На тему общественного питания. В Беларуси, без сомнения, есть достойные заведения, в которые я готов ходить хоть каждый день. Штуки четыре наберется. Но чаще всего впечатление от посещения нейтрально-негативное. И вот почему.
Негостеприимно
Одной из "фишек" белорусов считается гостеприимство. Это если говорить в целом о народе. Согласен ли я с этим? Безусловно. Но только если речь не идет об индустрии гостеприимства. Парадокс!
Гостя в ресторане или кафе тут редко встречают. Есть заведения, где так делают, но чаще всего – нет. Недавно зашли всей семьей перекусить в один из ресторанов в центре Минска – девушка, которая должна встречать посетителей, даже не встала с места. Чуть кивнула головой, мол, проходите, и вернулась к своему телефону. На всякий случай: это не занятая ношением блюд официантка, у которой реально может не быть времени и возможности нормально встретить гостя. Это – работник, чьей основной обязанностью является коммуникация с гостем.
Я еще уточнил у нее: "Свободные места у вас есть? Можем пообедать?" – "Ыгы".
Обращаюсь к таким вот работникам, а точнее – к их руководству: просто поесть я могу и дома. В заведение я приходу за впечатлениями и эмоциями: от вкусной еды, от приема. При этом я далек от потребительского тeррoризма и не считаю, что официанты посетителям должны "в ножки кланяться". Должно быть нормальное, уважительное, человеческое отношение, причем в обе стороны. Не сказать гостю даже банальное "Здравствуйте", вообще проигнорировать его появление – это треш.
Еще об отношении к клиенту.
Однажды в заведении в центре Минска, недалеко от Ратуши, заказали мидии. Нам принесли тарелку. Принюхались – морепродукты оказались испорченными. Вы когда-нибудь травились "дарами моря"? Поверьте, это одна из самых неприятных вещей, которая только может случиться.
Допустим, официантка могла не заметить, что блюдо испорчено (хотя запах был довольно сильным). Но повар не мог не понимать этого, когда готовил. Однако он приготовил и выдал. Авось гость не заметит.
Ты бы сам стал есть такое блюдо? А принес бы такое своей маме? Получается, гостю – можно? Боюсь представить, что же происходит на кухне в этом заведении с высокими ценами. Скорее всего там – еще и антисанитария. Если персонал готов "травить" гостей, то за чистотой и порядком, очевидно, тоже не следит. Я уже молчу про тараканов. То, что их нет в зале, еще не значит, что они не бывают на кухне.
Вот куда девается наше гостеприимство, или речь идет об отношениях формата "исполнитель-клиент"? Почему просто на улице мы легко можем улыбнуться незнакомцу, который спросил "Который час?", а улыбнуться клиенту нам тяжело?
Неоправданно дорого
Качество блюд чаще всего хромает. Не подумайте – я бывал в самых разных заведениях, и мне есть с чем сравнивать. Часто готовят из перемороженных, "мертвых" продуктов, еда получается сухая, невкусная. Картошка может быть недельной давности. Жарят в масле, которое давно не меняли.
Я – за разумный подход. Не прошу больше, чем предполагает здравый смысл. Если я обедаю котлетой за 5 рублей в забегаловке, я не жду, что она будет "сочной" и приготовленной из "свежего мяса". Я понимаю, что это – покупная заготовка или сильно перемороженное мясо, разогретое в лучем случае под водой, а скорее всего – в "микроволновке".
Ну, ем что дают.
Так котлета и стоит 5 рублей. А в минском ресторане за блюдо могут попросить и 30, и 40 рублей (до 1200 RUB). И если уж вы ставите такой ценник, соответствуйте. У нас вообще много чего стоит неоправданно дорого.
И подчеркну: в стоимость всех этих дорогих блюд (а дорогие они – чаще всего) входит и стоимость обслуживания, которого зачастую просто нет.
Кстати, о ценах. Брать по рублю за пластиковую тару для упаковки того, что клиент просит завернуть с собой, это двойной треш. И с таким, к сожалению, мы тоже сталкивались. Тогда уж и за пользование солонкой цену назначьте, и салфетки продавайте по копейке за штуку.
Неорганизованно
Многие заведениям, чувствуется, не хватает толкового менеджера, профессионала, который придет и скажет, как все это на самом деле должно работать.
Провожали друга "в мужья" – сидели в некогда классном пивном ресторане в Минске (на всякий случай – речь идет не о "Друзьях", хотя и туда как-то в последнее время заходить перестали). Музыку включили так громко, что невозможно было даже разговаривать. Обратили на это внимание официантки, та подтвердила: "Да, многие гости жалуются. Так тут каждый день включают".
Если каждый день включают и жалуются – может, надо сделать потише?..
Я не представляю, что в голове у управленцев заведений с огромными, раздутыми меню, где готовят все: от суши до пиццы. Таких тут, поверьте, хватает. Если вижу фолиант вместо меню, заказываю в заведении только кофе. Потому что невозможно иметь такое количество разнообразных продуктов про запас, невозможно их нормально хранить, а потом готовить. И еще один верный признак заведения, с которым что-то не так: отсутствие позиций в меню. Того нет, этого нет... Причем нередко это выясняется уже после того, как сделан заказ. Если ты с ребенком, это – испорченный вечер. Ребенок заказывает мороженое, ждет. Потом приносят все блюда взрослым, а ребенку сообщают, что "мороженого, оказывается, нет".
Все, что я тут описываю – реальные случаи.
...
Пост получился критическим. Может создаться впечатление, что с общепитом в Беларуси все чудовищно. В этом месте почему-то вспоминаются слова Новосельцева из "Служебного романа", который на вопрос начальницы "Что же, выходит, что все меня считают таким уж чудовищем?" ответил : "Не надо преувеличивать. Не все... Не таким уж чудовищем..."
Так и тут. Не все... не таким уж... Но вот так эмоционально пишешь о недостатках, когда с недостатками сталкиваешься чаще, чем с достоинствами. Что спасает наш общепит? Душевность, которую скорее встретишь в регионах. Не накормят, так хоть рады были видеть. И то хорошо.