Не только самолеты, но именно авиация противников России значительно превосходит ВКС РФ в количественном и качественном отношении. В большой конвенциональной войне, и даже в ракетно-ядерной это превосходство может стать решающим фактором. В конфликте на Украине может произойти то же самое после поставок F-16, если запад поставит их в достаточном количестве и обеспечит всеми возможностями разведки и управления. Потому эти возможности, равно как и возможности самолетов- носителей, необходимо себе адекватно представлять.
Почему именно авиация почти всегда является решающим фактором? Потому что возможности ракет типа земля-земля, равно как и дронов, пока ограничены. Ракет, способных перенять все задачи авиации не существует, и решить исход войны они могут только при использовании тактических ядерных боеголовок. Артиллерия вчистую проигрывает авиации по ударной мощи, и начинает играть первую скрипку только тогда, когда авиация выходит из игры. Собственно, это и есть одна из главных причин неудач и огромных потерь армии России в СВО. Авиацию, которая должна была сделать всю основную работу, украинская ПВО сумела вывести из игры. Но и ВВС Украины - малочисленные, плохо укомплектованые, никогда не были способны определять исход войны.
Авиация, изолируя район боевых действий, не позволяет сухопутной группировке нормально функционировать: получать топливо, боеприпасы, продовольствие и медикаменты, и даже перемещаться в колоннах вдоль линии фронта и за ее пределами. Она же, вместе с артиллерией, разбивает укрепленные районы, оставляя пехоте и танкам только задачи по их зачистке - когда противник при слабой поддержке своей артиллерии, без боеприпасов, эвакуации раненных и еды, ожесточенного сопротивления оказать уже не сможет, даже если район минирован и хорошо укреплен. Наступление без превосходства в воздухе шансов на успех не имеет. Но если авиация противника нейтрализована, то попробовать можно. Именно полное превосходство ВКС РФ над ВВС Украины является главным сдерживающим фактором для ВСУ. Если противник сумеет Россию этого преимущества лишить, победу придется добывать исключительно телами, а людей итак погибло уже очень много, и техники потеряно огромное количество. Но все идет именно к такому раскладу. Почему? Из-за качественного и количественного превосходства западной авиации, и вытекающей из этой причины необходимости ВКС РФ беречь дорогие машины и пилотов на случай большой войны. Потому даже 50 - 60 правильно примененных F-16 могут вынудить Россию уйти из фронтового неба, и тогда мужики на передовой окажутся предоставлены сами себе. А также украинским фугасным и кассетным снарядам, РСЗО и бронетехнике.
Итак, перейдем к натовской авиации. Почему в случае большой войны ее не получится хотя-бы нейтрализовать? Потому что она заточена именно на выполнение задач, которые русская авиация не может выполнить. То есть на прорыв и подавление ПВО противника, обеспечение собственной ПВО и различного рода ударные задачи в условиях интенсивного противодействия ПВО. А русская авиация разве не те же задачи призвана решать? В теории да, но на практике она их решить не может. И причиной тому являются, в первую очередь, концептуальные ошибки при ее строительстве, в том числе те, которые были допущены еще при СССР.
Предполагалось, что советский самолет будет заниматься завоеванием превосходства в воздухе в воздушном бою, а также наносить удары по аэродромам противника, выполнять другие ударные задачи. Он мыслился как сверхманевренный, неприхотливый, с дублированием агрегатов. Задачи ПВО возлагались в основном на наземные системы. Натовская же авиация воздушного боя на малой дистанции избегает, и в первую очередь стремится обеспечить себе наилучшие условия в чужом небе, оставаясь максимально неуязвимой для ПВО. Преимущество в небе над противником достигается его ранним обнаружением, ранним поражением, обеспечением высочайшей слаженности всех подразделений и численным превосходством. Подавление ПВО достигается широким спектром средств - от радиоэлектронных помех и до ракет различных типов. Уязвимость от ПВО снижается за счет применения технологий малой заметности и применением высокоточного вооружения со средних высот.
Почему именно со средних высот? Потому что с начала 1980-х на малых высотах самолеты легко поражаются различного вида системами ПВО с пассивными головками самонаведения, например ПЗРК "Стингер", "Стрела" или "Игла", или многочисленными мобильными ЗРК для этого диапазона высот, например "Стрела-10". Такие ЗРК часто ничего не излучают, потому их достаточно сложно обнаружить до пуска ракет, а современные типы ГСН обеспечивают наведение даже при наличии тепловых помех. Некоторые ЗРК, например "Starstreak", наводятся по лазерному лучу, но из-за короткого времени облучения их также сложно вовремя обнаружить. На сверхмалых высотах эффективность таких ЗРК снижается, потому что операторы не успевают среагировать на внезапно появившуюся цель. Но на сверхмалых высотах резко снижаются и возможности авиации по точному поражению целей.
Со средних высот можно использовать практически всю номенклатуру вооружений, и при этом не заходить в зону поражения ЗРК с пассивными ГСН. Но на таких высотах самолет становится удобной мишенью для ЗРК с наведением по радиолучу. Абсолютное большинство средств подавления ПВО в армиях НАТО разработаны именно для противодействия таким системам. Их излучение фиксируется, после чего их пытаются обойти, ставят пассивные и активные помехи, бомбят с недосягаемой высоты или дистанции, либо наносят удары противорадарными ракетами типа AGM-88, УР "воздух-земля", дронами, ракетами наземных комплексов, РСЗО и даже дальнобойной артиллерией. Например, ЗРК С-400 в Крыму был уничтожен адаптированной для этого крылатой ракетой наземного базирования. Все подобные средства есть и в русской армии, но часть из них устарела, а главное - до СВО не было ни опыта, ни концепции их применения.
Высокоточное оружие также создавалось с целью избежать встречи с ПВО. Например, бомбы JDAM способны планировать на дистанцию до 28 км, что вне зоны пражения многих ЗРК. Многие ракеты типа воздух-земля имеют дальность 45 км и выше, что позволяет запускать их вне досягаемости ЗРК средней дальности. Действуя по принципу "выстрелил и забыл", самолет не просто не должен заходить на цель, он даже не приближается к ней, и быстро выходит из опасной зоны, что сильно осложняет борьбу с ним, так ка создать сплошной зонтик ПВО дело не простое, и всегда будут неприкрытые участки.
Но главная тема последних десятилетий - это малозаметность. Достигается она посредством снижения эффективной площади рассеяния, применением специальных композитных материалов, уменьшения всех видов излучений от ЛА. В итоге цель, конечно, можно обнаружить, но дистанция обнаружения сокращается, что позволяет ударить и уйти еще до обнаружения. Даже обнаруженную малозаметную цель достаточно сложно сбить. Лучший пример - борьба комплекса "Панцирь" с ракетами Strom Shadow. Заметить-то он их может, но сбить не всегда получается.
Русские самолеты относятся в основном к поколению 4 - 4++, и технологии малозаметности на них практически не используются. Высокоточное вооружение для них существует еще с советских времен, но в начале СВО оно использовалось мало, что и привело к значительным потерям в авиации. Номенклатура управляемых и самонаводящихся ракет воздух-земля небольшая, часть из них еще разработки 1980-х гг. В основном самолеты ВКС применяют свободно-падающие авиабомбы разных калибров - фугасные или кассетные, и неуправляемые ракеты. Применение таких боеприпасов вынуждает их работать на малых высотах, заходить на цели или приближаться к ним, в результате они оказываются в зоне действия ПВО противника. Поскольку успешной тактики по подавлению ПВО противника ВКС РФ не имеют до сих пор, а из новых средств - один "Ланцет", то и применение авиации на большую оперативную глубину было практически прекращено еще с мая 2022 года, чтобы сохранить самолеты. Сейчас удары наносятся в основном управляемыми планирующими авиабомбами из-за линии фронта, вертолеты также работают над русскими позициями, в своем небе.
В воздушном бою русский самолет также ждет фиаско. В первую очередь - из-за ракет, авионики и радаров. Сверхманевренные, двухдвигательные, с отличными тяговооруженностью и оружием для ближнего боя, самолеты типа Су-30 и Су-35 будут сбиты еще до того, как сумеют его навязать. Какой-то олигофрен писал мне об отличных летных и тяговых качествах русских машин, как будто ракету AIM 120 AMRAAM они интересуют. Этими ракетами неоднократно сбивались сверхманевренные и легкие МиГ-29, и тяжелые Су-24. Дальность их применения в версии Phase 3 составляет 180 км, и они являются основным вооружением для целого ряда натовских самолетов. Ее аналог, российская Р-77, которой вооружают Су-35, имеет дальность в 110 км. Это единственная современная УР воздух-воздух ВКС РФ, т.к. имеет доплеровскую активную ГСН. Есть ракеты и большей дальности, типа Р-33 и Р-37, обе они приспособлены для новейших модификаций Су-35-го. Но, например, Р-33 имеет старую ГСН с радиокоррекцией, на конечном участке ее без проблем можно заглушить современными бортовыми средствами РЭБ. Последняя модификация Р-37 намного опаснее за счет активного самонаведения, но этих ракет очень мало, как и адаптированных к ним самолетов. Захватить и уничтожить цель типа F-22 или F-35 при помощи Р-37 не выйдет, потому что на дальностях ее применения ее русский носитель свою цель просто не увидит. Созданная для достижения паритета в воздухе, отличная РЛС Ирбис способна распознавать малозаметные цели на дистанции до 160км. Соответственно, самолеты, адаптированные для ракет Р-37, будут сбиты из пустоты еще до того, как пилот поймет, что его атаковали. Остается только добавить, что Су-35 всех модификаций построено не более 120, и 3 уже были сбиты украинским ПВО. F-22 имеется 187, и сбит не был еще ни один.
Строго говоря, похожая ситуация и складывается сейчас с украинскими МиГ-ами, которые не способны сбивать Су-шки из-за малого радиуса действия РЛС - до 80 км, что даже меньше дальности полета последних вариантов ракет Р-27, которые они несут. Украинские самолеты становятся мишенями сразу после взлета, но их спасает родное ПВО, обеспечивая отсутствие российской угрозы в небе. Мы опять возвращаемся к вопросу о ПВО, которую НАТО хорошо умеет подавлять, а ВКС РФ - нет.
Успешные действия в воздухе зависят не только от характеристик боевых машин, но и от управления воздушным боем. И здесь Россия снова в качестве догоняющего, и догонять придется еще очень долго. В НАТО первыми перевели задачи обнаужения и целеуказания на самолеты ДРЛОиУ, другое обозначение AWACS. В СССР долго раздумывали над этим, поскольку самолеты ДРЛОиУ дороги, маломаневренны, хорошо заметны и потому уязвимы. В итоге соотношение по количеству таких систем составляет 1 к 3 в пользу НАТО: 26 против 79. Характеристики радаров российских и западных ДРЛОиУ в целом, сопоставимы, но натовские системы лучше отслеживают низколетящие цели и имеют более широкие возможности по управлению боем за счет лучшей организации связи. Натовские машины имеют в 1,5 раза большие радиус действия и время в полете, в силу размещения баз и количества заправщиков - больше возможностей для дозаправки. Это позволяет переложить на них основную нагрузку в управлении воздушным боем, в т.ч. и во взаимодействии с ПВО. Предположительно именно им, наряду со спутниковой группировкой НАТО, украинская ПВО обязана своими успехами. Сбивать эти летающие штабы конечно можно, но возможности ВВС США и здесь многократно превосходят российские. Опять же - в силу размещения авиабаз и количества малозаметных истребителей, способных выполнить такую задачу. Опций у ВКС РФ совсем немного - это те самые Р-37, и ЗРК С-400. Но, думаю, и сами С-400, и все носители Р-37, и даже все российские самолеты ДРЛОиУ будут уничтожены гораздо раньше, чем у ВКС РФ получится ликвидировать хотя бы четверть натовских "АВАКСОВ", а уж об их поражении на аэродромах лучше даже и не мечтать.
Здесь следовало бы еще написать о возможностях натовской спутниковой группировки, значительно превосходящих российские, и о противоспутниковом оружии, где в лидерах с большим отрывом - опять США. Но эта тема очень объемная и требует отдельной статьи. Отмечу лишь, что о каждом взлете русских стратегических бомбардировщиков на Украине узнают еще до пуска ракет. Угадайте почему?
В завершение отмечу, что имея над ВКС РФ серьезное качественное превосходство, силы НАТО имеют почти подавляющее количественное: по числу истребителей соотношение примерно 2 к одному в пользу запада. В их распоряжении большее количество авиабаз, включая бывшие советские, авианосцы для ударов с моря, малое подлетное время для ударов по ключевым объектам на территории РФ. Аналогичные объекты НАТО, расположеные в Западной Европе, для ВКС РФ и ракет средней дальности с обычными БЧ теперь почти не досягаемы. Как покзала СВО, надежных средств прорыва натовской ПВО, построенной по принципу прикрытия наиболее важных объектов, у РФ нет. Все, чем сможет ответить Россия в случае конвенциональной войны - ракетные удары по объектам инфраструктуры в Восточной и Центральной Европе и Прибалтике, не дальше Берлина. В ответ будут прилетать сокрушительные удары с разных направлений по всей европейской территории России, с большими жертвами и разрушениями, а главное - чать российских аэродромов, а также наземных станций связи и наблюдения быстро будут подавлены.
Итак, почему же их авиация лучше? Потому что ее банально намного больше, это первая причина. Вторая - потому, что концепция ее применения в конвенциональной войне намного лучше продумана и проверена временем. И третья причина - в силу серьезного качественного превосходства, которого запад смог достичь благодаря своему богатству, ведь современная авиация стоит очень дорого. Но вместо того, чтобы хотя-бы попытаться сократить этот разрыв, Россия выбрасывает гиганские средства на войну, которую не может выиграть именно из-за слабых ВКС.
В продолжение темы: https://dzen.ru/media/id/5ff9bf26abbc2742d36f16a6/pochemu-russkoe-pvo-ne-rabotaet-65060928526a4626257c0ca9