В этой публикации я расскажу о малоизвестной стороне деятельности очень популярного в СССР человека, знаменитого летчика-испытателя, организатора и участника рекордных перелетов – Валерия Павловича Чкалова. О работе и достижениях Чкалова в авиации знает, наверное, каждый человек, живший в СССР в 1930-80-х годах. А вот о деятельности великого летчика на ниве авто-мото спорта известно гораздо меньше. Между тем, он сыграл в становлении этих видов в СССР значительную роль - как идеолог, организатор и судья соревнований. В моей коллекции за годы поисков собралось немало документов и фотографий, свидетельствующих о его деятельности в этой области.
Известно, что Валерий Павлович был заядлым автомобилистом и с удовольствием управлял принадлежащими ему автомобилями; также есть свидетельства, что он ездил и на мотоциклах. После успешного рекордного перелета из Москвы на Дальний Восток (остров Удд в Охотском море), осуществленного в июле 1936 года, Чкалов получил всесоюзную известность. Знаменитый перелет из Москвы в США в июне 1937-го сделал его мировой знаменитостью. Валерий Павлович был избран депутатом Совета национальностей Верховного совета СССР и наряду со своей основной летно-испытательной работой активно занимался общественной деятельностью. Одним из направлений этой деятельности стала популяризация автомобильного и мотоциклетного спорта. Чкалов не раз назначался Главным Судьей крупнейших мотоциклетных состязаний, в том числе – Всесоюзных в 1937 и 38 годах. Понятно, что спортивное судейство требовало специальных знаний и навыков, которых у комбрига не было и всю техническую работу выполняли более опытные люди, числившиеся его помощниками. Однако, факты свидетельствуют о том, что знаменитый летчик не довольствовался ролью «свадебного генерала», а всерьез вникал в проблемы мотоспорта, беседовал с гонщиками, помогал с решением технических и организационных проблем и приобрел большое уважение спортсменов именно за грамотные и взвешенные решения, способствовавшие развитию этих видов спорта в СССР.
В 1938 году комбриг Чкалов выступил с предложением допускать к крупным соревнованиям всесоюзного уровня мотоциклы только отечественного производства. Предложение Валерия Павловича не было ни спонтанным, ни популистским – на соревнованиях Первенства СССР по мото спорту, проведенных осенью 1937-го года в Киеве, успешно выступали гонщики на отечественных мотоциклах, усовершенствованных как самодеятельными конструкторами, так и некоторыми заводскими КБ, что позволяло сделать вывод, что в стране имеются как технические возможности, так и необходимые кадры для развития спортивного мотостроения. Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту при СНК СССР, принял решение эту инициативу утвердить. Результат был двоякий и вызвал много споров среди спортивной общественности. С одной стороны, нововведение резко снизило результаты в таблицах рекордов, так как серийные советские мотоциклы имели очень скромные динамические характеристики, а специальных гоночных аппаратов отечественного производства на тот момент, как таковых, не было, да и движение самодеятельных конструкторов-спортсменов, способных создавать конкурентоспособные гоночные машины, делало только первые шаги. Запрет участия иностранных мотоциклов в соревнованиях прервал или существенно замедлил карьеры многих ведущих гонщиков СССР. С другой стороны, такое решение явилось большим стимулом для развития советского мотоциклостроения и появления специальных спортивных машин, обладавших высокими динамическими характеристиками. Кроме того, стремление «ускорить» серийные дорожные мотоциклы для достижения спортивных результатов стимулировало повышение технической грамотности среди обычных рядовых спортсменов, что считалось очень важным в деле подготовки кадров для армии и народного хозяйства СССР.
Трагическая гибель Валерия Чкалова не оборвала его начинаний – после его смерти деятельность по поддержке авто-мото спорта продолжил его соратник Анатолий Васильевич Ляпидевский, также уделявший немало внимания развитию этих видов. С послевоенного времени ежегодно проводился зимний мотокросс имени В.П. Чкалова, на протяжении многих лет Главным Судьей которого были вдова Валерия Павловича – Ольга Эразмовна и его сын – Игорь Валерьевич. Эта гонка, на протяжении многих лет являвшаяся одной из самых престижных в СССР, проводится и в наше время!
В моей коллекции хранится несколько десятков фотографий, запечатлевших В.П. Чкалова на мотогонках, несколько автографов великого летчика на наградных дипломах призеров и победителей Всесоюзных авто-мото соревнований и другие редкие мемориальные материалы. Кроме того, имеется множество материалов, касающихся истории проведения Чкаловских мотокроссов – фотодокументы, афиши, программы и награды.
Посмотрите публикации, посвященные истории мотодела в нашей стране: