Найти тему
Авиация мира

Спасенный Су-7Б на территории ОКБ Сухого в Москве.

Авиационные памятники порой имеют интересную историю, а вот этот , к сожалению практически недоступный для простых любителей авиации Су-7 в Москве имеет интереснейшую историю спасения и установки на памятник.

Су-7 на территории ВК МАИ.
Су-7 на территории ВК МАИ.

Су-7Б с заводским номером 20-08 когда то служил в составе 274 АПИБ, летал в Кубинке, а после выработки ресурса, был перевезен на военную кафедру Московского Авиационного Института, где и стал работать учебным пособием. Долгие годы студенты учились на нем обслуживанию Авиационной техники в рамках подготовки лейтенантов запаса. Ведь военная кафедра готовила авиационных техников. Шли годы, на "Малой земле", а именно так называлась территория военной кафедры, появились новые самолеты, такие как МиГ-23Б и МиГ-23МС, а затем прибыли МиГ-29 и Су-27. Семерка оказалась вроде как лишней, но даже в 90-е годы это никого не смущало. А вот потом началась "Табуретковщина". Сначала военную кафедру в одном из ведущих технических ВУЗов России просто решили расформировать и бравые комиссии уже определяли, что и как будет утилизироваться, но тут с самого верха власти в России, "дефективных" менеджеров от армии весьма чувствительно одернули и кафедру сохранили. Но процесс продажи на металлолом устаревших образцов техники был уже запущен и в скором времени угроза распила нависла над большинством учебных самолетов военной кафедры. Даже не смотря на смену Министра Обороны в России, маховик был запущен. Первыми ушли под нож препарированный МиГ-21 и фюзеляж с отрезанной ранее кабиной от МиГ-29 пилотажной группы "Стрижи". Су-7 уже был осмотрен металлоломщиками и готовилась процедура оценки самолета, но тут случилось очередное чудо в мире авиации. Про судьбу самолета узнали ветераны ОКБ Сухого и загорелись идеей спасти самолет и установить его как памятник, на территории ОКБ. Там уже стояли самолеты Су-15, Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, и макеты Су-2 и И-153, ведь территория ОКБ Сухого, до войны являлась вотчиной авиаконструктора Поликарпова. Дальше развернулась специальная операция по спасению Су-7Б. Буквально в течении суток, в темное время суток февраля 2014 года, самолет был расстыкован и перевезен на территорию ОКБ, где и был направлен в реставрацию, подробности пока оставим за кадром, но недовольство металлистов и заинтересованных в утилизации служащих МО было весьма бурным и многоэтажным. Разработал всю эту операцию и организовал работы, один из старейшин ОКБ Сухого, в прошлом директор КНААЗ им.Гагарина, Владимир Николаевич Авраменко. Именно этот человек собрал технарей и технику и вывез Су-7 из под носа металлоломщиков. Он же курировал дальнейшую реставрацию самолета и добился сохранения самолета на памятнике в ОКБ. Тем более, что приближался очередной юбилей фирмы и под этот повод, удалось выбить финансирование работ по восстановлению самолета-ветерана. Работы шли быстро и споро. 29 июля 2014 года состоялось торжественное открытие самолета памятника Су-7 на территории ОКБ Сухого.

Торжественное открытие памятника Су-7 в ОКБ Сухого. Фото Виталий Рагулин
Торжественное открытие памятника Су-7 в ОКБ Сухого. Фото Виталий Рагулин

Самолет был вылизан. Были изготовлены утерянные лючки и ПВД, убраны царапины и вмятины. Отдельно было восстановлено переднее остекление фонаря кабины, имевшее значительные трещины, Для реставрации даже пришлось привезти из Ахтубинска, случайно найденную на задворках филиала ОКБ специальную тележку для расстыковки фюзеляжа.

Су-7 перед открытием.
Су-7 перед открытием.