Найти в Дзене
Авиационное обозрение

Каким был типовой состав специального оборудования на бомбардировщиках семейства СБ?

Здравствуйте. Вернемся в середину тридцатых годов. Именно тогда, в активной разработке находились фронтовые бомбардировщики нового поколения, отличающиеся более высокими скоростными характеристиками. Такие изыскания велись во всех странах с развитой авиационной промышленностью. По итогу, в Советском Союзе на вооружение приняли знаменитые скоростные бомбардировщики семейства СБ, которые и составили основу нашей фронтовой бомбардировочной авиации на ближайшие 5-7 лет. Машина была действительно уникальная и революционная по многим ключевым аспектам. Она неоднократно модернизировалась и не смотря на некоторые неустранимые недостатки (теснота кабин, слабое оборонительное вооружение), достаточно неплохо себя зарекомендовала. Ранее, в предыдущей публикации данного цикла, мы рассмотрели общую конструкцию этого самолета. Сегодня же речь пойдет про используемое на нем специальное оборудование.

Рисунок бомбардировщика семейства СБ. Источник: https://topwar.ru/
Рисунок бомбардировщика семейства СБ. Источник: https://topwar.ru/

В первую очередь, стоит немного рассказать про электросистему бомбардировщика. Основными источниками электроэнергии являлись генератор ДСФ-1000 и аккумуляторная батарея 12А-23,5 (с параллельным подключением). Генератор устанавливался на правом двигателе. Он представлял собой четырехполюсную электромашину постоянного тока мощностью 1000 Вт с максимальным напряжением в 29,5 В. В комплекте с генератором шла регуляторно-распределительная коробка РРК-1000. Она предназначалась для распределения электроэнергии в сети, снижения уровня помех, а также защиты источников питания от возникновения перегрузок. Размещалась коробка по правому борту центроплана. Аккумуляторная батарея емкостью 23,5 А/ч также устанавливалась в специальном отсеке внутри центроплана крыла. Контроль за работой оборудования осуществлялся с помощью установленного вольтметра и амперметра. Далее питание шло к конечным потребителям, разбитым на несколько групп. Это различные наружные и внутренние светотехнические средства (аэронавигационные огни, лампы для освещения, сигнализационные индикаторы и т. д.), средства обогрева, различное приборное, измерительное (электробензиномеры, электротермометры) оборудование и радиооборудование. Вся электропроводка собиралась в жгуты и прокладывалась преимущественно по бортам фюзеляжа. При этом, использовались провода марки ЛПРГС нескольких сечений. Для упрощения обслуживания расцветка проводов отличалась в зависимости от группы потребителей.

Рисунок приемника и передатчика радиостанции РСР.
Рисунок приемника и передатчика радиостанции РСР.

Радиооборудование бомбардировщика на большинстве серийных модификаций (а также на различных производственных сериях) было представлено радиостанцией и самолетным переговорным устройством. Некоторые экземпляры могли дополнительно оснащаться радиополукомпасом типа РПК-2. Что касается радиостанций, то на ранние варианты СБ устанавливались еще симплексные радиостанции 13СК-3. Большая же часть машин комплектовалась изделиями типа РСР, РСБ или РСБ-бис. Если говорить о радиостанции РСР, то она представляла собой приемо-передающую станцию, предназначенную для телефонно-телеграфной связи между самолетами и между самолетами и землей. В полный состав комплекта радиостанции РСР входили:

  • Приемник;
  • Передатчик;
  • Два умформера РУН-120 (для питания передатчика) и РУН-10 (для питания приемника);
  • Антенное устройство с сопутствующими элементами;
  • Набор соединительных проводов;
  • Микрофон;
  • Телефон;
  • Щиток управления, контрольные приборы (амперметр и вольтметр), а также некоторые дополнительные устройства.

Более подробно говорить об устройстве и характеристиках этой радиостанции, в рамках текущей публикации, мы не будем. Ранее на канале уже выходил общий обзор про советские самолетные радиостанции тех лет (Ссылка на статью). Там уже было рассказано про модификацию радиостанции РСР-1. Заинтересованным читателям рекомендуем с ним ознакомиться. Однако, стоит отметить некоторые особенности установки этой радиостанции на самолетах семейства СБ. Ее передатчик крепился по правому борту фюзеляжа на несколько кронштейнов, установленных на десятом шпангоуте центроплана и третьем шпангоуте кабины радиста. Приемник располагался примерно там же и крепился на уровне между первым и вторым шпангоутом кабины радиста, а щиток управления находился на уровне между шестым и седьмым шпангоутом. По левому борту крепились только щиток сопротивления и телеграфный ключ. Антенное устройство также крепилось в кабине радиста и состояло из антенной лебедки и антенной трубы, которая выпускала через фюзеляж саму антенну. Общая схема размещения оборудования радиостанции РСР на бомбардировщиках СБ приведена на скриншоте ниже.

Схема размещения некоторых элементов радиостанции РСР.
Схема размещения некоторых элементов радиостанции РСР.

Для внутренней связи между членами экипажа (между летчиком, штурманом и радистом) применялось самолетное переговорное устройство СПУ-3 (для трех человек). В состав комплекта этого устройства входило три абонентских аппарата, три телефона, набор соединительных кабелей и микрофонов. Два рабочих аппарата могли работать и при внешней связи через радиостанцию. Питание устройства осуществлялось от бортовой сети самолета. Специальное кислородное оборудование бомбардировщика было представлено тремя кислородными установками типа КПА-3 (для каждого члена экипажа индивидуальная). Предназначались они для обогащения вдыхаемого воздуха кислородом. Работал КПА-3 в диапазоне высот от 4000 до 12000 метров. Принцип работы устройства основывался на дозированной подачи кислорода в зависимости от барометрического давления окружающей среды. В полный комплект такой установки входил четырехлитровый баллон со сжатым кислородом, набор газопроводов с вентилями, собственно прибор с манометром и индикатором кислородного потока, гибкого шланга и кислородной маски. Общий вид кислородного прибора КПА-3 изображен на рисунке ниже.

Общий вид кислородного прибора КПА-3.
Общий вид кислородного прибора КПА-3.

Про используемое приборное оборудование бомбардировщика стоит поговорить отдельно, но в рамках сравнения с другими аналогами (по временным промежуткам).