Найти в Дзене
Государственный Эрмитаж

Колыванская ваза, или яшмовая «царица»

Эрмитажная геология

Совместный проект Государственного Эрмитажа и Института Карпинского

На первом этаже Нового Эрмитажа, среди античных скульптур и ваз, величественно встречает посетителей огромная Колыванская ваза – трёхметровая «царица ваз» весом 19 тонн. Она была изготовлена по заказу Александра I из зелёно-волнистой яшмы, в которой, по словам известного минералога ХХ века Александра Ферсмана, «светло- и тёмно-зелёные полосы чередуются в пёстром узоре, то сплетаясь, то резко обламываясь, то протягиваясь параллельно друг другу». Предлагаем вернуться в прошлое и познакомиться с историей создания самой большой вазы в мире, а также узнать о том, как появился драгоценный камень, из которого она была сделана.

А. И. Мельников (автор проекта). Большая Колыванская ваза. 1831–1843 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Место создания – Россия, Императорская Колыванская шлифовальная фабрика.
А. И. Мельников (автор проекта). Большая Колыванская ваза. 1831–1843 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Место создания – Россия, Императорская Колыванская шлифовальная фабрика.

Несколько сот миллионов лет назад значительная часть нынешней суши была покрыта морем. Вулканические острова возвышались над морской гладью, а вокруг вулканов формировались пласты осадочных и вулканогенных пород, часто переполненных фрагментами кремнистых скелетов обитавших в древних морях организмов – губок и радиолярий. Со временем, в результате сложнейших геологических, тектонических и химических процессов, из этих вулканических и осадочных пород возникли богатейшие залежи яшм.

Яшма на экспозиции музея Карпинского
Яшма на экспозиции музея Карпинского

Яшма – скрытокристаллическая горная порода, сложенная в основном из кварца, халцедона и пигментированных примесей других минералов. Этот поделочный полудрагоценный камень имеет яркий и насыщенный цвет с неповторимыми вкраплениями в виде полос или пятен. Оттенки варьируются от тёмно-зелёного до бледно-оливкового, а также красного. Академик Александр Ферсман писал: «Я не знаю другого минерального вида, который был бы более разнообразен по своей окраске, чем яшма; все тона, за исключением чисто синего, нам известны в яшме и переплетаются они иногда в сказочную картину».

Своё название минерал получил от греческого iaspis – пёстрый. Само слово яшма приобрело популярность только с 50-х годов XIX века. Его происхождение также относится к нескольким языкам: персидскому («яшм»), ивриту «яшпей» и афганскому («яшаб»).

Яшма на экспозиции музея Карпинского
Яшма на экспозиции музея Карпинского

История применения яшмы началась со времён неолита. Тогда люди ценили этот камень за его высокую твёрдость и делали из него орудия труда, а также наконечники стрел и копий. Сколы были достаточно прочными и острыми, чтобы первобытные люди начали проявлять интерес к минералу. Во времена императора Петра I яшму стали использовать для облицовки дворцовых залов и комнат. Однако настоящим произведением искусства были картины из тончайших яшмовых пластин.

Шкаф-кабинет с мозаичным панно «Тропический лес». Листья пальм и тропической растительности – всевозможные тона зеленой яшмы, попугай из красной яшмы и малахита, летящие птицы и обезьяны на лианах – из кусочков разноцветных яшм. 1883–1892/93 гг.
Шкаф-кабинет с мозаичным панно «Тропический лес». Листья пальм и тропической растительности – всевозможные тона зеленой яшмы, попугай из красной яшмы и малахита, летящие птицы и обезьяны на лианах – из кусочков разноцветных яшм. 1883–1892/93 гг.

Самой качественной считалась уральская яшма. Её первооткрывателями были отец и сын, Фёдор и Пётр Бабины, а также Кирилл Обвищев. Они нашли первые тигровые экземпляры зелёного и красного цвета на реке Тура. Позднее, спускаясь ниже по течению, были обнаружены и другие камни, похожие по структуре.

Яшмовые месторождения встречаются во всём мире. Однако наиболее крупные и известные расположены на территории России: на Южном Урале, на Алтае, на Кольском полуострове в районе Печенги, а также в бассейнах рек Чарыш и Бухтарма.

Яшма для создания Колыванской вазы была обнаружена на Ревнёвской каменоломне Алтайского края. По словам Александра Ферсмана, «среди всех алтайских яшм наибольшей славой пользуется ревнёвский камень по красоте рисунка, грандиозности своих монолитов и по высоким техническим свойствам». В 1819 году унтер-шихтмейстер Иван Колычев обнаружил в стенке так называемого яшмового шпиля Ревнёвской каменоломни глыбу зелёно-волнистой яшмы длиной около 11 метров. Рабочим удалось отколоть восьмиметровый монолит с трещиной, разделившей камень на две части. Пригодными в работу были только 5,6 метров.

Александру I немедленно доложили о найденном минерале, из которого может получиться особо крупная эллиптическая чаша. В ответ из Петербурга прислали чертежи и гипсовую модель будущей вазы, названной в честь Колывановской фабрики, где над проектом трудился архитектор Авраам Мельников.

К работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Здесь более двух лет шла предварительная обработка монолита. В 1830 году обтёсанную глыбу переложили на дровни, и 567 человек вручную толкали её 30 вёрст до села Колывань. Там следующие 11 лет искусные мастера создавали внутреннюю часть чаши, наносили резной орнамент, полировали поверхность. В это же время был найден камень для пьедестала, соединяющего постамент с ножкой чаши. К февралю 1843 года Колыванская ваза была готова.

После изготовления возник вопрос о транспортировке изделия. В Петербург Колыванскую вазу доставляли несколькими этапами: сначала сплавляли водным путём, а потом перевозили поездом из 180 лошадей. Спустя полгода чашу выгрузили на набережной Невы рядом с Эрмитажем.

Однако ваза была настолько огромной, что в Эрмитаже не нашлось подходящего места. Поэтому приняли решение построить особый зал с укреплённым фундаментом в проезде между зданиями. С тех пор ваза не покидала своего помещения.

Большая колыванская ваза. Деталь
Большая колыванская ваза. Деталь

Более полутора столетий Колыванскую вазу называют лучшим произведением алтайских умельцев, выдающимся достижением камнерезного искусства XIX века. Память о мастерах, трудившихся над изготовлением этого уникального произведения, продолжает жить в Колыванском музее истории камнерезного дела на Алтае.

Чтобы полюбоваться пёстрым узором яшмы и убедиться в её огромных размерах, достаточно посетить первый этаж Нового Эрмитажа.

А узнать о свойствах разнообразных минералов можно в Геологоразведочном музее института Карпинского.

Еда
6,93 млн интересуются