Полдень. Лето. Ребятня носится на улице, шортики, майки, кто в обрезанных шлёпанцах, кто совсем босиком.. Загорелые, щеки красные, руки, ноги грязные.. Глаза блестят, счастливые..
- Кондалы!
- Закованы!
- Раскуйте нас!
- Кого из нас?
- Дайте, подайте, Ваньку отправляйте!
Звонкие, озорные голоса детей наполняют шумом улицу.. Смех, крик, гогот.. Вот мальчишка вырывается из толпы ребятни и бежит в противоположную сторону, где цепочкой взявшись за руки стоят остальные дети.. Разбегается и со всей силы бьёт между детьми.. Разбивает и забирает с собой одного из игроков.. Часто выбирают того кто сильнее, но иногда и исходя из своей симпатии..
- Ванька, Ванька, Ванька!! - крик бабы Гали разрывает уши, горластая она и писклявая - негодник! Быстро обедать! С утра крошки во рту не было!! Ну-ка, подъ сюда!!
Таких криков боится детвора, того и гляди домой загонят, коленку разбитую увидят, больше не выпустят..
- Бааа, - кричит в ответ Ванька, - не хочу, потом - смелый, бабушкам перечить нельзя! Можно и веником отхватить..
- А ну, ша! Быстро, кому сказала! - по крутому бедру бабы Гали хлопает ивовый прутик, свистом разрезает воздух.
Ребятня с визгом разбегается в рассыпную. Ванька краснеет, уши полыхают.. строгая у него бабка, все об этом знают.. и что такое ивовый прутик тоже знают все.. Идёт мальчик к бабушке, на ходу пытаясь оттереть грязные ладони, отряхнуть запачканную футболку и прикрыть разбитый сильно локоть.. ссадины до самой кисти.. Видит всё это бабка у внука, хоть и слепая она у него, но что не надо всё видит.. Руками бока подпëрла, кажется Ваньке, что слышит он как зло дышит бабка.. И глухая она у него.. когда спрашиваешь, то, что по её мнению спрашивать нельзя.. А вот если на улицу вечером, до полива, тихонько шмыгануть, так сразу каждый шорох слышит..
- Шевелись давай! Щи стынут! - ворчит бабка и переваливаясь с ноги на ногу тяжело шагает за калитку - отмывать тебя ещё, оболтуса! Вечером перед матерью оправдываться! Шелупонь!
Через пару часов, бегом, мальчишка бежит к друзьям. Пахнет от него мылом берёзовым. Одежда чистая. Ссадины щедро зелёнкой залиты. А в руках два куска хлеба, маслом намазаны, сахаром посыпаны.. Нет вкуснее лакомства.. ну если только конвертики, с сухофруктами, из печи, из русской, но это по праздникам.. А вот хлеб румяный.. Да масло.. Да сахар.. Ммм.. Руки липкие.. На щеках сахар.. Вкуснотища!! Обступит Ваньку вся детвора. Просят отломить кусочек, поделиться. Он, Ванька, не жадный, всех угостит. Специально у бабки 2 куска выпросил.. Она знает, что внук раздавать будет, ворчит, но всё равно щедро куски намазывает, да посыпает..
* * * *
Иван смотрел как его сынишка рассматривает витрину магазина с разными детскими сладостями. Тут вам и мармеладки видов 50, печенье разное, шоколадки, леденцы, кексы, жевательные конфеты и многое, многое другое.. Смотрит Иван, а перед глазами хлеб, маслом намазан, сахаром посыпан.. Аж скулы свело у мужчины.. Кажется вкус ему во рту того самого хлеба.. И запах слышится.. И голос любимой и родной бабы Гали..
- Не спеши, оболтус! Ни кто ж со рта то не вырывает!
Гладит баба Галя его влажные волосы, руки у неё сухие, мозолистые.. Цепляются к ним мягкие детские волосы.. Блестят глаза у мужчины.. Ком в горле..
- Выбрал? - мальчишка пожимает плечами.
Хмурится Иван.. Ему б в детстве такую роскошь.. Всё бы в карманы пораспихал.. А они раньше хлебу рады были.. Разве сейчас удивишь детей сахаром?! А вдруг?!
- Идём! Сейчас всё купим..
На кухне сидят трое.. Мужчина, женщина, мальчик.. В стаканах молоко налито.. На столе хлеб горячий, румяный, хрустящий.. Только из пекарни.. Масло, куплено на рынке.. И сахар..
Не спешная беседа идёт.. Мальчик спрашивает, отец рассказывает, мать улыбается..
* * * *
Вот такие воспоминания детства.. Сейчас никого хлебом не удивишь.. А мы его ой как любили.. А ещё огурцы с солью, помидоры с сахаром, арбуз с хлебом.. Хворост, на который сами пудру скалкой катали.. Пышки.. Пустышки в варениках самое вкусное было.. Морс вишнёвый.. Берегите воспоминания! Берегите близких! Всем добра!