Как распознать анорексию у подростка, рассказывает врач-практик из Серпухова.
В Серпухове с анорексией к врачам обращаются реже, чем в Москве. Это из практики врача эндокринолога Татьяны Самойловой. Не болеют или не знают?
Анорексия, булимия, знак Рассела, вред крайне полезного питания.
И про таблетку от аппетита тоже есть.
Знакомьтесь:
Татьяна Николаевна Самойлова – эндокринолог, диетолог
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова с отличием.
Специальности эндокринология училась в НМИЦ эндокринологии.
Работала в Москве. Сейчас ведёт прием в Серпухове.
Анорексия. Третье по распространенности заболевание среди подростков.
Эндокринологи и не только лечат последствия нервной анорексии.
Комплексно – психиатры, терапевты, психологи, эндокринологи.
А последствия анорексии лечат все! От стоматологов до гинекологов.
Очень важно не допустить крайней стадии заболевания.
Когда последствия могут быть необратимыми: от полной потери зубов и бесплодия до суицида.
Да, это самая частая причина смерти от анорексии. А еще голод и сердце.
Здоровому человеку болезнь кажется чем-то нелепым, странным. Анорексию и булимию многие родители и за заболевание не считают. Так…за подростковую блажь. Ругают, обнаружив, что дочь, например, вызывает рвоту после еды.
Ругать, наказывать – нельзя! Страдающим от анорексии и булимии итак стыдно. Такова специфика болезни.В ней крайне стыдно признаваться. Может, потому и статистика маленького города так незначительна. Просто боятся огласки.
Как заметить и что делать?
Нервная анорексия — расстройство приёма пищи, характеризующееся значительно сниженным весом тела, преднамеренно вызываемым и/или поддерживаемым самим пациентом, в целях похудения или для профилактики набора лишнего веса.
Ну, казалось бы, худышка и всё. В чем ужас то? Многим наоборот нравится.
Татьяна Самойлова – Ужас в методах, к которым прибегают девочки ради этой худобы. Не едят. Иногда вообще. А если едят, то потом всячески стараются от этой еды избавиться – рвота, клизмы, таблетки.
Разрушения в организме происходят иногда необратимые.
С рвотой вымывается калий – а это сердечно-сосудистая система. Потери кальция ведут к потере зубов. Иногда до съемных протезов. Выпадают волосы, ногти слоятся. Остеопороз, кости становятся хрупкими.
Страдает желудок. От изжоги до предракового состояния, если рвота вызывается постоянно. Далее – аменорея и бесплодие. Деформация внутренних органов. Депрессии. Снижение интеллекта, памяти.
Автора материала однажды обескуражили результаты анонимного опроса среди участников серпуховского проекта “Школа счастье”. Оказалось, что в группе подростков от 12 до 16 об анорексии и булимии знают все.И 40% находят признаки заболеваний у себя. Родители, вы в курсе?
Итак, они:Чаще выбирают свободную одежду, чтобы скрыть чрезмерную худобу.
Избегают совместных приемов пищи – едят в одиночку.
Очень долго жуют – показывают, что едят они, едят…
Чтобы не есть, придумывают несуществующие болезни.
После еды надолго запираются в туалете с включенной водой – вызывают рвоту.
У них часто можно найти мочегонные, слабительные (чаще фуросемид)
На кисти обычно правой руки – характерные следы от зубов – когда часто вызывают рвоту. Специалисты называют это знак Рассела
У них сухая кожа, ломкие ногти.
Как лечите?
В тяжелой стадии – это стационар. Начинаем с капельниц. Пока поднаберут. Потом смеси, иногда через зонд. Высококалорийные, чтобы шел набор массы.
В легкой – это психотерапия и продукты на “договорных” условиях. Готова она есть только гречку. Пусть есть только гречку. Добавляем, конечно, витамины, микроэлементы. Спасти организм. Потом вводим и другие продукты. Ведь здесь самое главное, чтобы человек был готов лечиться. Когда приходит сам – это уже половина победы успеха.
А таблетки?
От анорексии это обычные седативные чаще всего.
А вот при булимии снимаем повышенный аппетит. В том числе и медикаментозно. Таблетки есть. Ведь зажоры у больных случаются чаще всего на фоне стресса. Они едят не потому что голодны, а потому что пища для них – это источник счастья.
Теми же таблетками спасаем и от ожирения, тех кто стресс заедает.
В Серпухове часто ставите диагноз анорексия?
Нет. Мамы приводят детей с запросом – “Он ничего не ест!” Но это обычное – повышенная любовь к бургерам и картошке фри.”Ничего не ест” по-маминому, это не ест первое-второе-третье. Рядом с анорексией не стоит. В Москве чаще. Или веяние трендов в столичных городах сильнее, или просто стесняются больше. Не могу сказать.
Про тренды
Сейчас ведь медики выделяют еще один тип расстройств – орторексия?
Да. Эти люди не зациклены на весе. Они зациклены на правильности. Едят по правилам (причем каким-то своим часто), считают все белки-жиры-углеводы, читают этикетки. Для них это определенный ритуал. Они постоянно огранивают какие-то продукты. Причем, верят абсолютно всему, что прочитают про питание. И абсолютно всем эту “веру” несут. Они считают себя “гуру”, не дай бог вам при них съесть тот же бургер. Кстати, именно такие люди чаще всего избегают застолий.
Это отклонение?
Конечно! Одно дело – правильно питаться. Другое – когда это становится навязчивым состоянием.
Какие еще есть отклонения в пищевом поведении?
Пикацизм. Когда едят несъедобное. Часто при нервной анорексии проявляется. Бумагу могут есть, глину, мел.
Компульсивное переедание. Это как булимия, но без последующей “очистки”. Такие люди, как правило, полные. Страдают от ожирения. И как ни странно, лечить такое проще всего. Есть таблетки.
Есть еще полидипсия – неукротимая жажда. Но это не отклонение – здесь зависит от характера расстройства. Бывает психогенная и при заболеваниях, например при сахарном и несахарном диабете.
Был случай в моей практике – пациентка выпивала по 15-20 литров воды в день. Отсутствовал гормон, задерживающий жидкость. Решили проблему одной таблеткой. А проблема была – по работе частые поездки и перелёты – а тут, простите, 15 литров выпить, а потом …избавиться от них. Это максимально неудобно, согласитесь.
Аномальное пищевое поведение
Есть еще ненормальные типы пищевого поведения. Определение верного типа помогает лечить ожирение:
– Эмоциогенный – заедать стресс.
– Ограничительный – всегда на диетах и ограничениях и всегда срываются. Могут не есть целый день, а вечером – праздник живота.
– Экстернальный – не могут пройти мимо еды. В прямом смысле. Кофейня, ароматные булочки, любая еда в принципе. Даже если не голодны, не хотят есть, всё равно покупают и едят. На таких строится маркетинг обычно, они продажи вывозят.
У нас есть опросник, тест. Определяем тип пищевого поведения, наличие расстройств и лечим.
Чаще приходят худеть, конечно.Это не сложно сейчас.
С анорексией сложнее?
Конечно. Чуть не забыла сказать про наркотики. Наркозависимость тоже частый спутник анорексии.
Принимают препараты, чтобы не хотеть есть. С этого начинается обычно…
Анорексия – третье по распространённости заболевание среди подростков. Для многих это проблема, в которой они не признаются даже себе.Может быть, наше интервью поможет. Где искать грамотных специалистов, вы теперь знаете.