187 подписчиков

История появления чая на Руси.

Сегодня, попивая ароматный чай, никто и не вспоминает о том, что всего несколько веков назад на Руси о нём и слышать не слышали. Традиционными русскими напитками дочайной эпохи были так называемые взвары (узвары). Так назывались отвары из сушёных трав (особенно кипрея), который ласково называли Иван-чаем, листьев, соцветий и ягод. Причём, для каждого региона их набор был вызван особенностями местной флоры.

А на Русь чай пришёл только в XVII веке. Откуда же? С Востока, а точнее - из Китая. Его появление на Руси – особенное явление для русской истории.

Ещё в правление Ивана Грозного казачьи атаманы, побывавшие в 1567 году в Китайской Империи, поведали царю о небывало вкусном напитке китайцев. А отведали его впервые на Руси в 1618 году, когда китайский посол подарил царю Михаилу Фёдоровичу, первому из Романовых, несколько ящиков чая. Но это скромное начало чайной истории на Руси вскоре забылось.

Вновь вернулись к чаю только в 1638 году, когда монгольский хан Алтан Кучкун, принимая русского посла Старкова с дорогими подарками из Москвы, в ответ отправил московскому царю в подарок тоже богатый караван даров.

В этом караване среди знаменитых монгольских атласов и мехов лежали свёртки с сухими листьями – четыре пуда чая, ценою в 100 соболей или, по тогдашним ценам, в 30 рублей. Посол Старков отказывался брать неизвестную ему какую-то сушёную траву, боясь гнева государя, и просил хана заменить её мехами или драгоценными камнями, но тот настоял на своём. И, чтобы больше не испытывать терпение хана, он был вынужден везти этот «негодный товар» в подарок царю.

В Москве царь Михаил Фёдорович повелел своим боярам испробовать этой китайской травы, присланной Алтын-ханом в подарок. Испробовав её, бояре доложили государю, что трава жёсткая, плохо жуётся, и на вкус горькая. Царь даже думал обидеться на хана – мыслимо ли: он, видите ли, хану в дар соболей дорогих отсылал, а тот в ответ какую-то горькую траву пожаловал. К счастью, он расспросил у посла своего, что хан с травою делал. И тот рассказал ему, что её варят в воде.

Тогда Михаил Фёдорович пригласил бояр на дегустацию заваренного чая, и, испробовав его, характеризовал ханский подарок только добрыми словами. И все, сидевшие за столом бояре, вслед за царём, так, как и он, были очарованы ароматным бодрящим напитком.

Однако скоро присланные Алтын-ханом четыре пуда чая закончились, и вкус чая в Москве стали забывать.

Вспомнили о чае, как о целебном напитке, только в 1665 году, когда царь, уже Алексей Михайлович, отец Петра I, вдруг занемог желудком. А незадолго до этого русский посол Перфильев вновь привёз из Китая чай. И придворный лекарь, отведав этого зелья, заключил, что для лечения его можно давать царю, что он и сделал. И царю полегчало - чайный напиток сработал.

Слух о чае, как о новом лекарстве, которое спасло царскую особу, быстро распространился, и чай стал использоваться как целебный напиток. Замечено было, что он освежает, снимает похмелье, а также отвращает ото сна во время долгих церковных служб и от утомительного сидения в Боярской Думе.

Сначала чай пили в царских хоромах; сам царь, бояре и их приближённые, потом он «дошёл» до зажиточных боярских и дворянских домов, и к XIXвеку стал доступным напитком для всех категорий населения того времени.

Ныне чай по своей популярности не отстаёт от кофе. Он захватил почти весь мир.

Кстати, как вы думаете, почему ныне в России и в Европе чай называют по-разному? Дело в том, что чайные листья доставлялись на Русь по сухопутному транспортному пути (Сибирскому тракту) из Северных провинций Китая, где их называли «ча-э». Отсюда и пошло русское название китайского напитка – чай. В Европу же чай попал морским путём из Южного Китая, где его название произносилось – «те-е», поэтому в большинстве европейских языков так он и звучит сегодня.

PS.

Если вам понравилась моя мини-статья, поддержите канал, ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь и подписывайте на него своих друзей и знакомых. Каждую неделю вас ждут новые статьи о малоизвестных или ещё неизвестных вам фактах истории и исторических фразеологизмах.