Найти в Дзене
Автодрайв

УАЗ-3972

Советские автомобили давно стали историей. В своё время они были единственными на территории государства, которые удостоились возить советских людей. Иномарок не было, зато бурно шло развитие отечественной индустрии. А не так давно в Сети появилась информация о редчайшем прототипе УАЗ-3972. По своей сути – это карета скорой помощи повышенной проходимости, которая так и не стала серийной. Однако всем автомобилистам интересно знать о ней подробности.

Проектировка внедорожников с кузовом типа вагон активно шла в 1970-е годы. Героя материала можно рассматривать как альтернативную «Буханку», которая могла бы пойти на конвейер. Ульяновские специалисты КБ разработали целую партию моноприводных машин массой до 1.5 тонн. Там был грузовик, внедорожник и фургон. Речь в данном контексте, о последнем. В качестве базы была модель с индексом 3170, которая также не стала серийной. Первой ласточкой был автомобиль вагонного типа УАЗ-3170, который представили в 1979 году. Его характерными чертами были оквадраченные, рубленные формы кузова. Фары круглые, с квадратными указателями поворотов в отдельной секции.

-2

Работа шла полным ходом, поэтому всего через 4 года ульяновские разработчики показали улучшенный вариант автомобиля – УАЗ-3972. В данном случае на прототипе стало понятно, что заказчиком «скорой помощи» было Министерство обороны. Характерными чертами санитарного автомобиля была головная оптика, выполненная по армейским стандартам. Кузов отделан высоким защитным бортом. На вид бамперы были пластмассовыми. Но также они могли быть выполнены из металла. В них появились противотуманные фары. Ветровое стекло имело раздельные половинки. Угловатый кузов почти не поменялся. Однако, можно заметить вертикальные ручки дверей. Боковые зеркала на ножках такого же формата. Компоновка кузова бескапотная, что повышает маневренность и компактность автомобиля. Для санитарки это важно.

-3

В течении 80-х гг. ТС постоянно модернизировалось. Крупных трансформаций было две. Получилось так, что в металле наиболее совершенный образец был собран лишь к 1989 году. Всего было 4 штуки таких автомобилей. Один из них был сугубо военный, с госномером 60-31УЛЛ, машина окрашена в защитный цвет и носит соответствующие опознавательные знаки на бортах. Отличительной чертой данной «скорой помощи» был дизель УМЗ под капотом. Испытания данного фургона прошли в Московской области. Там история ТС заканчивается.

-4

Второй номер имел шасси с соответствующим индексом Э-002 и бензиновый привычный мотор УМЗ-417 рабочим объёмом 2.4 л с отдачей 92 л.с. Такие же ставили на «Буханки», «Головастики». К сожалению, санитарка с номером 60-32УЛЛ попала в аварию. Но была отремонтирована и также расположилась в Бронницах, как и её предшественница. Позже данный авто удостоился чести выставляться под маркой Рязанского автомобильного музея. Внимание прессы в ряде тематических ТВ-программ было приковано к этому УАЗику.

-5

Займы под залог машин

Третий экземпляр 3972 был покрашен в светло-бежевый цвет и имел стандартный уазовский мотор. На борту микроавтобуса красовались цифры «443». Госномер 60-33УЛЛ легко читаем на сохранившихся снимках. Машина также была на испытаниях. У неё полный привод. И в Интернете нередко можно встретить информацию о том, что этот УАЗ имеет «военные» мосты. На самом деле это не так. На нём стоят обычные, «колхозные».

-6

Последний вариант автомобиля был сделан в гражданском типе. Он покрашен в традиционные для скорой помощи цвета и имеет соответствующие обозначения. По начинке у него тоже всё совершенно предсказуемо. За свой короткий жизненный цикл фургон пробежал примерно 36 тыс. км. Потом попал в ДТП, где разбил ветровое стекло. Потом машина фактически оказалась брошенной. Сейчас она имеет множественные повреждения и активно гниёт.

-7

К сожалению, УАЗ-3972 так и не пошёл в серию. Из 4 машин сохранилось лишь 2, да и то, в плачевном виде. А ведь это могла быть альтернатива уже существующим моделям. Только в сегодняшних реалиях можно понять, какую действительную роль играют отечественные разработки в транспортном секторе.