Наговорить сорок бочек арестантов – уж очень это выражение похоже на другое – извините, «Наврать с три короба!» или «Наговорить с три короба!», что означает сказать неправду, а точнее очень сильно приврать, наговорить небылиц. Откуда же взялись «арестанты?» – спросит пытливый читатель. А ответ мы находим в «северных» говорах.
Мы с этим явлением ещё не раз встретимся. В детстве я гостил у своего крёстного в деревне на Алтае. Однажды, после дождя мы вышли погулять. Крёстный меня предупредил, чтобы я по «лывам» не бегал. Поглядев на меня, он уточнил, что «лыва» – это лужа.
С говорами из разных местностей нашей страны мы встречаемся и в повседневной жизни. Часто о человеке, перебравшем алкоголя и ведущим себя несколько неадекватно, говорят, что он пьяный в «зюзю». Псковичи зюзей называют свинью. А уж тогда мы смело можем перевести этот фразеологизм на понятный нам язык: – «Он пьян, как свинья!»
Хотя тоже не совсем понятно!? Кто-нибудь из читателей видел пьяную свинью? На кого она похожа?
Но вернёмся к нашим «арестантам»! Арестантами жители Олонецкой губернии издавна называли мелкую сушёную рыбёшку. В этом случае фразеологизм «Наговорить сорок бочек арестантов» означал, что кто-то сильно преувеличил свой улов.