886 подписчиков

Пилоты гражданской авиации ищут рабочие места. Завершение

2,3K прочитали

Дорогие друзья! Понятно, что вопрос трудоустройства пилотов ГА на данном историческом этапе по выражению одного из читателей "тема животрепещущая" (© Tom Cat). В завершении темы мне бы хотелось предостеречь нашу авиационную молодежь еще от одной схемы, которая, увы, имеет место быть. Очень бы не хотелось, чтобы с самого начала вы в вашей незапятнанной авиационной биографии поставили большое темное пятно. Как показывает опыт получить-то это пятно легко, а вот отмыть...

Предыдущие публикации по теме 👇

Речь сегодня о схеме переучивания на второго пилота Ан-2, буйным цветом цветущей в МТУ Росавиации. Уверяю вас, что такая схема "работает" до первой серьезной проверки прокуратуры. А дальше аннулирование переучивания и полученной квалификации. Чёрное пятно вначале пути молодого пилота, а то и клеймо "лишенца" со всеми вытекающими.

Актуальность народной пословицы «Береги платье снову, а честь смолоду» никто не отменял)

Кабина Ан-2 // источник: instgeocult.ru
Кабина Ан-2 // источник: instgeocult.ru

Что случилось

В связи со всем известными событиями и сокращением рабочих мест на пассажирских авиаперевозках коммерческие и линейные пилоты обратили внимание на авиационные работы. Вот только Airbus, Boeing и SuperJet на авиаработах не используются :)

А ещё в марте 2022 года вступил в силу пункт 2.6 ФАП-494 о возможности эксплуатантов привлекать частных пилотов к выполнению ряда авиационных работ. Все категории пилотов сейчас устраивают "осаду" потенциальных работодателей, чтобы заполучить рабочие места (это и по мои данным, и по комментариям под публикациями на Дзене).

И, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, да и в принципе иметь возможность летать на авиаработах, конечно же, нужно переучится на востребованный в этой сфере тип. Пока что это Ан-2 и, в основном, Cessna.

Где пилоту обучиться на новый тип / получить квалификационную отметку ?

Требования изначально следуют из ст. 8 и 54 Воздушного кодекса РФ.

Так как пилот - это лицо из перечня авиаперсонала, то законно переучиться он может в авиационном учебном центре (АУЦ), сертифицированном по ФАП-289, пройдя соответствующую утвержденную Росавиацией по ФАП-399 программу, которая указана в приложении к сертификату АУЦ.

Таким образом, за переучивание пилота отвечает АУЦ. И, напомню, что пункт 5 ФАП-289 прямо запрещает обучение авиаспециалистов у лиц, не имеющих сертификата АУЦ.

5. Запрещается осуществлять обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала АУЦ, не имеющим выданного в соответствии с настоящими Правилами сертификата АУЦ, или в нарушение ограничений, указанных в сертификате АУЦ, или в нарушение требований федеральных авиационных правил.

Также у АУЦа должна быть соответствующая лицензия на образовательную деятельность от Рособрнадзора ст. 91 ФЗ "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Изучая сферу авиационных работ я уже вижу, что есть АУЦы, которые в полной мере исполняют требования законов, а значит проблемы у их слушателей в будущем минимизированы. А есть организация, которая, получается, способствует нарушениям, вернее её межрегиональные территориальные управления. Да, это Росавиация.

Самолет // источник: agenda-u.org
Самолет // источник: agenda-u.org

Как на самом деле "переучиваются" пилоты

Что сподвигло на сие повествование ? Наткнулся я на известном видеохостинге на историю человека, который сам добровольно с полным набором видео-доказательств, включая демонстрацию на камеру своего пилотского PPL, разложил весь свой путь от учителя средней школы до второго пилота самолета Ан-2. Путь занял примерно с полгода. Человек, безусловно, молодец - он честно говорит, что ни то, чтобы бредил небом, а просто решил сменить работу на более высокооплачиваюмую .

Как опять-таки обсуждали в комментариях, СМИ рассказывают о работе пилота, как о спокойном и интересном плавании человека на спине по молочной реке с кисельными берегами))).

Начал человек обучение на частного пилота (PPL) в АУЦ, но фактически лётную программу выполнял на сверхлегком воздушном судне, хотя программа частного пилота предусматривает обучение на легком однодвигательном. Первый самостоятельный во всей красе показан в видеоролике также на сверхлегком самолетике. Налицо самопроизвольное изменение программы обучения, что влечет для АУЦ аннулирование сертификата, а для человека - пилотского. Тем не менее, МТУ Росавиации выдало пилотское PPL, которое человек и демонстрирует на камеру.

Далее новоиспеченный частный пилот демонстрирует как в одном из АУЦ (кстати, сертифицированном ФАВТ и имеющем лицензию) он проходит теоретическую и тренажерную части переучивания на свой новый тип - Ан-2. Всё правильно.

А вот в следующих роликах мы видим следующую печальную картину... Лётную часть обучения (переучивания) человек проходит у эксплуатанта, не имеющего ни сертификата АУЦ, ни образовательной лицензии. Неожиданно... Условный "дядя Вася" (инструктор эксплуатанта), когда увидел таланты переучиваемого самостоятельно решил сократить время летной практики. Да и то верно, зачем зря бензин эксплуатанта жечь, ресурс вырабатывать - сразу же видно кто пришел на переучивание. Летный талант - никак не меньше!

Я задался логичным вопросом - это как?.. И, наведя кое-какие справки, я выяснил - к лицу, не имеющему ни сертификата АУЦ, ни лицензии на образовательную деятельность, человека на обучение направляет борец за безопасность полётов, никто иное, как МТУ Росавиации. Своим "специальным разрешением".

МТУ Росавиации, я так понимаю, раздает такие "разрешения" активно, ссылаясь на ФАП-147 и письмо зам.руководителя Росавиации от 2020 г. Вот, кстати, обезличенный пример такого "разрешения" 👇

Скрин автора
Скрин автора

Ссылка на письмо в принципе выглядит странно, т.к. письма не являются нормативно-правовыми актами. Пункт 2.10 ФАП-147 действительно разрешает Росавиации выдавать специальные разрешения, однако он не отменяет требования Воздушного кодекса и федеральных авиационных правил об обязательном наличии АУЦ при обучении пилотов.

И уж тем более письмо заместителя руководителя Росавиации не может отменить требование федерального закона по наличию лицензии на образовательную деятельность. Я проверил по открытому реестру - у юрлица нет и никогда не было лицензии, а осуществление деятельности без лицензии - уголовно наказуемое деяние (ст. 171 УК РФ).

Именно к лицу, незаконно осуществляющему обучение в авиации, МТУ Росавиации и отправило человека.

Но вернёмся к нашему персонажу на видео. В следующих роликах не очень юное, но все же дарование, показывает себя в кресле второго пилота Ан-2, где он орлиным взором над тайгой высматривает в полете лесные пожары - устроился в какую-то конторку, выигравшую аукцион на выполнение лесоавиационных работ.

Вместо эпилога

Коллеги, простите мне мой сарказм, но опять появляются какие-то лазейки по обходу и неисполнению действующего законодательства, а как показала практика ничего хорошего нам всем это не принесет. Печально и то, что сотрудники госоргана, которые, по логике и должностным инструкциям, обязаны знать действующее воздушное законодательство, не только не знают его, но и, получается, содействуют незаконному обучению лиц из числа авиационного персонала...

Так вот, уважаемое новое поколение российских авиаторов, примите к сведению, что такой путь - прямая дорога к близким, или чуть подальше, но обязательно неприятностям в вашей летной карьере. Рано или поздно кривая схема переучивания проявится и, естественно, в самый неподходящий для вас момент.

Всех благ!

ПримечаниеУважаемые читатели! Я не гонюсь ни за количеством подписчиков, ни за лайками. Пусть на канале будет небольшая аудитория, но соблюдающая правила приличия и взаимного уважения. Искренне убежден, что общение должно доставлять удовольствие обеим сторонам диалога. За попирание норм элементарной человеческой вежливости, грубость, оскорбления и сквернословие - моментально в бан.