казанские суконщики, например, часто побеждали в кулачных боях «стенка на стенку».
Масленица 2024 года: какие традиции можно возродить и сейчас
Есть в традициях празднования Масленицы и более мирные развлечения, отлично подходящие для 2024 года.
Масленичная игра «Взятие снежного городка» пришла из поселений казаков Сибири, Урала, Красноярского края, Пензенской и Тульской губерний. Ещё в XVIII веке они строили крепости и городки из снега, а точнее из больших ледяных или снежных глыб. Созданное строение заливали водой для большей стойкости и долговечности. Стройка велась на льду рек и озер, но также и на городских площадях. Обычно в ней участвовали молодые мужчины, юноши и подростки при поддержке властей. Снежные постройки часто украшали декоративные элементы, изображающие людей и животных, ворота и фасад были резными. Для большего эффекта в прорези вкладывали древесный уголь.
Взятие снежного городка совершали в Прощёное воскресенье, то есть в последний день Масленицы. Одна группа мужчин в самых лучших своих праздничных нарядах защищала свою постройку. Другая — под предводительством «генерала» или «царя» — нападала. Каким бы азартным ни был потешный бой, после него все мирно и дружно отмечали завершение Масленицы. При этом еда и напитки покупалась защитниками и нападающими в складчину.
Еще на Масленицу катались с горок. Мы уже писали о катальных горках здесь. Тогда поводом стал День катыша, отмечаемый 5 марта в честь святого Льва Катанского, христианского епископа и святителя, жившего на Сицилии в VIII веке. Его в народе еще называли Катальщик или Катыш. Масленица также славилась своими горками, даже если День катыша не совпадал с сырной неделей.
В книге Божерянова рассказывается, что на первый день Масленицы («Встреча») дети с утра выходили на улицу строить снежные горки, скороговоркой причитывая «Душа-ль ты моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах кататься, в блинах валяться, сердцем потешаться». После такой встречи дети скатывались с горок и кричали: «Приехала Масленица, приехала Масленица!»
В Москве самые значимые масленичные гулянья проходили на Москве-реке и на Неглинной, которая протекала около западной стены Кремля, где теперь находится Александровский сад. Именно там строились катальные горы для увеселения народа до 1790-х годов. Там же проходили конные бега с участием рысаков. Залихватскими катаниями славились Ямские слободки: Тверская, Рогожская и Дорогомиловская. В Санкт-Петербурге были знамениты Охтенские горы, куда государыня Екатерина Вторая приезжала в сопровождении всего двора. В столицах катальные горки строились с размахом и украшались затейливыми башенками, на которых развевались разноцветные флаги, а вдоль горок, вместо барьера, в два ряда стояли елки и статуи изо льда и снега.
В селах и деревнях катальные горки были не только развлечением, они были частью гаданий и смотрин. Первыми катались незамужние девушки — по одной или целыми группами на прялках. Как далеко скатилась та или иная незамужняя девица, означало, выйдет она замуж рядом с домом — на своей малой родине или уедет куда-то далеко. Потом на горку поднимались уже матери семейств. Они не гадали, а завораживали будущий урожай — катались «на долгий лён». Они уже использовали для спуска с горы арсенал посерьёзнее — вплоть до перевёрнутых скамеечек. Потом на горки допускались и все остальные сельчане, которые обычно часто группами до десяти человек катались на кусках обледенелой свиной кожи. На катальных горках знакомились и приглядывались к будущим жёнам и мужьям. Парень мог пригласить понравившуюся девушку прокатиться вместе на нарядных салазках. Если спуск проходил успешно и никто в конце его не падал, он имел право поцеловать красавицу.
Молодые мужчины приносили для девушек угощения: конфеты и орехи, девушки иногда приходили с блинами, сопровождая свои гулянья и дары тематическими обрядовыми песнями.
Для молодоженов посещение катальных горок было обязательным.
Что остается от Масленицы
Известно, что в последний день сырной недели — в Прощёное воскресенье — принято сжигать чучело Масленицы. Интересно, что в нескольких исторических очерках XIX века описывался обычай, характерный, например, для Костромской губернии. Там в городах был популярен обоз с ряжеными — мужчинами с соломенными колпаками. Вечером они уезжали подальше от домов и сжигали свои колпаки. В деревнях и сёлах этим же вечером мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку соломы, складывали их в одну кучу и сжигали, олицетворяя сжигаемой соломой проводы Масленицы.
Изготавливали и более привычные сейчас, в 2024 году, масленичные куклы (чучела). Такая ручная работа распространялась по всей России, но особенно популярна была в южных губерниях страны. Мастерили не только Масленицу, но и Масленика. Фигуры использовали в обрядах и по отдельности, и попарно. Фигуры чаще всего готовили из соломы, но иногда наряжали деревянные чурбачки, а в Псковской губернии Масленицей была даже снежная баба, которую скатывали с горы, но почти всегда создавали фигуры именно из соломы. В любом случае, одежду для Масленицы и Масленика собирали по всему селу или деревне, стараясь создать обобщённый образ всех селян.
Интересно, что раньше сжиганием Масленицы сырная неделя не заканчивалась. Такого уже в 2024 году, возможно, больше нигде и нет. В материалах Российского этнографического музея есть сведения о Тужилках по Масленице. Их иногда именовали как «малая Масленица». Это продолжение масленичного гулянья или появление отдельных его элементов на первой неделе Великого поста, чаще в Чистый понедельник. Смысл Тужилок — сожаление, горевание об ушедшей Масленице, очищение от греховного разгула в начале поста.
В Курской губернии в Чистый понедельник из остатков блинного теста даже пекли «туженники» («тужики») — небольшие хлебцы. Так крестьяне тужили о Масленице, вспоминая её добрым словом.