Найти тему
Порцелиновый фан

Павлова Нина Михайловна (род. 1924). Художник ЛФЗ. "Семидесятые".

Здравствуйте, друзья. Для начала - то, что не уместилось в первую статью о творчестве Н.М. Павловой "шестидесятых" (см. здесь https://dzen.ru/a/ZaOT2QL_gS-S0mUK ). В галерее ниже представлены фото предметов сервиза, как полагаю, выполненного сверхограниченным тиражом на форме "Москва". Называется сервиз "Златоглавая Москва", изготовлен на самом излёте "шестидесятых". Действительно - золота в декоре немало. Предметы сервиза находятся в Государственном Русском музее. В интернете я смог найти только такие изображения...

Если вы читали другие статьи на данном канале о художниках-керамистах, творивших в "семидесятые", вы, наверное, заметили, как резко изменилась эстетика к началу 1970-х годов. Почему так произошло? Прежде всего потому, что пришло новое поколение. Из тех, кто лично не знал ужасов Большой Войны. Кому не были известны на эмоциональном уровне простые человеческие радости: от того, что над головой - мирное небо, от того, что еды - вдоволь, от того, что страна строится; растут заводы - значит, будет работа, строятся дома - значит, будут квартиры. Не стало радости от первенства в Космосе - Великий обман всего Человечества с американскими "полётами астронавтов на Луну" в голливудском павильоне словно сдул шар надежд Советских людей в прекрасное будущее. Песенные переживания под рок-н-рольные аккорды затмили настоящие. Надо сказать, что такие изменения коснулись не только СССР - это были общемировые тенденции. "Дети цветов", выросшие эгоистами в стабильное время, не знали, что бы ещё такое потребить, чтобы получить радость от жизни. Посуда стала интересна разве что женщинам. Эксперименты с формой, эксперименты с росписью? Минимализм? Лаконизм? Футуризм? Что это? Зачем это!? Новое поколение хочет потреблять! И не когда-то в будущем, а здесь и сейчас! Нескромно и помногу! - чтобы последний блин в рот не влезал, а на первом сидел! Женщины хотят, чтоб были цветы? Везде, и как можно больше? Так устроен их мозг? Так нарисуйте им цветы на посуде, и они к этой посуде потянутся! И точно...

Немного выбивается из этого цветочного безумия сервиз "Русские львы". Потому что это только 1971-й год, в обществе идут противоречивые процессы. Один из них - подъём интереса к древнерусской культуре, перевод чудом сохранившихся после разора 1920-х-1930-х годов зданий древних соборов и монастырей в разряд ценных исторических и культурных мест, развитие внутреннего туризма ("Золотое кольцо"), и т.д. Это тоже своеобразный вызов, на который нужно было ответить...

Предметы сервиза "Русские львы". 1971. Автор фасона Семёнов В.Л., автор росписи Павлова Н.М. Областное бюджетное учреждение культуры "Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки".
Предметы сервиза "Русские львы". 1971. Автор фасона Семёнов В.Л., автор росписи Павлова Н.М. Областное бюджетное учреждение культуры "Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки".

Если говорить шаблонным языком, с начала "семидесятых" возник спрос на посуду с определёнными критериями. ЛФЗ, как предприятие, не работало "в вакууме", делая исключительно опытные образцы для тонких ценителей. На предприятии всегда искали "точки спроса" - некоей "моды сегодняшнего дня". В "семидесятые" мода возвратилась к истокам - к цветам. И в такую моду вынуждены были окунуться даже самые принципиальные художники-экспериментаторы. Вот что предложила в "семидесятые" покупателям на этот счёт Н.М. Павлова...

Ещё один сервиз с цветочным декором. Роспись не ручная, но и её надо было придумать, причём для каждого предмета.

Ниже мы видим ещё один интереснейший сервиз, под названием "Русское поле". Для росписи выбран достаточно редкий фасон "Аврора", разработанный Н.П. Славиной в "юбилейные года" конца "шестидесятых". Роспись разделена на три рисунка: облака в овальных медальонах, цветы на белом и травянистые длинные стебельки на голубом фоне. И снова, как и в представленных выше сервизах, основным цветком показаны ромашки. Название сервиза, по-видимому, навеяно весьма популярной в те годы песней из к\ф "Новые приключения неуловимых" композитора Яна Френкеля на стихи Инны Гофф. Облака также могут служить приветом из фильма. На сей раз - из эпопеи С.Ф. Бондарчука "Война и мир" ("Небо Аустерлица"). Патетическим, как песня, сервиз не получился, а вот любопытным - да!

Спустя год в той же стилистике (но уже без облаков, а в разделах с голубым фоном вместо неопределяемых тонких стебельков появились васильки) была исполнена ваза с тем же названием.

По-богатому. Ваза "Русское поле". 1974. Автор формы Городецкий В.М., автор росписи Павлова Н.М. Фарфор, роспись надглазурная полихромная,позолота, цировка.  Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
По-богатому. Ваза "Русское поле". 1974. Автор формы Городецкий В.М., автор росписи Павлова Н.М. Фарфор, роспись надглазурная полихромная,позолота, цировка. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

Вот такой цветочный монохромный рисунок, переносимый на предметы фасона "Тюльпан" при помощи метода шелкографии, создала Н.М. Павлова в 1978-м году и назвала его просто - "Надглазурный кобальт". Из серии: "Хотите новую роспись? Вот вам, и отвяжитесь!"

И снова сервиз с растительно-цветочной росписью. Как понимаю - деколь. И название самое простое, в стиле "что вижу, о том и пою": "Роза и трава". Для дачи - достойный вариант!

Чайно-кофейный комплект "Букет с вишнями" на фасоне "Весенний". 1978.

В середине 1970-х годов появилась форма "Витая". Хотя иногда при росписи данного фасона применялась и деколь, но самые эффектные сервизы получались, когда их расписывали вручную - кистью. Так, как, например, здесь... Данный сервиз назван "Фиалки". 1978.

В 1979-м году была создана вариация сервиза конца 1950-х с "золотыми квадратиками". В этот раз квадратики были перемешаны с розами. Над названием художник особо голову не ломала...

Тот же сетчатый (решётчатый) дизайн на фасоне "Тюльпан" был применён к ещё одному сервизу, который получил незамысловатое название "Сетка". В целом, это один и тот же приём - разделение на квадраты корпусных тел предметов. Особенно эффектно смотрится, если форма тел приближается к шару.

В 1979-м году Павлова выполнила довольно неоднозначный сервиз "Путь солнца", расписанный в радужных тонах с расплывчатыми переходами. Кроме того, на подносе по кругу нарисованы астрологические знаки Зодиака. Вообще-то астрология в СССР не поощрялось, но в "семидесятые" через зарубежных корреспондентов в СССР вовсю стала проникать любая Западная белибердистика под предлогом "это интересно". Что хотел сказать данной росписью автор - совершенно непонятно. Что меняются времена года, а с ними и знаки Зодиака, как меняются цвета радуги? "Прошла зима - настало лето"? Для воплощения непонятной идеи была взята форма Э.М. Криммера - несколько абсурдная и вызывающая улыбку. Результат перед вами.

Странно, что доливной чайник к сервизу выглядит иначе. Чайник, словно глобус, помещён в клетку из меридианов и параллелей. Причём клетка жёлто-оранжевая, контрастная - на сине-голубом фоне шарообразного тела чайника. Данный рисунок совершенно не соответствует плавным цветовым переходам росписи других предметов комплекта. И надо сказать, рисунок доливного чайника выглядит поинтереснее первоначальной задумки.

Доливной чайник с крышкой сервиза "Путь солнца". 1979. Автор формы Криммер Э.М., автор росписи Павлова Н.М. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Доливной чайник с крышкой сервиза "Путь солнца". 1979. Автор формы Криммер Э.М., автор росписи Павлова Н.М. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

В галерее ниже можно полюбоваться росписью, выполненной на форме "Сударыня", о которой на канале "Порцелиновый фан" вышла отдельная статья (см. здесь https://dzen.ru/a/ZYROj0JmzHvbIh-7). Для того времени (да и не только для того - судя по отзывам) форма предметов казалась новой и необычной. Итак, сервиз "Лето". 1980. Если не ошибаюсь, роспись ручная и довольно сложная.

Такое декоративное блюдо было выполнено также в "семидесятые" (скорее всего, к шестидесятилетию Великого Октября - в 1977-м году).

Блюдо декоративное "Земля" 42,0 см. 1970-е. Фарфор, роспись надглазурное, золото, серебро. Областное бюджетное учреждение культуры "Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки".
Блюдо декоративное "Земля" 42,0 см. 1970-е. Фарфор, роспись надглазурное, золото, серебро. Областное бюджетное учреждение культуры "Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки".

Блюдо с названием "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью..." совершено точно создано в 1977-м году как подарочное, приуроченное к юбилею Октября. Напомню: слова взяты из текста знаменитого "Марша авиаторов" 1923-го года. С этим маршем ассоциируется СССР 1920-х-1930-х годов. В дизайн вставлены рисунки различных Советских космических аппаратов на фоне звёздного неба. Там же размещён и один из символов Октябрьской революции - крейсер "Аврора". Этим как бы подчёркивается, что космические достижения СССР получены благодаря пути, выбранному страной в 1917-м году.

Блюдо "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью..." 1977. Диаметр 44,5 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Блюдо "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью..." 1977. Диаметр 44,5 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

И напоследок - шикарная ваза (автор формы В.М. Городецкий), расписанная хризантемами. После данного экспериментального рисунка к теме хризантем, чьи лепестки развиваются во все стороны, словно волосы медузы Горгоны, в своём творчестве Н.М. Павлова будет обращаться неоднократно.

Ваза "Хризантема. 1980. Автор формы Городецкий В.М., автор росписи Павлова Н.М. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Ваза "Хризантема. 1980. Автор формы Городецкий В.М., автор росписи Павлова Н.М. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

Блюдо 1980-го года с названием "Мирный день". И снова - главные цветы в цветочном букете - это хризантемы. Тема хризантем появится ещё неоднократно в работах Н.М. Павловой 1980-х годов. Пожалуй, с конца "семидесятых" хризантема - её любимый цветок.

-19

Если итожить "семидесятые", можно с уверенностью сказать, что цветочная тема в керамике, как и общая эклектичность тех лет - не самое удачное время в творчестве Н.М. Павловой. Но впереди у ней было ещё два десятилетия активной работы на Фарфоровом заводе...

Всем, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!

Еда
6,93 млн интересуются