Найти тему
Лекторий Dостоевский

Конфеты, духи, папиросы...Легендарная упаковка. 2ч.

Упаковка в СССР часто была приурочена к знаменательным событиям в жизни страны
Упаковка в СССР часто была приурочена к знаменательным событиям в жизни страны

Завершение. В СССР все сыпучее, твердое, сухое упаковывали в столь модной сегодня крафтовой бумаге – грубой, с прожилками. И перевязывали ее пеньковой веревкой. Все это сегодня мы с умилением наблюдаем в магазинах хэндмейда. Это не только стильно выглядит, но и очень экологично – в отличие от целлофана и всего подобного, и веревка, и бумага быстро разлагаются и природе не вредят.

-2

И поэтому у нас была интересная ситуация: либо по-прежнему упаковка оставалась сугубо функциональной – простой. Даже грубоватой. Либо так, словно перед нами – картина. И тогда любая обертка, этикетка – была произведением искусства. Особенно доставалось подарочным наборам, сладостям, духам. На парфюм у нас шли рисунки в стиле Билибина для иллюстраций пушкинских сказок. Элитные духи «Чёрный ларец» производили на фабрике «Новая заря», комплект состоял из двух флаконов в форме башни. Упаковка имитировала палехскую роспись на шкатулке.

-3

С послевоенных 1950-х московский комбинат «Продоформление» (позже «Союзпродоформление»), был основан при Министерстве пищевой промышленности и призван был выполнять все работы по созданию художественных упаковок, этикеток и рекламы. Работали там художники Александр Андреади, Валентина Щукинская и Владимир Волков. На всякий случай напомню, что тогда все эскизы и оригиналы выполняли вручную.

-4

При этом дошедшую из дореволюционного времени тенденцию отражать на кондитерских упаковках исторические события продолжили и в эпоху социализма. Только сами события стали другими — покорение Арктики, полеты в космос, 6-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, многочисленные партийные съезды, праздничные даты, Олимпиада.

Вообще, вот эта своеобразная графика «этикеточного» жанра ввела моду на коллекционирование упаковки. Их утверждали порой на самом высоком уровне. Вот, например, уже легендарная, действительно, этикетка папирос «КАЗБЕК», это начало 1950-х годов, когда табачная промышленность наконец переключилась на массовое производство папирос, вместо махорки. Автор этикетки - Художник Роберт Граббе. Еще до войны сам Сталин утвердил его рисунок.

-5

Фантики, этикетки собирали в специальные альбомы. Красивые ларцы и коробки из-под конфет и печенья подолгу хранили в семьях и использовали в качестве шкатулок для писем, фотографий и рукоделия.

…В начале 1960-х годов в советских магазинах начали продавать шоколад "Аленка" в обертке с изображением голубоглазой маленькой девочки в пестром платке. Изначально «АЛЁНКА» выпускалась без нее. Всем знакомый с детства портрет появился только после проведения конкурса, в результате которого была выбрана фотография предложенная художником «Красного Октября» Александром Геринасом. Версии узнаваемого образа неоднократно появлялись у других фабрик. Такая, московская мона лиза от кондитерского производства.

Но не одной кондитерской промышленностью ограничивалось оформление упаковки, конечно. Одним из самых ярких атрибутов советского быта с конца 1950-х годов по середину 1980-х были необычные пирамидки-тетраэдры Tetra Classic из плотного картона. Технологию их производства СССР купил у шведов. Мы знаем по почившей Икее, как скандинавы любят доступное, простое в применении, с геометрией форм. В такой необычной таре емкостью 0,5 или 0,25 литра продавали молоко, а также реже кефир и сливки. Сине-красный треугольничек с молоком 3,2% жирности стоил 16 копеек, а красный с 6% - 25 копеек.

-6

Практичность, столь любимая и нами, и скандинавами, была в этом. В отличие от бидонов и стеклянных бутылок пирамидки не нужно было каждый раз мыть, они быстро утилизируются, не бьются.

Но вспомним и куда более родную и удобную тару для молочных продуктов – стеклянные узнаваемые бутылки с широким горлышком и крышечкой из фольги. Они даже в стихах Евтушенко фигурировали. Больше половины молочных продуктов до начала 90-х годов разливали в такие многоразовые стеклянные бутылки с широким горлышком по пол-литра без этикеток(потому что их мыли часто, сдавали постоянно) а узнавать, что внутри можно по выдавленной надписи и цвету крышечки из алюминиевой фольги: серебристая для молока, зеленая под кефир, полосатая желто-серебристая под сливки, фиолетовая - ряженку.

-7

Молоко в такой таре стоило 28 копеек, причем из них 15 копеек - залог за саму бутылку, которую можно было помыть и сдать обратно в магазин или пункт приема стеклотары.

Производство постоянно само себя окупало даже при очень низких ценах на товары. Очень мудро было.

Как и в случае с национализированными дореволюционными фабриками, предприятия Советского Союза после его распада закрылись, или переименовались. Союзпродоформление не избежал этой участи. На смену его разработкам и дизайну пришли новые формы и стиль. Сегодняшние разработчики предпочитают упаковку, которая привлечет аудиторию в безжалостной борьбе за покупателя и сохранит невероятно долгий по меркам СССР срок годности товара. Сегодня соревнуются между собой многочисленные частные фирмы, создающие дизайн упаковок и оформления витрин, предоставляющие услуги мерчендайзинга, маркетинга и рекламы.

-8

Стремясь внедрить в реальность те самые, наши родные когда-то идеи здорового образа жизни, правильного питания, экологичности продуктов и упаковки. Идеи всего того, что так естественно и просто было в нашем московском прошлом. Которое, будем надеяться, продолжится в будущем, сочетая и функциональность прошлого, и разнообразие настоящего.

Еда
6,23 млн интересуются