Так же, как и у людей, у животных есть свои гастрономические предпочтения и также как у людей, в основном, это идет с детства. Что родители приносили, чем кормили, тем и подрастающее поколение питаться будет. Конечно, по большей части это относится к хищникам, особенно к крупным. Копытные и грызуны в этом плане менее разборчивые, хотя и у них тоже есть свои любимые корма и те, которые приходится есть по необходимости.
Очень показательно в этом отношении, например, питание волков. Наших волков мы в природу выпускать не собирались, а потому и кормили по большей части мясом домашних животных. Они просто обожали курятину, утятину, мясо кроликов и коз. И вот как-то раз нам перепали от охотников дикие утки-кряквы. Мы отнесли их волкам, думая порадовать питомцев. Но никто их есть не собирался. Кай вообще не притронулся к дичи, а Гердочка аккуратно забрала подарки и тут же прикопала их в снегу, видимо на самый «черный день», который так и не наступил, а потому, через пару дней, утки были нами изъяты и переданы птицам. Тоже случилось и с презентованным нам охотниками, мясом лося. Никогда не ели они и галок, сорок и ворон, хотя добывали этих птиц, залетающих к ним в вольер, регулярно.
К старости Герда и Груня и вовсе стали относиться к ним лояльно. Разрешали доедать остатки корма и не покушались на их жизнь. Ну а Груня еще "дружила" с дикими крысами, регулярно осуществляющими у нее уборку в вольере.
Подобное поведение ученые отмечают и в отношении диких волков. Ту добычу, которую с детства им не приносили родители, во взрослом состоянии звери есть не спешат. Когда в Приморье для акклиматизации выпустили канадских бобров, местные волки несколько лет не трогали их поселения. Хотя умный зверь может и научиться добывать новых для него животных. Так волки из Прикаспийских степей в период становления тюленьего промысла сначала начали питаться тушами выбрасываемыми охотниками. Но постепенно перешли на ловлю и живых тюленей. (Яркий пример того как человек сам провоцирует волков на добывание того или иного корма. Не хочется тащить на скотомогильник павшую корову – давайте выкинем ее в ближайший лесок, а потом будем удивляться что волки стали посещать колхозные фермы, на которых часто валяются те же умершие телята. А там и до живой скотины недалеко).
В ряде мест где кабан появился недавно или где восстановилась численность ранее истребленного волка, их отношения сильно отличаются от традиционных. Так в Дарвинском заповеднике наблюдали случай, когда кабаны отняли у волков только что убитого лося, а волки там или совсем не трогали кабанов или добывали только ослабленных.
Не случайно и рыси делятся на тех, кто питается в основном копытными, и тех чей рацион состоит из зайцев. Это зависит от того, какой добычи больше в данных местах их обитания, а, следовательно, на кого учили их охотиться родители, какую добычу они им приносили. Именно поэтому, подготавливая рысят к дикой жизни, им надо показывать не только кроликов и домашних коз, но и обязательно знакомить с дичью – зайцами, оленями, косулями. Запах знакомых кормов играет первостепенную роль. Достаточно сказать, что тех рысят, которых мы кормили первоначально морскими свинками, было нелегко перевести на крыс, а мясо кролика они предпочитали мясу зайца, которое начинали есть весьма неохотно и только после нескольких дней голодовки.
Тут конечно можно вспомнить и нашу енотовидную собаку Василису, попавшую к нам от людей, без единой шерстинки на теле. Ведь питалась она в основном колбасой, пирожными и печеньем, и нам стоило больших трудов перевести ее на природные корма.
Как не странно, но это же относится и ко многим птицам. Попробуйте переучить попугая, приученного есть орехи и семечки, питаться чем-то другим, зерном, например. А уж если приучен он к каким-то вредным человеческим деликатесам – «пирожным, да мороженным» отучить его от этого и вовсе очень сложно. На таких кормах становится попугай совершенно лысым, плохо ему, но «привычка вторая натура» и он продолжает отказываться есть полезные корма. Даже мелкие птички в неволе приученные есть определённую зерновую смесь отказываются от какой-то другой.
Стоит приучить аистов к рыбе, и вы уже не заставите есть их ничего другого. Мы так просто измучались в прошлом году с одним из таких. Попав к человеку в раннем возрасте и избалованный есть только рыбу, да еще определённого сорта, он так и не переучился есть ничего другого, даже после длительных голодовок. Хотя другие аисты, пришедшие к нам с воли во взрослом состоянии, правда ослабевшие от голода и готовые есть в это время все что предложат, прекрасно приспособились к самым разнообразным кормам – цыплятам, куриным крылышкам, любой рыбе, грызунам и мясу. И конечно содержание таких птиц проблем не вызывает. Да и отправлять на волю птиц, поедающих все подряд гораздо продуктивнее.
Может показаться смешным, но даже совята, приученные есть лабораторных мышей, неохотно подают их диких сородичей, не говоря уже о землеройках. А еще утверждают, что у птиц не развито обоняние. Может и так, но на вкус они точно различают добычу. Вот почему, выкармливая и обучая совят добывать мышей, мы стараемся хотя бы показать им, дать попробовать вкус диких мышей и полевок. И наши кошки, в изобилии принося нам таких грызунов оказывают тем самым нам неоценимую услугу.