В который раз убеждаюсь, что современные технологии не гарантируют обещанного результата. В прошлом году продавал машину, но не смотря на отличное состояние, наличие сервисной книжки, всех чеков и отсутствие каких-либо проблем по состоянию, продажа принесла мне один не очень приятный сюрприз.
Молодые и продвинутые покупатели тыкали мне пальцев в отчёт от Автотеки, где были указаны неоднократные скрутки пробега. Я покупал машину в салоне, владел чуть больше трёх лет и за это время, кроме меня за руль никто не садился, я однозначно знал всю историю машины, и пробег не скручивал. Но отчёт Автотеки показал вероятность скрутки пробега и на общем графике пробега было аж 4 точки, в которые могла произойти скрутка. Машину продавал с 90 тысячами пробега, а если предположить, что скрутки были, то реальный пробег мог бы составить около 140 тысяч и это отпугивало людей. Жаль, того отчёта у меня нет, но вот решил продать машину жены (тоже покупалась в салоне и всё время в одним руках), а там тоже отметки по возможной скрутке.
Тут, как можно увидеть, две возможных даты скрутки. Надо сразу сказать, что Автотека не утверждает, а предполагает, и фразы "Могли", "Возможно скручен", всё же указывают на вероятность, а не обвиняют людей в обмане.
Сейчас всё чаще идут разговоры о том, чтобы ввести административную и уголовную ответственность за изменения показаний одометра автомобиля (скрутка), квалифицируя данное действие как обман. И данная ответственность уже давно напрашивается. Вот только вопрос один - как будут определять реальный пробег автомобиля? Но способы есть. И прежде, чем к ним перейти, стоит пояснить, откуда Автотека "знает" пробеги наших автомобилей и почему так часто ошибается.
Само название "Атотека" происходит от двух слов "Авто" и "Тека". Слово "Тека" означает хранилище. Иными словами это сервис хранения информации об авто. И в это "хранилище" информация стекается из разных источников. Все эти источники, которые "сообщают", имеют партнёрские отношения с этим самым "хранилищем". Юридическая сторона этой передачи информации, конечно, у меня вызывает массу вопросов и сейчас поймёте почему.
Информацию сообщает ГИБДД, когда вы ставите машину на учёт, обычно в отчётах автотеки это отображается как смена собственника с указанием даты и типа лица (физическое или юридическое). Спасибо хоть не указывают паспортные данные.
Следующий "информатор" это страховые службы, которые зачастую запрашивают информацию о пробеге автомобиля, а также делают отметки используется автомобиль в качестве такси или нет. И вот тут часто происходят ошибки по пробегу. Иногда люди в страховой компании обретают и полис технического осмотра, без проведения этого самого осмотра, а в диагностическую карту, как раз, вписывается пробег. И девушка, которая оформляет одновременно страховой и диагностическую карту, может написать в графу пробега что угодно, или спросить у собственника, а тот скажет примерное значение, оно в итоге и попадёт в "хранилище".
Ещё один "осведомитель" это авторизованные автосервисы, которые открывают официальные заказ-наряды. Именно они сообщают информацию по проведённым ремонтам и обслуживанию, они же при этом указывают пробег. Что они укажут? Будут ли они перед указанием смотреть реальный пробег на одометре?! Не факт.
В случае ДТП информацию сообщают страховые службы, они же указывают и повреждения, которые также будут фигурировать в отчёте, правда делают они это не всегда, даже имел место быть факт страховых выплат или ремонта.
Автотека берёт информацию и из объявлений на сайтах. Решите вы продать машину, разместите объявление, там укажите и пробег и число владельцев, фотографии, даже если удалите потом это объявление, оно будет включено в "хранилище", ведь интернет помнит всё. Попадают в Автотеку и штрафы, правда они попадают без указания пробега.
Но в целом ситуация простая: Данные о пробеге автомобиля в Автотеке зависят от того, насколько корректно их будут вносить страховые службы, станции технического осмотра, авторизованные автосервисы. Стоит кому-то из них указать неверное значение, как сразу это отразится на графике.
Как определить реальный пробег автомобиля и был ли он в такси
На самом деле факты скрученного пробега и работы машины в такси могут не как и не влиять на дальнейшую эксплуатация автомобиля. Любой автомобилист может привести кучу примеров, когда машины под 300-400 тысяч пробега в прекрасном состоянии, и когда, некоторые водители, умудряются за 30-50 тысяч пробега довести машину до ужасного состояния. Очень много зависит от водителя, условий эксплуатации, обслуживания машины.
Точно также и с фактом работы в такси, если водитель как следует обслуживал машину и берёг её, то сама отметка в отчёте Автотеки "Использовалась в такси" повлияет только на дальнейшую перепродажу. Покупая автомобиль, и видя эту отметку, будьте готовы, что при последующей продаже покупателей она будет смущать, продать машину с такой отметкой будет тяжелее.
Перейдём, непосредственно, к способам определения работала машина в такси или нет. Отметка в отчёте может отсутствовать, или просто может не быть возможности посмотреть этот отчёт, а продавец, особенно если салон, попытается всё скрыть. На факт работы в такси, косвенно, может указать пробег. В среднем, в год, автомобилисты в личных целях накатывают от 10 до 25 тысяч километров, всё что выше - использование автомобиля в рабочих целях, это может быть такси, может быть какая-нибудь работа в доставке, курьерство, использование автомобиля на работе с возмещением затрат на ГСМ и т.д.
Но точнее про возможную работу в такси расскажет салон автомобиля и ручки дверей. Для начала нужно обратить внимание на потёртости ручек дверей снаружи. Верный факт работы в такси - потёртости на ручке задней правой двери больше, чем на левой задней и правой передней. Связано это как раз с тем, что пассажиры в такси чаще садятся именно на заднее сиденье и посадка происходит с правой стороны.
Сиденья могут закрыть чехлами, поменять коврики в салоне, даже поменять обшивки дверей, чтобы не было внутри видно износа. Но два места всё равно укажут на частую перевозку пассажиров, да и на пробег в целом. Это обшивка пола под ковриками, нужно сравнить потёртости, и обивка потолка, её никто менять не будет, а отмыть целая проблема. Над головами пассажиров, как правило, будут тёмные пятна, где их больше, там чаще ездили люди, при этом над дверными проёмами обивка потолка будет иметь потёртости, также можно сравнить.
Факт продолжительной работы автомобиля в такси (от 1 года) скрыть не какой предпродажной подготовкой невозможно, опытный автомобилист, и особенно перекупщик, увидит всё сразу, салон будет буквально "кричать" об этом.
С определением пробега сложнее. Я неоднократно встречал людей, которые определяли реальный пробег по состоянию машины очень точно. Но при покупке машины, вполне достаточно, определить с точность в 30-50 тысяч и просто понять, скручивали его или показания одометра отражают реальную картину.
Способы определения всё те же, нужно обратить внимание на степень износа автомобиля. Проще всего смотреть место водителя, а именно обратить внимание на сиденье, руль, кнопки и переключатели, обивку потолка над головой, над дверным проёмом, накладки педалей, коврик, обивка под ковриков. Как правило, если пробег меньше 100 тысяч, то следов износа не будет практически не где. Ближе к 150 тысячам появятся потёртости на накладках педалей, на рулей, над головой водителя начнёт появляться тёмное пятно на обивке, над дверным проёмом на обивке будут небольшие царапины, потёртости, начнёт трескаться чехол рычага КПП и т.д.
После 200 тысяч уже руль будет "замызган", обивка двери, кнопки и переключатели потёрты, вид, одним словом, будет непрезентабельным.
Но нужно смотреть не только на салон, салон это всего лишь эстетика, смотреть надо, в первую очередь, под капот и на состояние подвески. Для каждой машины есть определённые сроки службы деталей, например шаровая опора 100-120 тысяч, тормозные диски 100-150 тысяч, амортизатор 180-200 тысяч, ступичный подшипник, рулевой наконечник, сайлент-блок, всё имеет примерный пробег службы.
И видя, например, что обе шаровых заменены, и при этом владелец утверждает, что пробег всего 50 тысяч, стоит серьёзно задуматься. Любые работы по подвеске будут сразу видны. Точно также и по двигателю и КПП, всё имеет свой срок службы, тот же самый механизм привода ГРМ, ШРУСы, свечи и т.д. Любые работы сразу будет видно, а уже по ним, хотя бы примерно, можно сориентировать по пробегу, даже по выхлопной системе и то будет понятно.
Поэтому заранее надо поинтересоваться, какие проблемы по машине, которую хотите смотреть с пробегом, чаще всего случаются и при каких примерно пробегах, и уже исходя из этого смотреть и при необходимости задавать вопросы продавцу.
Ещё немного полезной информации можете прочитать в этих статьях.