Найти тему
Порцелиновый фан

Павлова Нина Михайловна (род. 1924). Художник ЛФЗ. "Шестидесятые".

Здравствуйте, друзья. Об этом мастере до смешного мало информации. Нет страницы в Википедии. Крайне сухое изложение можно найти на сайте "Эрмитажа".

Нина Михайловна Павлова. Художник по росписи фарфора. Заслуженный художник РФ. В 1949 году окончила Одесское государственное художественное училище. С 1951 по 2000 годы работала в художественной лаборатории ЛФЗ. Создавала образцы росписей различных изделий для массового и серийного выпуска, выполняла уникальные государственные заказы. В 1958 году была награждена Бронзовой медалью на международной художественно-промышленной выставке в Брюсселе. Произведения Н.М. Павловой находятся в Елагиноостровском дворце-музее, Государственном музее политической истории России, музее "Арбат Престиж", а также во многих других музеях и частных собраниях.

Между тем она, как художник, оставила заметный след в фарфоре СССР второй половины XX-го века. Особенно запомнились её сервизы "шестидесятых": "Северный" (под этим названием ею были разработаны разные росписи под разные фасоны сервизов), "Степной" (на легендарном фасоне ЛФЗ "Утро"), "Праздничный", "Мозаичный" и т.д. В "семидесятые" и "восьмидесятые" она создавала рисунки для сервизов из костяного фарфора, как правило, на формах, созданных Э.М. Криммером. На ЛФЗ она проработала до 2000-го года.

В 2022-м году в декабре месяце вышло несколько статей, приуроченных к её дню рождения. Тогда ей исполнилось 98 лет. Но т.к. она ведёт весьма скрытный образ жизни, как минимум, для интернета, я не могу уверенно сказать даже - жива ли она сейчас или нет.

Подсчитал количество росписей только сервизов, созданных Пановой, находящихся ныне в различных музеях страны. Цифра зашкалила за пятьдесят. Сервизы подчас очень известные. А ведь были ещё росписи отдельных предметов (блюд, ваз и т.д.), чайных и кофейных пар. Она расписала огромное количество всевозможных статуэток, включая слонов, тигров, собачек, бегемотов и пр., и пр.

И если прислушаться к информационному фону, то... - этого человека как будто бы и не было. О ней практически не вспоминают, не называют мастером, корифеем... Не организуют выставки. Нет пиара, хвалебных статей, восторженных откликов. Из фотографий в интернете можно найти единственную. И то - общую, сделанную в "шестидесятые". Что происходит?

Наверное, ЛФЗ был самым подготовленным к внедрению идей МИНИМАЛИЗМА керамическим заводом в СССР. Достаточно вспомнить, что долгие годы художественным руководителем завода и главой его Художественной лаборатории был ближайший соратник и ученик К.С. Малевича Николай Михайлович Суетин (статью о нём читайте здесь https://dzen.ru/a/Y8VUkrK0MBI5PPMv). Да, он не дожил всего ничего до снятия неофициального запрета на СУПРЕМАТИЗМ в Советском обществе, но внутри завода СУПРЕМАТИЗМ использовали в качестве методики для проверки равновесности (или неравновесности) композиции в зависимости от сверхзадачи, которую ставил перед собой художник. В качестве скульптора форм на заводе трудилась ещё одна ученица К.С. Малевича, друг, товарищ и жена Н.М. Суетина Анна Александровна Лепорская. Поэтому качество изделий ЛФЗ, выполненных в стилистике МИНИМАЛИЗМА, изначально было очень высоким.

В конце 1950-х Нина Михайловна Павлова легко восприняла концепцию и принципы МИНИМАЛИЗМА. Оттого её первые ранние сервизы, пущенные в тираж, непохожие на "обыкновенную" роспись фарфоровой посуды, так запали в души публики. А началось всё вот с таких экспериментов: "Золотой квадратик". "Мозаичный" ("Полосатенький", "Ковровый"), "Контраст", "Геометрический ситчик" и пр. По поводу сервиза "Мозаичный". Логичный вопрос: почему такой разброс в названиях? Это либо проблема в качественной атрибуции предметов в различных музеях, либо ситуация, когда на самом заводе не считали важным закреплять за тем или иным "проходным" сервизом какое-то определённое название.

Ещё один "Мозаичный" сервиз выполнен на фасоне "Тюльпан"...

Предметы сервиза "Цветные квадраты". 1960-е. Автор формы "Эллипс" Семёнов В.Л., автор росписи Павлова Н.М.
Предметы сервиза "Цветные квадраты". 1960-е. Автор формы "Эллипс" Семёнов В.Л., автор росписи Павлова Н.М.

Большой интерес для любителей фарфора представляет редкой росписи сервиз "Контраст". 1959. Сервиз выполнен на фасоне "Эллипс" (автор - Владимир Лаврентьевич Семёнов (1914-1978)).

Вот такие цветные рунические плоскостные фигурки, не собранные в единый ленточный орнамент, а разбросанные по всему телу фарфорового предмета (см. галерею ниже). Довольно редкий (и соответственно, дорогой) сервиз называется "Геометрический ситчик". Создан на основе фасона "Капля" в чайном и кофейном вариантах (или в чайно-кофейном, как на фото).

Многие любители фарфора помнят сервиз "Северный". На самом деле это разные росписи, исполненные на разных фасонах.

Сервиз "Северный" на фасоне "Москва", созданном легендарной Серафимой Евгеньевной Яковлевой в 1961-1962 гг.
Сервиз "Северный" на фасоне "Москва", созданном легендарной Серафимой Евгеньевной Яковлевой в 1961-1962 гг.

Сервиз в очень похожей росписи, но уже 1964-го года, и на другой форме, тяготеющей к НЕОКОНСТРУКТИВИЗМУ. Много золота, и всё меньше черт МИНИМАЛИЗМА.

Сейчас уже нельзя ответить однозначно, сама ли Павлова придумала делать эффектную роспись орнаментальной лентой по кругу из примитивных рисунков, или кто-то ей подсказал. Или такой декор был взят из дизайна трикотажной одежды? Есть те, кто уверяет, что в подобной эстетике она начала работать чуть ли с 1949-го года (но как она могла переместиться в 1949-й год, если работать на ЛФЗ она начала с 1951-го?!)... Есть сервизы, которые ей приписывают, и они , действительно, очень похожи по эстетике на представленные выше, но о которых не сохранилось достоверных сведений об авторстве даже в архивах ЛФЗ! Из "Северных" сервизов Н.М. Павловой любителям фарфора наиболее известен сервиз в красных тонах на форме "Москва". Это один из ярчайших сервизов, характеризующих "шестидесятые" годы. Похож по эстетике сервиз "Степной" на форме "Утро". В "Степном" присутствует всё та же орнаментальная лента, только уже не со скандинавскими, а со скифскими мотивами.

Слива 1960. На фасоне "Капля" (автор - Лепорская А.А). Подобный рисунок характеризует начало "шестидесятых" - их упрощённость, открытость, лёгкость и оптимизм.

"Слива". 1960.
"Слива". 1960.

"Ромбики" 1960. Редкая форма от С.Е. Яковлевой. Подходит как к данному конкретному минималистскому рисунку, так и в целом эпохе "шестидесятых".

Чайно-кофейный сервиз "Праздничный" 1959. Попытка соединить знаменитую "полосатость" "шестидесятых" с орнаментом в ленте. Точнее, с намёком на орнамент.

Ещё один сервиз в "скандинавской" эстетике называется "Русские узоры". Здесь мы видим те же примитивные рисунки. Чуть изменённые. Что-то от славянских деревенских вышивок на рубахах и полотенцах. Форма (автор - Быструшкин Б.Д.) спорная, в результате у покупателя такой сервиз ажиотажного спроса не вызвал. Теперь его можно по праву назвать редкостью.

В 1966-м году на редкой форме от Э.М. Криммера был создан сервиз "Семья". Здесь мы чуть ли не в последний раз сталкиваемся со ставшей "классической" для Н.М. Павловой росписью лентой с примитивными узорами.

А такой сервиз 1966-го года называется "Сиреневые бутоны". К сожалению, в музее ЛФЗ (филиал "Эрмитажа") представлен небольшим количеством предметов.

Создав только данные росписи, Павлова навсегда вошла в историю Советского фарфора. Но впереди были десятилетия работы на ЛФЗ. Сервизов было исполнено огромное количество.

На этом месте я понял, что охватить в одной статье даже мимоходом, выборочно всё творчество Н.М. Павловой не получится. Несмотря на явные удачи "шестидесятых" годов, основная работа Павловой на ЛФЗ пришлась, как ни странно, на "восьмидесятые" и "девяностые годы". Огромное количество сервизов и отдельных предметов, многие из которых хорошо известны публике, были выполнены Павловой именно тогда. А в "пятидесятые" и в "шестидесятые" Павлова, кроме всего прочего, расписывала ещё и статуэтки. Опять-таки, как очень известные и намозолившие всем глаза, так и довольно редкие. Смотрим...

Чернильница "Книги". 1950-е.
Чернильница "Книги". 1950-е.

Всем фарфороголикам - кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!