Найти тему
Штурвалом по закону

Пилоты гражданской авиации ищут рабочие места

"Каждый должен заниматься СВОИМ делом"- так приговаривал человек, которого я считаю своим крестным отцом в гражданской авиации.

На одном из расширенных совещаний, прошедших с участием чиновников Росавиации, была озвучена цифра выпускников летных учебных заведений, не трудоустроившихся после окончания - более 1200 человек. Представители общественных организаций обозначили проблему и сокращаемых из авиакомпаний КВС и вторых пилотов - еще более 100 человек.

Напомню, что через пару месяцев ряды соискателей вакансий для летного состава пополнят еще около 800 человек - очередной выпуск. Большинство из них обучены за счет средств федерального бюджета. По поводу трат бюджета - много раз предприниматели от авиации просили отдать им подготовку коммерческих пилотов - якобы будет быстрее, качественнее и дешевле. А будет ли?... Давайте взвесим ЗА и ПРОТИВ.

Кабина лёгкого самолета // истоxник: garmin.com
Кабина лёгкого самолета // истоxник: garmin.com

При наших огромных расстояниях пилоты гражданской авиации - это стратегический ресурс. Именно они должны обеспечивать транспортную связанность в государстве. Отдать подготовку пилотов частникам? Можно - нагрузка на бюджет немного уменьшится. Но частник - это частник.

Предположим, что одномоментно откроются десятки частных АУЦ по подготовке коммерческих пилотов для ГА. А чуть позже также одномоментно схлопнутся - у кого-то не хватит кадровых ресурсов, кто-то рассчитывал на другие барыши, а третьи просто плюнут и займутся подготовкой пекарей для хлебопекарной промышленности. Частники же, кто им укажет.

И останется наша страна без системной подготовки пилотов ГА. Практика уже неоднократно демонстрировала опасность экспериментов с передачей функций государства в частные руки. (Хотя сразу вспомнил Маяковского - "если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?")

Таким образом, на конец июня 2024 года в нашем государстве будет как минимум около 2000 специалистов со свидетельством коммерческого пилота, прошедшие сложный путь от первого ВЛЭКа до получения диплома об образовании и пилотского. Парни (а теперь еще и девчата) - толковые, здоровые, практически цвет нации, готовые не только работать по специальности, но и в меру своих авиационных сил участвовать в решении демографических проблем Российской Федерации. (Согласитесь, что перспектива работы курьером при наличии авиационного образования не очень благотворно влияет на график рождаемости...).

Но работы нет. Понятно, что с учетом "телефонного права" какая-то часть пацанов устраивается. Лично знаю руководителей, которые смогли пропихнуть на переучивание, а затем и на борт, своих отпрысков. А остальным-то куда? Тем, которые из простых семей и просто со школьной скамьи мечтали летать?..

Экипаж // источник: businessinsider.com
Экипаж // источник: businessinsider.com

Молодежь ищет входы в ГА

Молодежь хочет работать по профилю и ищет рабочие места всеми доступными способами. Причем, не стесняются обращаться прямо к Президенту России - пишут письма. Письма затем спускаются в Минтранс, а оттуда уже в авиакомпании с просьбой посодействовать. Но, молодежь не останавливается и идёт дальше - уже не просто просят помочь, а сами указывают, где можно найти рабочие места. Где? Да хотя бы на авиаработах. А почему бы и нет? В СССР практически все выпускники средних ЛУЗ через это прошли.

Так вот молодежь стала задаваться вопросами - а что делают при выполнении полетов за плату пилоты сверхлегких воздушных судов и почему Минтранс при очевидном профиците профессиональных пилотов разрешил выполнение полетов за плату частным пилотам, которых ещё называют пилотами-любителями?

Никогда этого не касался, но стало интересно. А кто это пилоты сверхлёгких воздушных судов (СВС?) Каков уровень квалификации?

ВЗК РФ Статья 32. Воздушное судно, пункт 3
Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасания.

Поделюсь, во всем мире UPL (ultralight pilot license) чисто любительско-спортивная квалификация. Чтобы получить пилотское свидетельство на СВС в России надо быть старше 16 лет и налетать не менее... 25 часов. Дальше же в пункте 11.4 ФАП-147 написана какая-то ахинея интересная вещь - чтобы пилоту СВС выполнять авиаработы его ежегодный налет должен составлять "не менее 80 часов".

Кто считал этот налёт ? В летной книжке записано? Кстати, а где пилот СВС проходил подготовку "по программе, включающей получение знаний о технологии выполняемых работ, характеристиках веществ и оборудования, используемых при выполнении авиационных работ"? Кто в принципе в Минтрансе в далёком 2008 году придумал разрешить выполнять авиаработы пилотам СВС?... Просто глупость или дешевый популизм?.. Вопросов больше, чем ответов.

Так и я, когда летать перестану, себе в лётную книжку полет на Марс запишу, которому предшествовала "подготовка по программе", которую я тоже сам напишу, скрепив какой-нибудь печатью.

ФАП-494 про авиаработы, утвержденные приказом Министра транспорта РФ, с 2020 года допускают выполнение авиационных работ частными пилотами (пункт 2.6). Однако условия по получению квалификационной отметки о допуске к выполнению авиаработ утвердили только 2 февраля 2024 года, когда уже была полная ясность о ситуации в ГА.

Где логика? И кем же тогда должны работать молодые коммерческие пилоты? Таксистами, курьерами, мерчендайзерами, кладовщиками?...

Каждый должен заниматься СВОИМ делом...

__________________________________

Продолжение темы в этой публикации 👇

Примечание. Уважаемые читатели! Я не гонюсь ни за количеством подписчиков, ни за лайками. Пусть на канале будет небольшая аудитория, но соблюдающая правила приличия и взаимного уважения. Искренне убежден, что общение должно доставлять удовольствие обеим сторонам диалога. По этой причине - за попирание норм элементарной человеческой вежливости, грубость, оскорбления и сквернословие - моментально в бан.