В Школе дизайна НИУ ВШЭ существует «Центр исследования народных промыслов» — структура, которая изучает актуальное состояние промыслов и разрабатывает стратегии переосмысления традиции в настоящем: от актуализации носителей и технологий до разработки новых дизайнов. «Исследуя промыслы, мы работаем как этнографы, как культурологи, возможно, даже как социологи», — говорит руководитель центра Юлия Блюхер. «Занимаясь своими корнями, мы формулируем себя заново: кто мы, какие мы, чего мы хотим».
В 2022 году Центр совместно с Гжельским фарфоровым заводом провел партнёрский конкурс студенческих работ, в рамках которого участники постарались опробовать все возможные области, в которых могла бы существовать гжель сегодня. «Мы видим нечто бело-голубое и говорим: да, это гжель», — считает Юлия Блюхер. «Но могут появляться и другие формы, цвета — почему нет?». Одним из наиболее полюбившихся всем проектов конкурса стал созданный студенткой профиля «Анимация и иллюстрация» Екатериной Тертычной Baby Bloom.
Baby Bloom — проект, посвящённый переосмыслению подхода к созданию наборов детской посуды. В детстве игра — главное занятие ребёнка, поэтому и посуда, по мнению автора проекта, должна сделать прием пищи игрой. Цветочные мотивы и узоры в гжели в сочетании с традиционной для промысла керамикой дают возможность для создания полноценного игрового набора посуды для детей.
Катя Тертычная создала игровой мирок в виде цветочного сада, где ночью расцветают не цветы, а посуда; охраняет этот мир главный стражник — малыш Агашка (имя не случайно: «агашка» — название распространённого рисунка гжельской розы). После рассвета эту посуду собирают пузырьки-барашки.
На дне чашки после выпитого чая можно найти пчёлу, а на дне тарелки — самого Агашку. И тарелка, и чашка выполнены в форме чаш цветов с лепестками. Фигурные вилка и ложка, создают ощущение пребывания в цветочном саду.
Однако и это еще не всё: в проект входят также деревянные и пластиковые игрушки: фигурка Агашки с гнущимися ручками и ножками и наклоняющейся головой, дерево с кроной, цветы, фигурки пчёлок и барашка, а также домик Агашки. Посуда и игрушки составляют единое пространство: игрушки можно использовать во время завтрака или обеда, а после приёма пищи — поиграть с ними.
Не так давно о проекте Екатерины Тертычной написал популярный телеграм-канал «Новый русский // Культурный код». Пост об Агашке набрал несколько тысяч просмотров; в комментариях читатели выражали желание купить «даже просто керамическую статуэтки этого малышарика» и называли Агашку «лучшим переосмысление Гжели».
А вам как кажется?
Создавать уникальные визуальные проекты — к примеру, придумывать целые игрушечные миры вроде того, в котором живёт Агашка — вас научат в Школе дизайна НИУ ВШЭ (направление «Анимация и иллюстрация»).