За 35 лет коллекционерской и исследовательской деятельности мне удалось собрать свыше 40000 фотографий, иллюстрирующих историю мотоциклетного дела в Императорской России и СССР. Многие фотоснимки удалось атрибутировать – уточнена датировка, определены события и действующие лица, запечатленные камерой фотографа. В коллекции имеются совершенно уникальные фотодокументы, запечатлевшие главные события и персоналии нашей мото-истории – к примеру, портреты победителя Первой Гонки Моторов Павла Беляева, издателя журнала «Самокат» Петра Орловского, создателя первых советских мотоциклов Петра Можарова, Чемпионов Мира Моисеева и Кавинова и других знаменитостей, основные мотопробеги и гонки, парады, мототрюки т.п.
В этой публикации я покажу серию фотографий, запечатлевшую члена Московского Автомобильного Клуба имени Садовского (МАК) В.И. Морозова на мотоцикле Harley Davidson возле Храма Христа Спасителя в Москве. Фотоснимки сделаны осенью 1927 года. Интересен факт, что в коллекции хранятся не только отпечатки на бумаге, но и стеклянные негативы этих снимков. Причем попали ко мне они из разных источников и с разницей более чем в 10 лет! Отпечатки «пришли» в составе архива деятеля Мосавтоклуба Бориса Пасхина, а негативы на стеклянных пластинах были куплены случайно на московском Вернисаже в Измайлово.
Запечатленный на фото В.И. Морозов был активным участником мотосекции МАКа, принимал участие в мотопробегах и экскурсиях, но гонками не занимался. О личности В.И. Морозова у меня нет практически никаких сведений – какова его профессия и где он работал, к сожалению, неизвестно. Ездил он на американских мотоциклах Harley Davidson, причем владел в разное время как минимум двумя тяжелыми колясочными аппаратами с моторами 1200 куб. см. На клубных фотографиях он встречается во второй половине 1920-х годов, а с начала 1930-х никаких сведений о нем нет и неизвестна его дальнейшая судьба. Как известно, 1920-е годы – время расцвета Новой Экономической Политики (НЭПа), когда Советское государство частично разрешило свободную торговлю и предпринимательство. Многие участники мотосекции МАКа, если и не были «нэпманами» по тогдашней классификации, то охотно пользовались возможностями, предоставляемыми свободной международной торговлей – покупали иностранные мотоциклы через государственные и частные торговые организации. Перед правлением МАКа, располагавшемся в гостинице «Метрополь» на Театральной площади, в конце 20-х – начале 30-х можно было увидеть самые передовые зарубежные мотоциклеты известнейших английских, американских, немецких и французских марок, в том числе и спортивные, что приводило в недоумение иностранцев. В стране, совсем недавно пережившей Гражданскую войну, Военный Коммунизм, разруху – и такая техника, какой не увидишь в стабильных и богатых странах Запада?
Осенью 1931 года НЭП был свернут, запрещена частная торговля, закрыты представительства зарубежных компаний, что радикально повлияло и на состав мототехники, находившейся в частных руках – импорт практически прекратился, а отечественные мотоциклы мало того, что по своим качествам сильно проигрывали иностранным, так еще и находились в дефиците, а тяжелые так и вовсе не продавались в частные руки, поступая только в армию, милицию и государственные учреждения. В 1930-х быть спортсменом было выгодно – в спортклубы поступали отечественные мотоциклы, распределявшиеся среди наиболее перспективных спортсменов. «Середнячки» же довольствовались пользованием общественной клубной техникой. Но эти времена – это уже тема другого рассказа. ;-)
Посмотрите мои публикации по мотоциклетной теме: