Найти в Дзене
Русский мир.ru

Глиняная сказка

Оглавление

Скопинскую керамику принято считать одним из брендов Рязанской области. Конечно, сотни лет назад изготовление изделий из глины никто брендом не именовал – это был обычный промысел. Гончары делали и продавали необходимые в быту предметы. Правда, мастера из Скопина шагнули дальше утилитарного назначения своих изделий и применили к традиционному промыслу по-настоящему творческий подход. И вскоре слава о скопинской керамике перешагнула границы России.

Текст: Зоя Мозалева, фото: Андрей Семашко

Маленький городок в Рязанской области прославился благодаря искусству местных гончаров. Их изделия стали символом гончарного мастерства – затейливые кувшины, изысканные подсвечники, замысловатые часы, всевозможная посуда.

Изначально мастера из Скопина, как и их коллеги из других регионов, производили посуду да строительные материалы – печные трубы, кирпичи, черепицу. Во всех источниках указывается, что годом рождения знаменитого гончарного промысла принято считать 1640-й: тогда в переписи населения Рязанской губернии впервые появилось имя скопинского гончара Демьяна Киреева, сына Бердникова. «Я до недавнего времени тоже считал, что первое упоминание о скопинской керамике датируется 1640 годом, но Владимир Коростелев, который внимательно изучает историю Скопина и написал о нашем районе не одну книгу, нашел упоминание, датированное 1629 годом, – рассказывает старший научный сотрудник Скопинского краеведческого музея Александр Асотов. – Так что в истории скопинской керамики появляются новые страницы». Думается, таких страниц можно открыть еще немало, ведь и эта дата, скорее всего, не отражает истинного возраста древнего промысла. Скопинские краеведы считают, что глиняную посуду в этой местности делали намного раньше. Некоторые убеждены, что первые изделия появились здесь еще до монголо-татарского нашествия на Русь.

Гончарный промысел всегда был гордостью Скопина, поэтому в городе есть Гончарная площадь, на которой установлен памятник мастерам гончарного круга
Гончарный промысел всегда был гордостью Скопина, поэтому в городе есть Гончарная площадь, на которой установлен памятник мастерам гончарного круга

«Поначалу керамика была примитивной, лепили обычную посуду, – говорит Александр Асотов. – Изделия ставили около костра или сушили на солнце. Конечно, такая посуда часто билась. Затем начали делать специальные печи – горны, в которых гончары обжигали свои изделия. Посуда тогда не знала глазури. Изделия получались с синеватым отливом, их даже называли синюшками». Чего только не делали здешние гончары, промысел был поставлен на широкую ногу: горшки, кувшины, миски, баклаги, рукомои, пасочницы, кружки, анкерки, банки, махотки, бокалы и многие другие вещи для приготовления и хранения пищи, молока, воды, заготовки впрок грибов, овощей… Некоторые из этих названий звучат для нас загадочно, а для наших предков они обозначали повседневные предметы обихода – разновидностей глиняной посуды было много. До середины XIX века весь этот ассортимент изготавливали городские и сельские гончары на простеньких кругах вручную.

Путешественник, посетивший город в середине XVIII века (увы, его имя история не сохранила), так описал труд местных гончаров: «В Скопине 200 дворов занимается горшечным производством и существует 70 горнов, обжигающих глиняную посуду; кроме того, несколько горнов в селах Скопинского уезда работают главным образом по одиночке в нездоровой обстановке. Работающий большей частью сидит на полу, обложенный сырой глиной. С полу зимой и осенью дует и бывает холодно, а сверху наоборот, жарко от нагретого горна, который находится в мастерской. Разгоряченный работой мастер часто выходит в сени за материалом, где температура совершенно другая. Там же в сенях происходит пережег в котле свинца в порошок для обливки. Ядовитые пары свинцовой окиси накаливают атмосферу помещения, вызывая хронические отравления».

На полках Центра гончарства можно увидеть образцы творчества гончаров из разных уголков мира
На полках Центра гончарства можно увидеть образцы творчества гончаров из разных уголков мира

ГОНЧАРЫ-НОВАТОРЫ

«Это сегодня гончаров часто называют художниками, они занимаются творчеством, у каждого свой стиль, некоторые изделия представляют собой настоящие произведения искусства. А раньше гончары делали только утилитарные предметы. И жили мастера очень небогато, ведь их изделия стоили недорого – посуда должна была оставаться доступной», – объясняет Александр Асотов.

Многие исследователи отмечают, что изначально скопинский промысел ничем не выделялся среди множества гончарных центров России. В одной Рязанской губернии к 1911 году только в сельской местности гончарное дело развивалось в 19 селах и 435 дворах. Им занимались 767 крестьян.

Но, видно, была какая-то творческая жилка у скопинских мастеров. Постепенно они стали применять нестандартные подходы, в их изделиях все чаще использовались необычные образы. А во второй половине XIX века в Скопине появилось нечто новое. Местные мастера стали делать глазурованные фигурные сосуды и подсвечники в виде неведомых зверей, птиц и рыб – многоярусные, украшенные сложной лепниной. Покупатели творческий поиск скопинцев оценили. Замысловатые фигуры пришлись по вкусу, их стали возить на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, потом в города юга России и на Украину. Художественные изделия скопинцев охотно покупали, среди поклонников гончаров-новаторов были и любители народного искусства, и коллекционеры, и иностранцы. Скопинская керамика стала пополнять собрания крупнейших музеев России. Образцы работ скопинцев конца XIX – начала XX века и сегодня хранятся в экспозициях ведущих музеев. Их, к примеру, можно увидеть в Государственном историческом музее в Москве или в Русском музее Санкт-Петербурга.

Искусствоведы сходятся во мнении, что непонятным в скопинском культурном феномене было все: происхождение необычных образов, особенности их трактовки, профессионализм, с каким простые ремесленники за короткое время смогли создать самобытную и высокотехнологичную по тем временам художественную систему.

Когда на гончарном круге рождается изделие, за этим можно наблюдать бесконечно — этот процесс сродни волшебству
Когда на гончарном круге рождается изделие, за этим можно наблюдать бесконечно — этот процесс сродни волшебству

ОТ МАСТЕРСКИХ – К ФАБРИКЕ

В 1900 году работы скопинцев отправились покорять Францию – произведения гончаров были представлены на Всемирной выставке в Париже. Последовали награды и всеобщее признание.

«Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных, посудных изделий других народов» – так писал об изделиях скопинских мастеров конца XIX – начала XX века один из крупнейших русских искусствоведов, Александр Салтыков. Многие эксперты отмечали буйство фантазии, смелость пластических решений, оригинальные конструкции. Скопинские образы производили сильное впечатление. Авторы были в постоянном поиске, в их работах регулярно появлялись новые приемы.

В начале XX века в Скопине насчитывалось около 50 гончарных мастерских. Часть из них позже была объединена в артель «Керамик». А еще некоторое время спустя на основе артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики – знаменитое предприятие, которое в советские годы было, пожалуй, единственным серьезным «оплотом» керамики. Сегодня фабрика переживает не лучшие времена, совсем недавно предприятие балансировало на грани банкротства, но сейчас появился инвестор, а с ним и надежда, что производство возобновит работу.

У многих жителей Скопина вся трудовая биография связана с керамикой
У многих жителей Скопина вся трудовая биография связана с керамикой

«Художники лепят руками, а на фабрике в основном было литье – изделия заливали, – рассказывает бывшая сотрудница Скопинской керамической фабрики, Лидия Липка. – Когда мы работали, нас было много: две смены оправщиков, две смены литейщиков... А сейчас даже не знаю, сколько человек там наберется – думаю, около двадцати. Когда я начинала работать на фабрике, в основном производили скульптуры – голубей, медведей... Потом начали заливать подсвечники, сосуды, стали делать цветочные горшки, поддоны». Лидия Липка пришла на фабрику в 18 лет, ушла с родного предприятия в 53. Такая рабочая биография характерна для скопинцев: у многих из них в трудовой книжке только одна запись. И без фабрики они своей жизни просто не представляют, ведь в небольшом Скопине это предприятие было одним из самых значимых. Поэтому весь Скопин сейчас болеет за судьбу родной фабрики и надеется, что она преодолеет трудности, ведь смогла же она пережить и военное время, и послевоенную разруху, и сложные постсоветские времена, и перестройку, и переход на рыночные условия. Может быть, и сейчас устоит. Конечно, о советском процветании здесь теперь вспоминают с тоской. «В Советском Союзе была единственная керамика – скопинская, – говорит Лидия Липка. – А сейчас каких только видов керамики нет, очень сложно конкурировать».

Как и столетия назад, глина верно служит человеку — изделия из этого материала пользуются неизменной популярностью
Как и столетия назад, глина верно служит человеку — изделия из этого материала пользуются неизменной популярностью

ТАЛАНТ ПО НАСЛЕДСТВУ

Однако какие бы трудные времена ни были, как бы ни менялась ситуация, керамика – визитная карточка и гордость Скопина. В городе живут наследники тех самых творцов, которые находили смелые художественные решения, изобретали новые приемы и образы. Здесь немало гончаров, которым талант передался по наследству.

«Одним из представителей гончарной династии был Михаил Михайлович Пеленкин. У него отец, дед, прадед работали с глиной, – рассказывает Александр Асотов. – Михаил Михайлович не имел художественного образования, но делал самобытные вещи, у него был настоящий талант. Его до сих пор хорошо помнят в Скопине». Память о таком мастере и правда жива, что неудивительно: Михаил Пеленкин сыграл большую роль в возрождении скопинского промысла. Мальчик, который жил на улице, прозванной «гончарным рядом», рано начал приобщаться к промыслу предков и уже с 10 лет самостоятельно работал на гончарном круге, а с 12 – обжигал посуду. Потом была война – потомственный гончар прошел путь от Москвы до Берлина. Но даже во время войны нашлось применение навыку скопинского мастера: в 1944-м его оставили в селе под Бердичевом. Там на гончарном круге заброшенного завода он изготовил посуду для госпиталя. А когда выполнил задание, вновь отправился в свою часть. После войны, вернувшись к мирной жизни, он приступил к воплощению своей мечты – возрождению скопинской фигурной керамики.

В 50-х годах ХХ века по всей стране стали воссоздавать художественные промыслы, постепенно дошла очередь и до художественной керамики. К концу 1950-х появилась мастерская, где 10 учениц под руководством Михаила Пеленкина начали осваивать древнее мастерство. Постепенно мастерская была преобразована в фабрику художественных изделий. Ее продукция пользовалась спросом в стране и экспортировалась за границу.

У гончара, как у любого художника, много всевозможных "кистей" для творчества
У гончара, как у любого художника, много всевозможных "кистей" для творчества

Михаил Пеленкин был одним из лучших представителей промысла, участвовал в международных, республиканских, зональных выставках. Его работы украшали экспозиции в Москве, Ленинграде, Рязани, имели успех в Токио, Монреале, Брюсселе. Помимо собственного творчества мастер успевал привить любовь к керамике своим ученикам.

Творчество гончара получило достойную оценку: его приняли в Союз художников СССР, он был удостоен почетного диплома «Мастер-художник высшего класса». А вот о том, что он стал лауреатом Государственной премии, сам мастер, увы, узнать не успел: новость о награждении пришла примерно через полгода после того, как его не стало. В Скопинском музее хранится память о Михаиле Пеленкине. Мастер подарил музею старинный гончарный круг – настоящего свидетеля истории скопинского ремесла.

Скопинские традиции продолжают жить, преодолевая различные испытания. У творцов прошлых времен, прославивших скопинскую керамику, немало наследников. Среди самых знаменитых творцов нашего времени два народных художника – Татьяна Голованова и Татьяна Лощинина. Две Татьяны стали настоящей гордостью скопинского промысла: обе становились лауреатами Государственных премий, обе добавили славы ремеслу, создавая удивительные вещи в неповторимом стиле – у каждой из Татьян он свой.

Скопинские гончарные традиции продолжают жить — у творцов, прославивших местную керамику столетия назад, немало наследников
Скопинские гончарные традиции продолжают жить — у творцов, прославивших местную керамику столетия назад, немало наследников

ФИЛОСОФИЯ ГОНЧАРСТВА

Несколько десятков лет в Скопине проводится фестиваль гончарного искусства. В небольшой город съезжаются мастера из разных уголков мира и демонстрируют волшебные возможности глины.

Пожалуй, именно фестивальная деятельность натолкнула скопинцев на мысль о том, что городу необходим музей гончарного промысла. Он появился восемь лет назад и со временем превратился в Центр гончарства – здесь можно и узнать об истории скопинского промысла, и увидеть разнообразие возможностей глины, и примерить на себя роль гончара, попытавшись создать собственное изделие с помощью гончарного круга. Особенно это нравится детям.

Скопинские гончары считают, что, занимаясь керамикой, ощущаешь связь с землей, с родиной
Скопинские гончары считают, что, занимаясь керамикой, ощущаешь связь с землей, с родиной

«Когда дети творят, они становятся другими, – говорит, тщательно прорисовывая узор на глиняной лошадке, художник-педагог, керамист, член Союза художников России Ирина Курова. – В их работах проявляется непосредственность. Хотя то же самое можно сказать и о взрослых. Я не раз наблюдала, как серьезные тети и дяди, садясь за гончарный круг, превращаются в детей. Здесь душа раскрывается. Все же в детстве не доиграли, а здесь есть такая возможность. Я всегда думаю о том, как нам повезло, что Бог дал возможность быть художниками. Это огромное, ни с чем не сравнимое счастье. До конца жизни мы можем играть как дети. А когда не играешь, изделие получается ненастоящим».

Ирина Курова много лет работает художником-керамистом, но до сих пор, кажется, удивляется, что имеет возможность творить. «Вот я расскажу давнюю историю, когда я только пришла работать на фабрику. У нас был фабричный автобус, который развозил рабочих, – вспоминает Ирина. – Вот я еду вместе с другими художниками, все усталые возвращаются с работы. И слышу такой разговор: «У меня такая проблема: у моей лошадки хвост отвалился». Я думаю: Боже мой, какое счастье – у пожилого дяденьки вот такая проблема».

Наверное, это и правда счастье – каждый день создавать удивительную гончарную сказку. Еще один художник-керамист Скопинского центра гончарства, член Союза художников России Юрий Гефенедер, создает эту сказку уже тридцать лет и три года... «Если бы мне кто-то в студенческие годы сказал, что я буду заниматься глиной, я бы рассмеялся. Я совсем не видел себя в этом деле, – делится Юрий Гефенедер. – Но жизнь сама направила. После художественного училища мы с супругой искали свой путь в творчестве. Я приехал к маме в Скопин и встретил Татьяну Голованову. Она предложила попробовать... Попробовал, слепил, потихонечку что-то начали покупать, какие-то пиалки, кружки. И стало затягивать. Супруга поначалу не понимала, а сейчас она давно меня переплюнула».

Современные скопинские мастера стараются не утратить традиции, наработанные их предками
Современные скопинские мастера стараются не утратить традиции, наработанные их предками

Семья керамистов очень переживает за судьбу любимого промысла. «Понятно, что времена непростые, сейчас не до нас, но все наработки очень быстро теряются, – сокрушается Юрий. – Если их потерять, восстановить будет слишком сложно. Я был на производстве в Гжели, видел, как примерно в таком же помещении, как наше предприятие, работало несколько фабрик. А сейчас даже фундамента от этого не осталось. Предприятия нет, работают только небольшие мастерские. Наша фабрика прошла через такие сложные годы и смогла выстоять. Потерять все теперь будет очень обидно».

«Сейчас на пустом месте промыслы создают, пытаются использовать любую зацепку, чтобы развить творчество. А тут готовый промысел, состоявшаяся традиция, наработанная веками. – У Ирины Куровой тоже болит душа за скопинскую керамику. – Об этом промысле искусствоведы пишут монографии, защищают диссертации. Неужели все это можно потерять?»

Утратить традиции, конечно, обидно. Ведь скопинские изделия, можно сказать, элемент русской истории. Образы, которые когда-то создали предки нынешних гончаров, преодолели века, пережили определенную трансформацию, но не утратили особенного скопинского колорита. Как и раньше, скопинские творцы создают удивительных персонажей. Здесь можно увидеть скопу, двуглавых орлов, медведей, невиданных рыб, замысловатых львов... Фантазия у скопинцев всегда была богатая.

Армия керамических Дедов Морозов готова отправиться в новогоднее путешествие
Армия керамических Дедов Морозов готова отправиться в новогоднее путешествие

ПЛОТЬ ЗЕМЛИ

«Нам очень повезло с материалом, – говорит Юрий Гефенедер о своей любимой глине. – Он заслуживает огромного уважения. Глина дает удивительно широкие возможности, она помогает, творит вместе с тобой». «Глина – это плоть земли, – добавляет Ирина Курова. – Поэтому, занимаясь керамикой, ощущаешь связь с землей, с родиной, со всей планетой». «К тому же керамика объединяет почти все стихии – вместе с тобой творят и вода, и огонь, и земля, и воздух», – подхватывает Юрий. Кажется, о своем любимом материале художники могут говорить бесконечно. Утверждают, что такое философское отношение к материалу появляется само собой: глина вдохновляет и многому учит. Собственно, весь Центр гончарства – это рассказ о безграничных возможностях глины.

«После фестиваля гончаров всегда оставалось много прекрасных работ, – объясняет Юрий Гефенедер. – Так и появилась идея создать экспозицию. Сегодня здесь можно увидеть, насколько безграничны возможности глины и какой разной она может представать. Ведь в каждом регионе своя специфика, у каждого мастера свой почерк».

На одном из гончарных фестивалей гости лепили львов, они получились разными, отражающими характер и стиль авторов
На одном из гончарных фестивалей гости лепили львов, они получились разными, отражающими характер и стиль авторов

Кстати, в керамике тоже есть свои модные тенденции. Вот сейчас «в тренде» черные лощеные изделия. Образцы таких работ можно увидеть в Центре гончарства. Каких только экспериментов художники не ставили со своей любимой глиной – молочение, дымление, глазурование. «Интересно декорируют предметы с помощью так называемой болтушки. Изделие накаляется до 750–800 градусов, а потом опускается в жидкий раствор, похожий на блинное тесто, – рассказывает Юрий. – Потом все это доводится до кипения, и изделие получается покрытым интересными пузырьками. На Украине для этого применяют даже прокисшие щи. Получается и декоративно, и практично. Вообще, в каждом регионе, в каждой местности были свои особенности. Керамистов по всему миру очень много. Чем славится скопинская керамика? У нас в основе всегда гончарный круг. Все отдельные детали вытянуты на гончарном круге, а потом собраны на жидкой глине, которая называется шликер».

В Скопинском центре представлена обширная керамическая география – Вологда, Сибирь, Череповец, Воронеж, Москва... Все российские регионы, принимавшие в разные годы участие в фестивале, трудно перечислить. Да и стран, делегировавших своих мастеров в скромный городок Рязанской области, тоже наберется немало.

Фестивали всегда проходили масштабно и красочно. «Мы очень любим фестивали. Они дают возможность пообщаться, обменяться опытом. Ведь мы всю жизнь учимся, всегда ищем что-то новое, – рассказывает Юрий Гефенедер. – И всегда интересно наблюдать, насколько индивидуальный стиль у каждого. На фестивале давали определенную тему, и каждый художник воплощал ее так, как видел. К примеру, однажды была поставлена задача слепить львов. Каких только львов не было! Курносые, кудрявые, грозные, смешные». Весь этот разношерстный львиный коллектив теперь можно увидеть в витринах Центра гончарства. Кстати, в традиционных скопинских изделиях тоже присутствовал лев. Казалось бы, откуда ему взяться в глубинке Рязанской области? Но, как объясняют мастера, еще в XVIII–XIX веках местные гончары ездили в Санкт-Петербург продавать горшки, там они и увидели каменных львов. Когда вернулись, попытались воспроизвести их. Как им удалось трансформировать образ льва в керамике – так потом и пошло. Так что лев – вполне характерный персонаж для скопинского промысла.

Глина дает огромные возможности для творчества. Каждая работа скопинцев показывает огромный потенциал материала
Глина дает огромные возможности для творчества. Каждая работа скопинцев показывает огромный потенциал материала

«Это реконструкция старой посуды, и у нее очень интересные названия, – показывает Юрий Гефенедер на одну из витрин. – Кухля – сосуд для холодных напитков, елейник – для растительного масла, корчага – емкость для вина. Долго спорили с другом, для чего предназначался урыльник. Я был убежден, что это сосуд для умывания – он же находится у «рыла». Но друг где-то вычитал, что это горшок, а название происходит от слова «урина». Есть в арсенале скопинских мастеров кумган и квасник – два очень похожих один на другой сосуда. Но квасник отличает наличие отверстия посередине, причем сделано оно не с декоративными целями – оказывается, в него закладывали завернутый в тряпочку лед, чтобы квас был прохладным. «Вообще, у предков все было продумано. Нередко приходится удивляться, насколько у них все было учтено. Вот я делал много чайников, пробовал разные формы, пропорции, но когда сделал скопинский, понял, насколько это удобно, – объясняет Юрий. – Он на вид несуразный: ручка высоко, носик маленький... А на деле оказалось, что он очень функционален».

Изделия из керамики издавна были популярными подарками, ведь авторы всегда находили и находят возможность проявить и юмор, и фантазию
Изделия из керамики издавна были популярными подарками, ведь авторы всегда находили и находят возможность проявить и юмор, и фантазию

Скопинская керамика – промысел с глубокими корнями и славным прошлым. Наследники этого ремесла стараются сделать все для того, чтобы и будущее у него было не менее славным. «Нам не надо ничего выдумывать, у нас действительно древний промысел с удивительно богатой историей. Деды уже все давно придумали, – говорит Юрий Гефенедер. – Наши предки проявили недюжинную фантазию, профессионализм, вывели скопинское гончарство на высокий уровень. Не хочется все это терять. Я очень надеюсь, что нам удастся сохранить скопинскую керамику для следующих поколений».

Еда
6,93 млн интересуются