Есть такая фраза - бумага все стерпит. А вот некоторые (не самые добросовестные) маркетологи полагают, что не только бумага, но и вода все стерпит. Где же заканчивается маркетинг и начинается наука? Вместе с Михаилом Каптюгом научно препарируем распространенные мифы про воду.
МИЦЕЛЛЯРНАЯ
Мицеллярная вода, которая ежегодно продается на миллиарды долларов, - это безусловный триумф маркетологов. Наверняка у вас с ванной стоит такой пузырек и ждет своего часа. Но давайте задумаемся о том, что такое мицелла. Это способ существования молекул мыла в растворе. При определенной концентрации молекулы мыла объединяются в шарики, выставляя наружу гидрофильные головы, а гидрофобные хвосты пряча внутрь (это им энергетически выгодно). Но в какой концентрации могут существовать мицеллы? Казалось бы, чего проще - посмотрите на этикетке и узнайте. Но нет, информация засекречена похлеще, чем тайны масонских орденов.
о мы с вами знаем основы коллоидной химии. Не будем грузить подробностями, но каждое вещество существует в виде мицелл только в строго определенной концентрации, и мы можем посмотреть её в справочнике. Посмотреть и понять, что в воде мицеллообразующего вещества, грубо говоря, чайная ложка на цистерну.
Но такая вода, понятное дело, ничего не будет мыть. Поэтому что? Добавляют в нее обычное мыло. То есть мыла там в 1000 больше, чем мицелл. Таким образом, мыло моет, а мицеллы отвечают за название на этикетке.
ВОДОРОДНАЯ
Не читайте этот раздел, если у вас дома стоит прибор для насыщения воды водородом. Это, как нам кажется, пример токсичного маркетинга. Во-первых, водород практически не растворяется в воде. Во-вторых, для молекулярного водорода не найдено никакой биологической роли. Но это никому не мешает - приборы для водородизации (насыщения водородом воды) начинаются от 50 тысяч рублей, а нормальный прибор, чтобы не стыдно было перед людьми, стоит порядка 2 млн. Обычная пластиковая бутылка такой воды - в районе 1000 руб.
По словам производителей, такая вода лечит практически от всех болезней и обладает значимым омолаживающим эффектом. Если высокое артериальное давление, то снижает. Если низкое, то повышает. Увеличивает тонус (?), разгоняет метаболизм (??) Что со шлаками делает, вы уже догадались? Разве только пока мертвецов не воскрешает. Однако нет никаких научных доказательств полезности водородной воды. И даже вообразить сложно, как она может быть полезной, учитывая вышесказанное.
МИНЕРАЛЬНАЯ
Здесь не совсем про маркетинг, но все равно насущно. Надо сказать, что любая вода проходит некоторый путь, прежде чем оказаться в бутылке или кране. Она может прийти в виде морской воды, артезианской, колодезной, речной и так далее. Если вода шла через минералы, откуда может вымыть растворимые фракции, то она обогащается солями кальция, магния, натрия и т.д. Это все указано в составе на этикетке.
Минеральная вода как минимум не вредная. В некоторых случаях даже полезная, но вот тут не нужно завышать ожидания. Курорты с лечебной водой были созданы в XIX веке, когда других вариантов самолечения было не так много. Люди спокойно отдыхали на этих курортах, гуляли, дышали горным воздухом, много спали. Короче, за вклад лечебной составляющей воды “Ессентуки” (или любой другой минеральной, дело не в бренде) отвечают в том числе здоровый сон, свежий воздух и отсутствие стресса (сразу захотелось в отпуск, да?) Но если в воде более 10 граммов на литр солей, то это уже сильно минерализованная вода, напиться ей не получится, а назначать ее может только врач.
Друзья, 28 августа стартует короткий 4-дневный интенсив “Критическое мышление” для детей и подростков 11-13 и 14-16 лет. Будем учиться избегать когнитивных искажений и отличать мнение от фактов. Узнаем, как проверить информацию и почему не стоит верить всему, что пишут в интернете. Ведущие и создатели курса - молодые ученые из МГУ и других вузов. Интенсив проходит онлайн, в Zoom. А если на следующей неделе вам не очень удобно, то мы открыли регистрацию на октябрьские и ноябрьские группы. Записывайтесь на “Критическое мышление” тут.