Найти тему
Aнастасис Ανάσταση

РЫБА • ΙΧΘΥΣ

Оглавление
Лампада в виде рыбы. IV век. Терракота Музей византийского и христианского искусства, Афины
Лампада в виде рыбы. IV век. Терракота Музей византийского и христианского искусства, Афины

Рыба в раннехристианском искусстве – это не просто символический знак наподобие монограммы Христа. Это более живой и сложный символ. Рыба стала своего рода священной формулой, в которой заключалась сущность христианского исповедания.

Августин Блаженный (354–430) объясняет таинственную связь между образом рыбы и Спасителем в трактате «О Граде Божьем»:

«Под именем рыбы таинственно разумеется Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть безгрешным» (Augustinus, De civitate Dei. XVIII, 23).

По-гречески «рыба» – «ихтис» («Ίχθύς»), что является акронимом фразы «Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ» («Иисус Христос Сын Божий Спаситель).

Символ рыбы, таким образом, не просто указывает на Иисуса, но обозначает Иисуса Спасителя, спасающего через таинство Крещения (рыба живет в воде) и через таинство Причащения (рыба есть пища).

Образ рыбы в сознании верующих соединялся с мыслью о бессмертии возрожденной в крещении души, о воскресении и загробной жизни. Из катакомб Сан-Себастьяно в Риме происходят надгробные плиты III века с выгравированным на камне изображением Христа в виде рыбы и якоря – символа христианской надежды на будущее воскресение.

Погребальная плита. III в.  Катакомбы Сан-Себастьяно, Рим
Погребальная плита. III в. Катакомбы Сан-Себастьяно, Рим

Связанный с образом Спасителя, образ рыбы сделался и символом Евхаристии.

Это была одна из первых попыток выразить символическим путем идею принесения Иисусом Себя в жертву во имя искупления рода человеческого. В этом контексте мотив рыбы появляется в самых ранних из известных фресок – в росписях катакомб Святого Каллиста в Риме (III в.). Рыба изображена лежащей на столе вместе с хлебом. Не только хлеб предлагается в пищу, но вместе с ним и Ίχθύς, то есть Сам Христос.

Хлеб и рыба. III век. Фреска  Катакомбы Святого Каллиста, Рим
Хлеб и рыба. III век. Фреска Катакомбы Святого Каллиста, Рим

Нередко рыба встречается в изображениях евхаристических трапез. Например, в мозаиках катакомб, в мозаике «Тайная вечеря» из базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (начало VI в.) рыба представлена на блюде, стоящем на столе. На фреске из катакомб Святого Каллиста (Евхаристическая трапеза. Конец III в. Фреска. Катакомбы Святого Каллиста, Рим) в представленной сцене трапезы заложено сразу несколько смыслов.
Возлежащие за столом люди вкушают не что иное, как хлеб и рыбу. Рыба, как и хлеб, становится символом Евхаристии. Перед столом стоят семь плетеных корзин с хлебами. Это является указанием на чудо, сотворенное Христом, – «Чудо семи хлебов и рыб» (Мф. 15: 32–39). Соединение мотивов Евхаристии и Чуда умножения хлебов свидетельствует о том, что те, которые следуют за Христом и причащаются Телу и Крови Его, никогда не будут голодными, но получат обильную Божественную пищу.

Тайная вечеря. Мозаика. Начало VI в.  Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна
Тайная вечеря. Мозаика. Начало VI в. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна
Тайная вечеря. Мозаика. Фрагмент.. Начало VI в.  Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна
Тайная вечеря. Мозаика. Фрагмент.. Начало VI в. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна
Евхаристическая трапеза. III в. Фреска Катакомбы Святого Каллиста, Рим
Wilpert 1903, taf.41
Евхаристическая трапеза. III в. Фреска Катакомбы Святого Каллиста, Рим Wilpert 1903, taf.41

В III – IV веках в христианском мире были распространены глиняные светильники в виде рыбы. Они являются прямым указанием на слова Самого Христа:

«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12).

Подвесная лампада в виде рыбы, IV  в., терракота, Музей искусства и археологии Лана, Франция
Подвесная лампада в виде рыбы, IV в., терракота, Музей искусства и археологии Лана, Франция

Символ рыбы есть аллюзия не только на образ Христа, но и на всех верующих, которые живут верой в Спасителя и гибнут вне источника жизни (Ин. 4, 14), словно рыбы, выброшенные на сушу.

Как писал Тертуллиан (155–240) в своем трактате «О Крещении»:

«мы же, рыбки, вслед за рыбой (Ίχθύς) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» (Tertull., De Baptismo. 1).

Уникальная по своим размерам и сохранности напольная мозаика начала IV века раннехристианской базилики в Аквилее представляет огромную сцену с изображением моря, наполненного всевозможными породами рыб. Базилика Аквилеи, напольные мозаики, 313-319 гг. Видение пророка Иезекииля о водном потоке (Иез.47: 1-10).

По общему стилю и натуралистически-иллюзорной манере исполнения она напоминает римские мозаики с изображением обитателей подводного царства. Однако в контексте христианского понимания мозаичная композиция базилики Аквилеи кажется визуальной интерпретацией видений пророка Иезекииля о храме Господнем и о водном потоке, который течет из-под порога храма, направляется на восток и сливается с морем.

«Всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там. И будут стоять подле него рыболовы от Ен-Гадди до Эглаима, будут закидывать сети. Рыба будет в своем виде и, как в большом море, рыбы будет весьма много» (Иез. 47: 9–10).

Рыбы и живые существа, населяющие этот поток, становятся зримым знаком святости воды.

Видение пророка есть прообраз устроения Церкви Христовой через искупительную жертву Сына Божия.

Напольная мозаика раннехристианской церкви Аквилеи. 313–319 гг. Базилика Санта-Мария-Ассунта, Аквилея
Напольная мозаика раннехристианской церкви Аквилеи. 313–319 гг. Базилика Санта-Мария-Ассунта, Аквилея
Напольная мозаика раннехристианской церкви Аквилеи. 313–319 гг. Базилика Санта-Мария-Ассунта, Аквилея
Напольная мозаика раннехристианской церкви Аквилеи. 313–319 гг. Базилика Санта-Мария-Ассунта, Аквилея

Оригинальное изображение двух перекрещенных рыб в виде креста встречается в напольной мозаике раннехристианской базилики Гераклеи Линкестис (совр. г. Битола) в Македонии.

Напольные мозаики раннехристианской базилики в Гераклее Линкестис, Македония. VI в.
Напольные мозаики раннехристианской базилики в Гераклее Линкестис, Македония. VI в.

📌 Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и видео. Будем рады вашим вопросам и комментариям!

Еда
6,93 млн интересуются