Найти тему
В Движении

Почему современные алюминиевые моторы лучше чугунных? Правда о которой вы не знали

Оглавление

"Китайский пластилин" или...

Учитывая, что российский авторынок начинают захватывать китайцы, то все чаще возникают споры о надежности их автомобилей. Кто-то считает, что китайские алюминиевые моторы, грубо говоря, сделаны из пластилина и имеют ресурс не более 100 тысяч км. Но тут надо понимать, что сейчас все производители используют алюминиевый блок цилиндров двигателя, поэтому делать акцент только на китайцах неправильно.

К тому же Китай изначально копировал моторы именитых производителей, покупал лицензии и даже целые бренды вместе с технологиями, которые использовал. Например, Geely купила бренд Volvo. Также SAAB и американский Hummer принадлежит китайским компаниям. И это только начало. Компания BAIC приметила три небольших европейских автопроизводителя, которые собирается поглотить. У бренда Changan есть центры исследований и разработок, которые находятся в Англии, Японии и США. Поэтому Китай делает современные моторы, которые, может, и не лучше европейских и японских, но сделаны они по современным лекалам мировых инженеров.

Но давайте вернемся непосредственно к теме алюминиевых и чугунных блоков цилиндров. Некоторые люди мечтают о том, чтобы производители снова вернулись к чугунине и делали по-настоящему надежные моторы, ресурс которых под 1 млн км. Видимо, такие люди не совсем понимают, почему мы вообще ушли от чугуна. Прежде чем мы разберем эту тему, давайте сначала капнем немного в прошлое и пройдемся по разновидностям алюминиевых блоков.

Немного истории

На самом деле алюминиевый блок цилиндров использовали ещё в 1902 году на первых самолетах. Сама конструкция летательного аппарата была очень легкой, поэтому изобретатели использовали именно алюминий. А первый автомобиль, на котором был использован алюминиевый блок - это Lancia Lambda 1922 года с мотором V4 2,1 литра. Кстати, авто был достаточно современным на то время и разгонялся до 100 км/час.

Уже после Второй мировой войны целый ряд известных автопроизводителей начали массово использовать такие моторы. В том числе и в Советском Союзе алюминиевый блок цилиндров был на ГАЗ 21А в 1956 году. Также в 1964 году на ЗМЗ 66-53 ставили прогрессивные алюминиевые блоки, вылитые под высоким давлением. Поэтому такие моторы используют достаточно давно.

Разновидность алюминиевых блоков цилиндров

Изначально в массовом производстве использовали полностью литые алюминиевые блоки цилиндров, в которые заливали стальные или чугунные гильзы. В целом конструкция была надежная, цилиндры держали геометрию за счет толстых стенок. Но производители отказались от такого варианта в пользу открытых тонкостенных блоков, в которых цилиндры имели напыление из никасила и алюсила вместо стальных и чугунных гильз.

Покрытия защищали цилиндры и способствовали уменьшению коэффициента трения. Никасил наносился с помощью гальванического метода, но такой метод оказался провальным, так как покрытие разрушала сера.

Алюсил состоял из кремния и наносился с помощью травления. Но ремонт таких блоков оказался очень сложный, поэтому в массовых авто их не используют.

Ну и, наконец, самым массовым блоком цилиндров из алюминия стал открытый вариант с тонкостенными стальными или чугунными гильзами, который сейчас используют практически все производители, в том числе и китайцы.

От надежности к практичности

Главное преимущество чугунных блоков в том, что они гораздо прочнее, меньше перегреваются. Их стенки можно сделать тоньше за счет крепости стали. Они отлично держат геометрию и не деформируются. У них дешевле ремонт - можно растачивать неоднократно.

Всё это хорошо для потребителя, но не выгодно для производителя, потому что производство, обработка и транспортировка чугуна намного сложнее и затратнее. Также чугунные моторы в два раза тяжелее алюминиевых, больше нагружают подвеску, у них больший расход топлива, хуже динамика и т.д.

Алюминиевый блок, который превзошел чугунный

В итоге применение чугунных блоков в современном мире не целесообразно. Ну и окончательным ударом по чугуну является то, что сейчас начали делать кованые алюминиевые блоки цилиндров, которые по прочности не уступают чугуну. Алюминий куется под высоким давлением, превращаясь в марку 6061 с очень прочной кристаллической решеткой. При чем сам блок цилиндров не просто льют, а вытачивают фрезами из цельного куска.

кованый алюминий 6061. Примерно из такого куска вытачивают блок цилиндров
кованый алюминий 6061. Примерно из такого куска вытачивают блок цилиндров

Вот только массово такие блоки не используют в современных авто, так как их производство гораздо дороже, чем у обычных открытых тонкостенных блоков, которые менее надежные. В любом случае это доказывает, что алюминиевый блок превзошел чугунный.

Поддержите канал лайком и подпиской