В ясный солнечный день, прогуливаясь по каменистому мелководью, как по морскому саду, можно не только насладится подводными клумбами и картинами из водорослей, но и узнать о качестве воды. Ведь зная, какие водоросли обитают в водоеме, даже не делая химического анализа воды можно сказать: чистый это водоем или загрязненный.
Например, странные воронкообразные пластинки, произрастающие на камнях в Чёрном море на небольших глубинах, это бурые водоросли падина павония (Padina pavonia). Она старается впитать максимум солнечного тепла и довольно требовательна к качеству и прозрачности воды. Поэтому, если вы видите ее заросли, то можете смело купаться. Вода чистая!
Таким же природным индикатором чистоты вод является цистозира бородатая. Ее леса сосредоточены там, где вода не содержит большого количества щелочи и фосфатов. Именно эта водоросль, после шторма образует по пляжам целые валы, остро пахнущие йодом – самым морским запахом. Обитает она на каменистых пляжах. Ветви ее бывают так густы, что просто невозможно разглядеть, что творится внутри. Из кустов выплывают рыбы и вновь исчезают в сплошных зарослях; по ее веточкам кто-то без конца бегает и ползает – масса существ проживает целую жизнь в ее пределах, не подозревая, что есть иные миры (наш, например).
Под пологом цистозиры, начиная буквально с метровой глубины, кустарниковый ярус образует другая очень красивая бурая водоросль бежевато-абрикосового цвета – кладостефус. А под ней можно увидеть плотный жесткий коврик розовой травы, сплошь покрывающей камни – это известковая красная водоросль кораллина. Ее твердые веточки действительно очень похожи на кораллы.
Подальше от берега, на песчаных лугах, глубоко (до нескольких метров) запуская корни, растет взмарник, или зоостера. Кто-то подумает, что это тоже водоросль, но это не так, потому что взмарник – это высшее цветковое растение с узкими длинными зелеными листьями и соцветиями, похожими на початки без лепестков. Если вытащить его с корнем, то на корнях может «сидеть» еще несколько растений-деток. На берегу нередко можно найти сочно-зеленые пучки зоостеры с крепкими корешками, вынесенные волнами.
Есть водоросли, постоянно перемещающиеся в воде, увлекаемые течениями и движением кораблей. Одной из таких является водоросль кладофора, не случайно названная бродячей. Структура кладофоры простая – водоросль состоит из связанных вместе мелких ниток. Это «тело» и одновременно «корень» растения. Растет водоросль крайне быстро, особенно в жаркие месяцы лета. Причиной быстрого размножения является загрязнение моря канализационными стоками, так как питается кладофора азотом и фосфором. Поэтому, если видите в воде скопление зеленых волокон, от купания стоит воздержаться.
Нельзя не упомянуть о тех видах красных водорослей из рода филлофора (Phyllophora), свободно перекатывающихся по морскому дну, примерно так, как в степи «путешествует» перекати-поле. Скопление водорослей в северо-западной части Черного моря на глубинах 20-60 м, на 80% состоящее из филлофоры ребристой (Phyllophora crispa), впервые было описано С.А. Зерновым в 1908 г. и в его честь было названо «Филлофорным полем Зернова». Эти водоросли ведут неприкреплённый образ жизни, границы их скоплений определяют кольцевые течения, и главное – водоросли являются основой сообщества целого ряда растительных и животных организмов.
В Чёрном море в составе сообщества филлофорного поля насчитывается более 30 видов одноклеточных и многоклеточных водорослей, около 100 видов беспозвоночных (губок, червей, раков, моллюсков, мшанок и др.) и около 40 видов рыб. Интересно, что большинство обитающих среди филлофоры животных имеют красную покровительственную окраску, например, губки, ракообразные, иглокожие и рыбы. Красную пигментацию имеют морской налим, бычок-кнут, мелкие рыбки-прилипалы, обнаруживали даже «красноперую» сельдь и скумбрию.
Еще одним до сих пор не раскрытым секретом Филлофорного поля Зернова является то, что температура воды в скоплении водоросли на 4-5°С выше, чем в вышележащем слое воды. Предположительно, в массах филлофоры тепло накапливается за счет интенсивных биоэнергетических процессов.
До конца прошлого столетия из-за евтрофирования, сопровождающегося снижением прозрачности воды, запасы филлофоры катастрофически сократились. Свет на большей части площади ее произрастания перестал доходить до дна. Если первоначально площадь Филлофорного поля Зернова составляла 11 тыс. км2, а ее запасов вполне хватало, чтобы на протяжении около 70 лет (до начала 1990-х годов) ежегодно добывать 15-20 тыс. т водорослей для извлечения йода и получения агар-агара, то в 1996 г. добыча водорослей была прекращена, а в 2008 г. создана самая большая по площади (402 500 га) морская охраняемая акватория в Черном море – ботанический заказник общегосударственного значения «Филлофорное поле Зернова», а в 2012 г. – еще один заказник «Малое филлофорное поле» площадью 38 500 га в Каркинитском заливе.
С началом нового тысячелетия, в результате усилий по очистке бассейна реки Дунай стали наблюдаться процессы восстановления биологических сообществ на северо-западном шельфе Черного моря. Если в 1989 г. на Филлофорном поле Зернова было отмечено минимальное количество многоклеточных донных водорослей – семь видов, то к 2017 г. флористическое богатство опять возросло до 30 видов и достигло уровня 1960-х годов. За последние десятилетия северная граница филлофорного поля расширилась и поднялась к береговой зоне до отметки 12-15 метров глубины.
Источник: 1. "Секреты Черного моря", Б. Г. Александров, 2020 г.