В моей коллекции среди многих тысяч фотографий по истории велосипедного и мотоциклетного дела хранится серия фото с одного интересного события – мотоциклетного праздника, проходившего в московском парке Сокольники 21 июля 1940 года. В тот день парк наполнился выхлопом десятков мотоциклов и толпами зрителей, пришедших посмотреть на соревнования и показательные выступления мотоциклистов Центрального Авто-Мото Клуба и московских Добровольных Спортивных Обществ. В программе праздника было несколько видов соревнований – гонка с естественными и искусственными препятствиями по территории парка, оригинальные соревнования «погоня за шаром», а также фигурная езда и выступления мотоакробатов.
Интересно, что в моей коллекции это событие представлено одновременно ТРЕМЯ документальными источниками: более 20 назад я купил несколько конвертов в негативными фотопленками известного советского фотографа Макса Прехнера и среди них оказалась съемка с этого праздника; кроме того, более 15 лет назад в выселенном доме в центре Москвы я нашел огромный тяжеленный фотоальбом, где была представлена хроника этого события с пространными подписями. Альбом сохранился в не очень хорошем состоянии, но в нем оказались кадры не только Макса Прехнера, но и других, не менее профессиональных фотографов. Третьим источником является попавший в мои руки личный архив известной мотогонщицы Галины Тепляковой, в котором также оказалось около десятка фотографий с праздника в Сокольниках.
В этой публикации я покажу несколько кадров, запечатлевших довольно экзотические мотосоревнования под названием «погоня за шаром». Использовались при этом небольшие воздушные шары, называемые «прыгунами». Их подъемная сила была невелика и не превышала веса одного человека. Аэронавт, отталкиваясь ногами от земли, совершал подскок на высоту до 100 метров, после чего шар медленно опускался. Такие аэростаты отлично подходили для начального обучения пилотов-воздухоплавателей, позволяя приучать новичков к воздушному пространству, не пугая сразу большой высотой подъема аппарата. Оболочка изготавливалась обычно из прорезиненной материи, а простота конструкции позволяла изготавливать такие «шары-прыгуны» даже в условиях воздухоплавательных кружков «Осоавиахима». Небольшой сферический аэростат обычно имел объем 150 кубических метров и заполнялся водородом. На оболочку наклеивали от шести до восьми лап подвесного такелажа, к которым крепились стропы подвески. Пилот надевал парашютную систему, пристегнутую к подвеске и располагался на подвесной скамейке с рейкой для ног. К нижней части оболочки пришивался рукав "аппендикса", через который шар заполнялся газом. Он имел разрывное приспособление для аварийного спуска. Шарам присваивался опознавательный номерной знак, выдаваемый Главной Инспекцией ГВФ. В полет брали следующее оборудование: анероид-высотомер, топографическую карту, нож-стропорез, свисток для привлечения внимания и 20 кг песчаного балласта в двух мешках.
Для выполнения прыжка-полёта шар перетяжелялся балластом на 3-5 кг, что создавало отрицательную сплавную силу, которую пилот преодолевал силой мускулов ног. После отталкивания от земли шар поднимался на высоту, регулируемую выбросом балласта. Шары-прыгуны были довольны чувствительны к восходящим и нисходящим потокам воздуха. Опытный пилот в благоприятных условиях мог продержаться в воздухе не один час.
Суть состязания «погоня за шаром» состояла вот в чем: два воздушных «шара–прыгуна» с пилотами стартовали и летели по воле ветра, постепенно опускаясь, а по земле за ними гнались мотоциклисты. Задача мотоциклистов – наблюдать полет, выбирая оптимальный путь и поймать потенциального «диверсанта» сразу после приземления, но до его следующего «подскока». В роли погони выступало несколько конкурирующих команд – командиры из мотобатальона Московской Пролетарской Дивизии на мотоциклах Л-8 и ТИЗ АМ-600, а также сводные команды Центрального Авто-Мото Клуба и нескольких ДСО – на различных моделях отечественных и иностранных мотоциклов.
Точных данных о ходе состязаний нет, но известно, что прошли они успешно – «диверсанты» были пойманы. ;-)
Посмотрите мои публикации по мотоциклетной теме: