Вы нашли гриб в лесу. Вы очень голодны и рады находке, но грибник из вас никакой, и вы не знаете: это съедобный гриб или нет.
И вы приходите к опытному грибнику, прямо вот эксперту, и спрашиваете:
- А это гриб ядовитый или съедобный?
А он отвечает:
- Гриб съедобный, но в отдельных случаях может быть ядовитым.
И вы стоите, такой растерянный: с одной стороны - голод, с другой - риски.
Вот вы как? Будете жарить картошечку с такими грибами?
Этот несчастный грибник - это образ любого представителя рекламного рынка сейчас, после выхода поправок о маркировке рекламы. Ну ок, не буду за всех говорить, за себя только. Я тот грибник.
Знаете, как в прогнозах погоды пишут:
"- 3 ощущается как -10". Вот у меня растерянность ощущается как злость и местами облачное недоумение.
Потому что год прошел с момента, как маркировка свалилась на наши головы, но за год стало понятно только, что ничего не понятно, даже самое главное: что такое реклама.
Просто есть прекрасная формулировка: "реклама направлена на привлечение внимания к объекту рекламы, создаёт интерес и продвигает на рынке", но под неё автоматически попадает большинство постов в инете.
Даже вообще не рекламные посты вдруг стали немножко рекламными, потому что мы все давно поняли: пост - это не протокол бубубу, он должен быть интересным, заманчивым для читателя. А значит, о чём бы мы не писали, мы привлекаем к этому внимание.
Например, в одном вебинаре, где ошарашенным блогерам пытались втолковать, что имели ввиду авторы закона, был пример про Джеймса Бонда.
Он же красавчик, правда? Агент 007. И всем интересно, что такой красавчик носит, на чем ездит, что ест на завтрак.
Вот вы смотрите кино. Там в кадре приехал спортивный автомобиль и из него вышел Бонд. Джеймс Бонд.
Он в красивом костюме и крутых часах.
Это реклама? Ну, авто, бренда одежды и часов? Нет. Пока нет. Это не реклама, просто Бонд приехал, ну не голым же ему ходить и не на трамвае ездить.
А если он вышел из кадра, а камера на секунду задержалась на автомобиле или на часах - это уже реклама. Чувствуете, насколько тонкая грань?
Так, погодите, давайте закрепим. Вот я на каждой фотке к посту - одета (не благодарите). В одежду каких-то брендов. Люди пишут: "Ой, Оля, где вы брали босоножки?" или "Оля, мне нужен такой плащ! Где взять?"
Я хоть и привлекла внимание, но это не реклама. Это просто козырей под одеждой у меня нет, вот я и оделась.
Но если меня в кадре нет, а плащ есть, то уже реклама? Или мне надо поработать с чувством собственной важности и перестать проводить паралели между собой и Джеймсом Бондом?)))
Всех спасли бы чёткие маркеры рекламы. Например: "если вам платят за неё, то реклама, а если нет - то нет", или "вот если есть ссылка на товар, то реклама, а если нет - то нет", "если в тексте есть слово "купи"/"приходи", то реклама, а если нет - то нет".
Но таких маркеров нет. А значит, никакой конкретики тоже нет.
Среди рекламщиков уже разошёлся мем, что всё реклама, что не некролог. Но другие люди считают, что некролог - это тоже реклама, ибо привлекает внимание к конкретному кладбищу.
Но ФАС , которая с 1 сентября получила полномочия штрафовать тех, кто не маркирует рекламу, периодически пытается спасти растерявшихся блогеров и даёт вебинары/семинары и многочисленные пояснения (за это спасибо, от души, я, если честно, думаю, что сотрудники ФАС заложники этого закона похлеще блогеров).
Например, ФАС сразу выпустила чудесное разъяснение, что НЕ является рекламой информация о товарах и услугах размещенная на официальных сайтах/соцсетях производителя и продавца.
Фух. Выдыхаем. В наших соцсетях и на наших сайтах значит можно писать о своей деятельности!? Уииии.
Но нет, погодите... Дочитайте. В том же письме есть следующий абзац, который начинается со слов: "Всесте с тем, в отдельных случаях..." (у рекламщиков это выражение уже мем, ей Богу).
Так вот "Вместе с тем в отдельных случаях, когда информация направлена не столько на информирование потребителя, сколько на привлечение внимания к объекту, такая информация может быть признана рекламой".
Ну чо там, грибнички, как вы?
Поясняем: ваш гриб не является ядовитым. Но вместе с тем, в отдельных случаях...
Рукалицо.
Ну ладно. Стадию сопротивления проехали. Что делать-то?
Надо маркировать. По совету юриста: "Или копи на штрафы или маркируй всё, в чём сомневаешься" я стала маркироваться.
Но тут вопросов к знатокам ещё больше. "Что? Где? Когда?" - это детский утренник по сравнению с маркировкой.
Вот есть фраза такая знаменитая: "Не ошибается тот, кто ничего не делает".
Я согласна и от себя добавлю: а тот, кто делает много, ошибается часто. Потом устаёт, грустит, злится и обещает себе, что в следующий раз ваще ничего делать не будет!
Но в следующий раз опять делает.
Хочу рассказать мой скромный опыт ПРОВАЛОВ в нелёгком деле укрощения закона о маркировке рекламы.
Дада, провалов, потому что ни хрена победителем я себя не чувствую: грибов нажралась, тошнит меня, в итоге так и не понятно, ядовитые они были или это меня от стресса выворачивает?
Так не надо или надо?
Чтобы маркировать рекламу, всем придётся зарегистрироваться в ОРД (оператор рекламных данных). Это не сложно.
В ОРД, где я зарегистрировалась, был (и есть) раздел "Самореклама". Мне понравилось это слово. Оно максимально описывает то, что я делаю: пишу о своих книгах и стендапах. Саморекламируюсь.
В этом разделе можно получить пресловутый токен маркировки (набор символов, типа кra567777), но не заключать договор (ну, не заключать же его с самой собой, в самом деле).
Я обрадовалась: "Вот оно, решение!"
Но в законе нет такого слова - самореклама. Есть только слово "реклама".
А в ОРД есть. То есть ОРД как бы на опережение работает, что ли?
Я решила: раз есть раздел "самореклама" в ОРД - там, где маркируют рекламы - то значит, надо маркировать свою "саморекламу" там и не думать (пока это вот "и не думать" меня приводило во все самые интересные закоулки моей биографии)).
И я стала маркироваться, саморекламируясь. Потому что вроде как в своих соцсетях писать о своих концертах и книгах можно без маркировки, но ,"вместе с тем в отдельных случаях..." Я ж не просто информирую, я ж призываю билет купить или книгу.
Мой блог написан в стиле "лайфстайл": что вижу, то пою. Например, если
мой ребенок едет в лагерь и ему там нравится, я пишу: ребенок едет в лагерь и ему там нравится. Даже если при этом я не называю лагеря, но на фотках на сыне видна футболка с его логотипом, это реклама. Я же привлекаю внимание, создаю интерес. Но мне никто не заказывал эту рекламу, договора нет. Как маркировать без договора?
А, уж сгорел сарай, гори и хата.
Я и такие "неспециальные" рекламы - рекомендации стала маркировать как саморекламы.
Не потому что это правильно, а потому что не придумала других вариантов замаркировать то, что по закону попадает под понятие "реклама". Рассуждала так: типа, это реклама моего образа жизни.
И этим вырыла себе яму, ибо замаркировать - это полбеды, надо же о каждой маркировке ежемесячно отчитываться! По охватам.
То есть мало мне было проблем, намаркировала себе еще геморроя. Я ж веду много соцсетей. И везде маркировки...
При том, что скорее всего это было неправильно, но я рассуждала так: лучше исполнять закон неправильно, чем не исполнять совсем.
Многие эксперты склоняется к тому, что подобные публикации — это просто обзор и ничего не надо маркировать. В случае претензий от ФАС, надо будет просто объяснить, что вам эту рекомендацию никто не заказывал, плюс показать блог, мол, вот, гляньте, у меня все 13 лет блог - одна сплошная рекомендация, все очень органично.
Так что то, что похоже на рекламу, рекламой не является, уходите, ФАС.
А я не хочу ничего никому объяснять, я хочу спокойно исполнять закон и чтобы ко мне не пришли по поводу его неисполнения. А то придут, а я должна что-то доказывать, плавая в максимально расплывчатых неоднозначных формулировках. И решение - штраф или не штраф? - будет зависеть от настроения конкретного сотрудника ФАС, которому я достанусь.
В общем, я со своей гиперответственностью теперь сижу с горой реклам-нереклам, намаркированных никому не нужной маркировкой, и грущу...
Испытываю фрустрацию, потому что очень хочу того, что не могу получить.
А хочу я...
Знаете, что тут я бы сделала?
Я бы еще год дала на обкатку закона.
Это когда ФАС - это не структура, которая придет и накажет, а структура, которая придет и подскажет.
То есть в идеале я не боюсь её, а мечтаю, чтобы она пришла. Посмотрела мой контент, проанализировала и сказала: "Оля, вы все правильно делаете" или "Нет, Ольга, вы параноик, вам ваще ничего не надо маркировать".
И я такая: "Спасибо". И книксен.
И волшебное выстраданное понимание... правил этой игры.
Закону год, а людей, чётко понимающих, как его исполнять, нет. Даже среди тех, кто его создавал и среди тех, кому предстоит контролировать его исполнение. Так может как-то вместе станем из этого выгребать?
А то... Каждый по одиночке пишет сейчас письма в несчастную ФАС. ФАС отвечает каждому по каждому конкретному случаю.
Я тоже написала.
Хочу личный ответ от ФАС, где написано: "Какая же вы умничка, Ольга, не нарадуемся на вас. Рекламируйте книги свои и концерты без маркировки, благословляем. P.S. СЪЕДОБНЫЕ, НЕ ЯДОВИТЫЕ, ЖРИТЕ"
И никаких отдельных случаев.
Ну всё, поныла. Пошла маркировать информацию о гастролях...
На фото - состояние, наступающее сразу после отчаяния🤣