World Tea News опубликовал традиционный для конца года материал об актуальных чайных трендах. Наши американские коллеги полагают, что к таким трендам следует отнести поиск потребителями чая необычного опыта, выходящего за сенсорные рамки, осознанное потребление, внимание к функциональным напиткам, информатизацию чайной торговли, оптимизацию цепочек поставок, цифровизацию производства и, особенно, выращивания чая, создание уникальных вкусовых профилей для отстройки от конкурентов и — это уже на уровне мантр и славословий в адрес дорогого Леонида Ильича — этичность, прозрачность и устойчивость.
Надо сказать, что коллеги из World Tea News особо не напрягались на этот трендовый материал, а просто скомпоновали все свои статьи за год на разные темы. Ну типа о чем мы пишем, то и тренды. Для проекта, который называется World Tea News, подход, в принципе, ожидаемый. Хотя, конечно, халтурный по сути.
Что же касается комментариев по существу, то я, конечно, не могу пройти мимо внесенсорного опыта. Я, вообще, обеими руками за опыт. Можно даже сказать, что я являюсь апологетом концепции чая как категории, в полной мере способной раскрыться только в парадигме экономики опыта. У меня даже цикл статей есть на эту тему. Но тут ведь вот какая заковыка.
Когда речь идет о внесенсорном опыте — ну то есть о впечатлениях от употребления чая, не связанных с его вкусом и ароматом — то наши американские коллеги пишут об атмосфере, интерьерах, интерактиве, знаниях и всяких прочих штуках, которые, вроде как, должны сделать совершенно необычной обычную чашку хорошего чая. На словах и в виде концепции все это убедительно и даже местами прекрасно. Вот только опыт показывает, что на практике атмосфера, интерьеры, интерактив, знания и всякое прочее обволакивание чаще всего не дополняют чашку хорошего чая, а заменяют ее. Просто потому, что атмосфера, интерьеры, интерактив и знания технологичнее, чем чай. Все это организовать в разы проще, чем стабильно обеспечить чайную хорошим чаем и не менее стабильно вкусно его заваривать.
Так что тема с внесенсорным опытом она очень спорная, на самом деле. Ну и никаким новым трендом она, конечно, не является. Очень многие люди ходят в чайные именно за внесенсорным опытом. И ходили в них за внесенсорным опытом и сто, и двести и триста лет назад. И специфически чайной эта тема, кстати, тоже не является — существует огромное количество людей, которые атмосферу и качество обслуживания ценят в ресторане больше, чем качество еды. Хотя казалось бы.