Об уничтожении половины своего виноградника и планах избавиться от оставшихся лоз рассказал австралийский виноградарь Тони Таунсенд. В прошлом году он выкорчевал половину из 14 га виноградников и планирует закончить работу в ближайшее время, когда спадёт жара. По оценкам виноградаря, сбор урожая обошёлся бы ему в 35 тысяч австралийских долларов (23 тыс. долларов США). «Мне нравилось работать в винной отрасли, но продолжать стало просто экономически нецелесообразно», — говорит он.
Таунсенд живёт в регионе Риверленд на юге Австралии, где выращивают около трети австралийского винограда. Проблемы у австралийских виноделов начались в 2020 году на фоне пандемии и введения Китаем пошлин на вино. В сезоне 2022-23 годов Австралия произвела минимальный объём вина за последние 15 лет, а уровень запасов достиг исторического максимума.
Согласно результатам опроса, проведённого в регионе Риверленд в 2022 году, около четверти местных фермеров-виноградарей планируют выйти из этого бизнеса в ближайшие три года. Местная ассоциация виноделов ожидает, что большинство фермеров в этом сезоне не смогут получить прибыль. Некоторые фермеры уже переключаются с винограда на миндаль или арбузы.
По данным Международной ассоциации виноградарей и виноделов OIV, объём производства вина в мире в 2023 году опустился до 60-летнего минимума. На рынке сохраняется избыток вина, а потребление продолжает снижаться и как минимум с 1995 года отстаёт от производства. Отрасль достигла точки перегиба — тенденции к изменению потребления алкоголя и сложные экономические условия могут сохраниться на долгое время.
Один из худших дисбалансов спроса и предложения за 30 лет сейчас переживает и Калифорния, говорит глава комиссия по делам виноделов Lodi Стюарт Спенсер. А во Франции правительство выделило 200 млн евро в качестве субсидий фермерам на вырубку виноградников и перегонку избытков вина в этанол. В результате протестов в начале 2024 года фермеры смогли добиться выделения ещё 150 млн евро.
Больше всего страдает из-за изменения потребительских предпочтений красное вино — потребители выбирают менее крепкие игристые, розовые или белые вина. В Испании наблюдается избыток риохи, при том что на белое вино сохраняется высокий спрос. В Испанской федерации вина отмечают, что через год-два фермеров ждут проблемы, потому что просто превратить красное в белое невозможно.
Пандемия, рост стоимости топлива и удобрений, подорожание страхования из-за изменения климата дестабилизировали очень чувствительную экономическую модель виноделия, отмечает аналитик IWSR Ричард Холстед.
— На том, что вы сажаете сегодня, будут зарабатывать ваши дети, или даже ваши внуки. Поэтому на изменения рынка невероятно сложно реагировать быстро. Лоза, за которой хорошо ухаживают, может давать урожай более 50 лет — это означает, что циклы инвестиций изменяются поколениями.
В Euromonitor добавляют, что бренды тоже не успевают адаптироваться к изменениям — например, инвестируют в развитие премиальных брендов в период, когда доход потребителей снижается. Это не позволяет сформироваться новому поколению потребителей вина — молодёжь выбирает не вино, а пиво, готовые коктейли или недорогие крепкие напитки.