Один знакомый рассказал, как в Стокгольме он попросил своего одноклассника, живущего там уже давно, сводить его в ресторан шведской кухни.
-Братан, — ответил ему одноклассник, шведской кухни не бывает. Пошли лучше в тайский ресторан, он тут просто замечательный.
Это, конечно, ирония, потому что шведская кухня, конечно же, существует. Просто она очень уж полярная. На одном полюсе очень простые блюда, которые ничем не отличаются от таких же не шведских, а на другом полюсе такой экстрим, что и попробовать это отважится далеко не каждый.
Для начала надо привыкнуть, что названия блюд звучат, как товары из ИКЕА. Артсоппа, кропкакор, истербанд, питипанна, гравлакс и так далее. И непривычному человеку понять — блюдо это или разборная тумбочка, невозможно.
Начну, пожалуй, с самого экстремального блюда. Сюрстрёмминг. Это мелкая заквашенная селедка, процесс ее приготовления больше похож на брожение. Иными словами, рыба тухнет около двух месяцев в большом количестве соли, которая убивает нежелательные бактерии. Запах от этой селедки стоит такой, что многие вместо того, чтобы ее попробовать, просто убегают. В сети даже давно существует челлендж — люди на камеру едят сюрстрёмминг. Получается далеко не у всех.
Но есть блюда и менее экстремальные. И, конечно же, доброй памяти фрикадельки, которые продавались в той же ИКЕА. Ничего особенного там нет, просто мясные шарики в соусе из лука и сливок и пюрешкой. Из особенного только брусника, которую немного добавляют в блюдо. Ничего необычного, но вкусно.
Что еще? Нас, увы, ничем удивить не удастся. Артсоппа — это привычный нам гороховый суп. Блюдо с романтическим названием «Искушение Янссона» — это всего лишь картошка с анчоусами и панировочными сухарями, залитые сливками и засунутые в духовку. Питипанна — это вообще остатки всего подряд из холодильника, овощи и что-то мясное, залитое яйцом.
Одним словом, шведская кухня, безусловно, существует, но оригинальностью если и обладает, то слишком экстремальной. Но попробовать стоит. Хотя бы попытаться.