Самолеты-аналоги
Говоря о самолетах-аналогах перехватчика Як-25, следует отметить, что в машине такого назначения США не нуждались. Правда, в Канаде к 1950 году создали барражирующий самолет CF-100, способный эксплуатироваться с арктических аэродромов. Что касается европейских стран то из-за их незначительных территорий такой самолет не очень-то был и нужен, хотя французский SO.4050 «Вотур» стал прецедентом. «Вотур» изначально создавался как многоцелевая машина, включая одноместный и ночной всепогодный истребитель с радиолокационным прицелом, а также бомбардировщик. Их компоновки были аналогичны Як-25 с той лишь разницей, что крыльевые опоры шасси располагались не на законцовках крыла, а на мотогондолах, да и подвижные части фонаря кабины экипажа имели другую конструкцию. Как и Як-25, «Вотуры» имели велосипедное шасси и среднерасположенное стреловидное крыло с углом стреловидности передней кромки 35 градусов, что на 10 градусов меньше, чем у советской машины. Экипаж перехватчика размещался тандемно. Под крылом опытного экземпляра «Вотура» разместили ТРД SNЕСМА «Атар» 101В тягой по 2400 кгс. Испытания проходили без происшествий, и в апреле 1953 года SO.4050-001 на снижении превысил скорость звука. К этому времени на перехватчике двигатели заменили на «Атар 101D» тягой по 2800 кгс и смонтировали американский радиолокационный прицел SCR. Вслед за прототипом выпустили три предсерийных самолета, причем последний из них с английскими ТРД «Эвон» RА.28 Мк.21. В апреле 1956 года самолет приняли на вооружение, и французская промышленность до 1960 года изготовила 70 экземпляров таких машин, причем с американским РЛГ1 А1.
Вооружение перехватчика включало четыре пушки DEFA 553 калибра 30 мм и боезапасом по 100 патронов на ствол. В отсеке полезной нагрузки размещались две пусковые установки для турбореактивных снарядов «Матра», тип 104А, а под крылом — различная полезная нагрузка, включая дополнительные топливные баки емкостью по 1250 литров.
К середине 1963 года большая часть парка 1IN п отучила на вооружение французскую управляемую ракету класса «воздух — воздух» «Матра» К.511. Модифицированные самолеты получили обозначение 11,1 N. В 1968 году часть самолетов вооружили более современной ракетой «Матра» R.530. Помимо этого, самолет мог нести неуправляемые ракеты калибра 68 мм. В таком виде «Вотуры» состояли на вооружении до конца 1970-х годов.
По сравнению с Як-25М «Вотур» был заметно тяжелей, при нормальном взлетном весе — на 2020 кг, а при перегрузочном — на 7180 кг. В последнем случае это происходило не столько за счет вооружения, сколько из-за топлива в подвесных баках.
Говоря о скоростных характеристиках, следует заметить, что при нормальном взлетном весе нагрузка на крыло уЯк-25М была 313,5 кг/м2, в то время как у «Вотура» — 246,7. Что касается тяговооруженности, то у Як-25М она составляла 0,44, а у «Вотура» — 0,61.
Меньшая удельная нагрузка на крыло способствовала лучшей маневренности в горизонтальной скорости, а повышенная тяговооруженность — большей скороподъемности и горизонтальной скорости. Обращает на себя внимание вдвое большая перегоночная дальность полета «Вотура», а зачем она была нужна французам — не ясно.
Наиболее массовым стал бомбардировочный вариант «Вотура» 1IN. В США задачи защиты от советского вторжения решались путем создания сплошного радиолокационного поля и значительной аэродромной сети Этого, естественно, к середине 1950-х мы себе позволить не могли.
Из отечественных самолетов наиболее близким к Як-25 следует считать двухдвигательный Ла-200Б.
Недостатком Ла-200 была реданная схема, значительно усложнявшая его конструкцию и, как следствие, эксплуатацию. Единственным преимуществом этой машины считалось расположение в ряд рабочих мест летчика и оператора РЛС.
Сравнение же летных данных обеих машин показывает, что Ла-200, несмотря на большую тяговооруженность (при нормальном взлетном весе), уступал «Яковлеву» в скорости и потолке, но превосходит его в дальности полета с подвесными баками почти на 400 км. Последнее достигалось путем значительной перегрузки машины. К тому же Ла-200 имел большие габариты и взлетный вес, что являлось следствием использования двигателей ВК-1, скопированных с английского «Нин». Естественно, ниже быта и скороподъемность Ла-200.
Продолжение следует…
Понравилась статья – поставьте лайк.