117,2K подписчиков

Такого двигателя в США не было никогда: РФ восстанавливает выпуск жемчужины советского двигателестроения и доведет его мощность до 1500 л. с

102K прочитали

Оборонно-промышленный комплекс России не перестает удивлять разработками, начало которым было положено еще в советские годы. Так, был создан газотурбинный двигатель, который устанавливался на Т-80 — первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем. После распада СССР этот сложнейший агрегат перестали производить. Однако сегодня творение советских конструкторов имеет все шансы на «новую жизнь». Причем с большей мощностью. Где и как начали производить такие двигатели? Расскажем далее.

SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

Советское начало

СССР совершил настоящую революцию в двигателестроении. Конец 60-х годов прошлого века вошел в историю как пик научно-технической мысли, когда повсеместно внедрялись инновационные проекты.

Так, 9 марта 1970 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об организации на Государственном Калужском опытном моторном заводе Министерства авиационной промышленности серийного производства газотурбинных двигателей для танков».

Завод изначально был ориентирован на выпуск оборонной продукции. Хотя предприятие входило в систему министерства авиационной промышленности СССР, оно выпускало и газотурбинные двигатели ГТД-1000Т, ГТД-1000ТФ и ГТД-1250 для танков семейства Т-80.

Распад СССР больно ударил по моторостроительному заводу. Расходы на танковые вооружения и, соответственно, государственные заказы резко сократились. Новая власть объясняла это тем, что в мирное время армия не нужна. На самом деле, было просто не до расходов на оборонку.

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

Руководство предвидело, чем это может обернуться и вовремя переориентировалось на производство товаров народного потребления. На заводе освоили выпуск технологичной и востребованной населением продукции — мотоблоков. И это помогло заводу выжить в трудные годы перестройки.

Таким образом, героический труд руководства спас предприятие и уникальный двигатель. В 1993 г. завод был реорганизован в ОАО «Калужский двигатель», который и по сей день производит все детали газотурбинного двигателя для проведения ремонта.

SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...
SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...

Танкам Т-80 вторую жизнь

До 2016 года танки Т-80 были выведены на хранение в качестве мобилизационного запаса. В 2017 году Министерство обороны РФ приняло решение снять с консервации часть танков Т-80БВ, чтобы модернизировать их до уровня Т-80БВМ.

На базах хранения тогда находилось около 3000 танков Т-80 различных модификаций. И не воспользоваться столь огромным запасом боевых машин для комплектования частей со стороны Министерства обороны было бы неправильно. Так убранный на задворки Т-80 получил вторую жизнь.

В результате модернизации танк оснастили модернизированным газотурбинным двигателем ГТД-1250ТФ мощностью 1250 л. с. Причем он стал более экономичным.

Также Т-80БВМ получил современную систему управления огнем «Сосна-У». На танке появился тепловизор, современный лазерный дальномер и система сопровождения цели.

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

Сегодня Россия планирует возобновить производство «реактивного танка».

«Такая задача стоит, по крайней мере, военные перед нами ее поставили. И мы сейчас активно взаимодействуем, работаем, прорабатываем эти вопросы и с Министерством промышленности и торговли, потому что это требует, соответственно, мощностей новых», — заявил гендиректор концерна «Уралвагонзавод» Александр Потапов телеканалу «Звезда».

Возобновление производства ГТД

А недавно стало известно, что «Калужский двигатель», который восстанавливал газотурбинные двигатели для Т-80, возобновляет их производство. Но то, что было сказано в пресс-релизе и вовсе поражает. Завод планирует выпускать двигатели мощностью 1500 л. с., причем уже в 2025 году.

На предприятии запущен процесс изготовления деталей для новых газотурбинных двигателей, идет отливка форм и создается крыльчатка для первого каскада агрегата. Самая сложная отливка габаритной корпусной детали — редуктора силовой передачи уже идет полным ходом. Работники завода обладают всеми необходимыми компетенциями для создания такого сложного агрегата.

SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

Если во времена Советского Союза комплектующие для двигателя производили несколько предприятий, то сегодня «Калужский двигатель» всё производит сам. Это, несомненно, заслуга руководства, которое не позволило остановить работу завода и буквально по крупицам собирало компетенции и налаживало производство у себя. Завод даже может похвастаться тем, что имеет 100 новых станков собственного производства.

Характеристики нового ГТД

Вес двигателя на Т-80 составляет 1050 кг, а с коробкой передач — 1900 кг. При такой массе его мощность на 15% меньше, чем у американского, который весит в 2 раза больше (3800 кг). Такое преимущество отечественного ГТД позволяет достаточно легко менять его в полевых условиях.

Основным достоинством российского газотурбинного двигателя являются его топливные предпочтения. Он может работать на авиационном топливе, любом типе солярки, низкооктановом бензине, предназначенном для автомобилей. Получается, он «всеядный», и, как сказал президент ПАО «Калужский двигатель» Юрий Лейковский:

«Мы сейчас это делаем, потому что просит армия. Нам это еще лучше, потому что он будет еще лучше работать на керосине».

Переход на керосин, несомненно, сделает Т-80 более скоростным.

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

На самом деле, эффективность нового газотурбинного двигателя поражает. А с учетом его возросшей мощности и компактных габаритов еще и вызывает напряженный вопрос: а может, всё-таки стоило его поставить, а не создавать Х-образный 16-цилиндровый двигатель для Т-14 «Армата», который еще и пришлось дорабатывать несколько лет? Но поднимать этот вопрос мы не будем, дабы не бросать тень на ЧТЗ. Как-никак классический дизель всё равно потребляет в 2-3 раза меньше топлива.

🚫Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.

Читайте также:

Ядерный буксир «Зевс» стал ещё ближе: ОНПП «Технология» получила материал нового поколения для радиаторов терморегулирования в космосе
SFERA — Pro Технологии26 сентября 2023
Материал создан при поддержке проекта SFERA