Все мы знаем селедку, рыбу сельдь пряного посола. На российских столах эта рыбы практически на каждом столе. Да и заграницей она в почете. Особенно в скандинавских странах.
Но так было не всегда. Практически до конца 14 века селедка считалась пищей нищих и монахов. Последние употребляли селедку в пищу как способ смирить свою гордыню и умерщвлять свою плоть.
Французский король Людовик 9 по прозвищу Святой посылал селедку в качестве милостыни в поселения, где жили прокаженные. В те времена больных проказой отправляли на острова, закрывали в монастыри, то есть тем или иным образом ограничивали им свободу. Ведь проказа не лечилась.
Но оставим этих несчастных и вернемся к рыбе. Из всего выше сказанного становится ясно, что селедку в те времена употребляли либо люди, добровольно отвергшие все земные удовольствия (монахи), либо те, кто не имел возможности приобретать более нормальную еду и мог довольствоваться только тем, от чего отвернулись остальные.
Но почему селедку в те времена не любили? Она имела тяжелый запах прогорклого рыбьего жира, и горький вкус, который невозможно было перебить.
Рыбаки ловили ее только тогда, когда в море другой рыбы просто не было. Если же была альтернатива, то сельдь рыбаки игнорировали. Но все изменилось благодаря голландскому рыбаку Виллему Якобу Бейкельсу. Он проживал в деревне Биерфлинт. Ему как-то пришла в голову идея удалять жабры у селедки перед ее засолкой. Оказалось, что в такой рыбе нет горечи. Ведь именно жабры придавали такой вкус засоленной рыбе.
Когда Бейкельс предъявил полученный результат своим соседям, те сначала даже не поверили, что предложенная им рыба является селедкой. Ведь в те времена слово «селедка» являлась синонимом всего грязного и вонючего.
А тут вкусная, аппетитно пахнущая рыба, которой так приятно употреблять под пиво. Произошло это примерно в конце 1380-х.
Согласно дошедшим до нас вестям, в 1390 году, селедку, заселенную новым способом попробовали жители близлежащих городов, а уже всего через три года вся Голландия признала новый продукт. Так что конец 14 века в Голландии ознаменовался селедочным бумом.
Более того, спрос быстро перекинулся и на остальные страны Европы. Все хотели есть «рыбу нищих», спрос вырос невероятно. И голландские купцы не растерялись, они вложились в это производство, выстроив целые флотилии, которые ловили только селедку. Причем засолку проводили прямо на борту судна.
Полученная от продажи селедки прибыль шла на развитие торгового и военного флота Голландии. Ну, с купеческими судами понятно, а военные здесь при чем, спросите вы? Военные суда нужны были для сопровождения торговых караванов с селедкой, уже очень многие хотели полакомиться ею, а спрос превышал предложения. Ведь голландцы свято берегли секрет засолки рыбы, в Европе у них не было конкурентов. Значит, они моги диктовать свои цены на свой деликатес.
Так обычная рыбка помогла Голландии выйти на число самых развитых стран своего времени. И на какое-то время стать сильнейшей морской державой в мире.