969 подписчиков

Пилоты гражданской авиации ищут рабочие места. Продолжение...

2,1K прочитали

Дорогие друзья! В продолжении темы про трудоустройство пилотов ГА. Как говорится, повторение - мать учения или как не наступить на одни и те же грабли дважды. Возможность трудоустройства часто связана с переучиванием на новый тип, и об этом многие из вас пишут в комментариях. Кроме того, в комментариях снова всплыло название "АУЦ Челавиа".

Молодежи будет полезно, а тем, кто постарше, возможно, просто любопытно. Поскольку в нашем чудном государстве спасение утопающих все чаще становится делом рук самих утопающих - начнем...

Поводов для возмущения и претензий к авиационным властям много, но так ли всё однозначно было в случае АУЦ Челавиа?

Самолет Diamond DA-62 // источник: www.iaa.ie
Самолет Diamond DA-62 // источник: www.iaa.ie

Кто может обучать пилотов?

Согласно ст. 8 и 54 Воздушного кодекса РФ обучать лиц авиационного персонала, коими являются пилоты, могут только те лица, которые имеют сертификат авиационного учебного центра (АУЦ). В настоящее время сертификат АУЦ получают по ФАП-289, утвержденным приказом Минтранса России, а до них (и на момент событий Челавиа) получали по ФАП-23, утвержденным приказом Федеральной авиационной службы от 29.01.1999 г.

При этом, поскольку обучение пилотов - образовательная деятельность, то обучающая (образовательная) организация также должна иметь и соответствующую лицензию, соглаcно ст. 91 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

То есть у организации должно быть одновременно 2 документа: сертификат АУЦ и лицензия. Соблюдая эти требования, организация может осуществлять образовательную деятельность в сфере авиации.

Что дало старт масштабным проверкам разных АУЦ?

Старт внимательному изучению деятельности АУЦ дала катастрофа Боинга 737-500 АК "Татарстан" в ноябре 2013 года. В итоговом расследовании МАК значится, что в период якобы обучения в частном АУЦ КВС фактически выполнял полёты (подтвердил работодатель). Легитимность получения КВС свидетельства пилота коммерческой авиации также не подтвердилась.

Учитывая такие ☝ аспекты деятельности частных АУЦ и, увы, катастрофические последствия, Росавиация начала шерстить и другие АУЦы, в том числе ЧелАвиа.

Как было в АУЦ Челавиа?

У этого АУЦ даже в названиях юрлиц(а) какая-то чехарда: то некоммерческое образовательное учреждение (НОУ), то ЧУПДО, то частное профессиональное образовательное учреждение (ЧПОУ), то ЧелАвиа, то Челябинское лётное училище гражданской авиации (ЧЛУГА)... И да, какое-то юрлицо переименовали, а какое-то открывали с нуля, но зачем?...

В любом случае в реестре Росавиации есть данные о 2-ух сертификатах, которые выдавались АУЦ Челавиа в Челябинской области:

  • N 192 ООО "Авиакомпания "ЧелАвиа" в 2011 г., (истёк в 2013 г.)
  • N 216 ЧУП ДО "УТЦ "Челавиа" в 2014 г., (истёк в 2016 г.).

Какое-то время АУЦ Челавиа обучал авиаспециалистов, в том числе коммерческих пилотов. Но в один прекрасный момент Росавиация начала аннулировать свидетельства коммерческих пилотов, которые были выданы после обучения в ЧелАвиа... Конечно, пошла волна негодования и со стороны обученных, и со стороны АУЦа - как же так, ведь Росавиация согласовала программы, а теперь аннулирует!

В СМИ огромное количество публикаций, что Росавиация "обрезает крылья" пилотам, боится конкуренции в подготовке коммерческих пилотов, пытается выдавить ЧелАвиа с рынка и т.д. Было много исков (одиночных и коллективных) в адрес Росавиации о незаконности аннулирования свидетельств авиаперсонала, но суды приняли позицию - аннулирование было законным.

Суд установил, что выпускниками ЧелАвиа не пройдено обучение в полном объеме. Выявление этого факта - основание для аннулирования пилотских Росавиацией.

Решением 2018 года Бабушкинского районного суда г. Москвы по делу 02а-0141/2018 - в коллективном иске выпускников ЧелАвиа к Росавиации и Минтрансу отказано. Мосгорсуд позже затвердил решение.
Учебный самолет Челавиа, Tecnam P-2002 // источник: airliners.net
Учебный самолет Челавиа, Tecnam P-2002 // источник: airliners.net

АУЦ ЧелАвиа решил проводить обучение в союзе с Южно-Уральским государственным университетом (ЮУрГУ) - университет давал теорию, а ЧелАвиа лётную практику. Вот только у ЮУрГУ никогда не было сертификата АУЦ, а значит и учить лиц авиационного персонала он, ну, ни при каком раскладе не мог. И действовавшие на тот момент ФАП-23 от 1999 года как раз и гласили, что за обучение лиц авиаперсонала отвечает один АУЦ - пункт 3.1.1. :

ФАП-23, пункт 3.1.1 - "Основной задачей АУЦ в процессе подготовки и повышения квалификации авиационного персонала является создание и обеспечение условий непрерывного обучения по всем видам подготовки при соблюдении обязательной ответственности одного АУЦ за качество подготовки конкретного авиационного специалиста. При этом допускается использование возможностей любых сертифицированных по заявленным видам подготовки АУЦ по соответствующему договору".

Южно-Уральский государственный университет не остался в стороне в части судебных тяжб. В 2021 году гражданин ААС, отучившийся в университете и отлетавший в ЧелАвиа, ожидаемо получил отказ Росавиации в выдаче свидетельства пилота. Когда он учился (2016-2017 гг.) у АУЦ ЧелАвиа уже не было сертификата, а деятельность ЮУрГУ по обучению авиаперсонала без своего сертификата АУЦ была признана незаконной.

Гражданин ААС взыскал с ЮУрГУ в общей сложности более 2 миллионов 300 тысяч рублей. Дело 2-628/2021 (2-7784/2020;) ~ М-6297/2020 в Центральном районном суде г. Челябинска.

Скрин автора с решения суда // centr--chel.sudrf.ru
Скрин автора с решения суда // centr--chel.sudrf.ru

Ситуация дурацкая - ударила и по судьбам, и по карману людей, и по имиджу всей гражданской авиации. Однако "Dura lex, sed lex" — «Закон суров, но это закон».

Так вот, уважаемые товарищи, помните, что всё в гражданской авиации сертифицируется, в том числе и при переучивании, а на образовательную деятельность необходимо испросить ещё и образовательную лицензию. Это в ваших интересах. (Помните, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Как показала практика - чиновники лишь разведут руками).

Кстати, на днях наткнулся в интернете на рекламу курсов бортпроводников для деловой авиации. Расписано прямо так красочно, что аж "слюньки потекли" - работа мечты! И все, что осталось сделать, чтобы попасть в этот чудный рай мир деловой авиации - заплатить немалые деньги и окончить эти курсы. Только вот это не АУЦ, сертифицированный Росавиацией, а обычные "курсы". Выдадут вам после них какие-нибудь "цветные бумажки", не имеющие ничего общего с подготовкой авиационных специалистов...

Помните, пожалуйста, об этом, представители следующего поколения российских авиаторов. И удачи вам всем !

__________________________________

Продолжение темы в этой публикации 👇

Примечание. Уважаемые читатели! Я не гонюсь ни за количеством подписчиков, ни за лайками. Пусть на канале будет небольшая аудитория, но соблюдающая правила приличия и взаимного уважения. Искренне убежден, что общение должно доставлять удовольствие обеим сторонам диалога. По этой причине - за попирание норм элементарной человеческой вежливости, грубость, оскорбления и сквернословие - моментально в бан.