Здравствуйте. Вернемся в середину тридцатых годов. Именно тогда, в активной разработке находились фронтовые бомбардировщики нового поколения, отличающиеся более высокими скоростными характеристиками. Такие изыскания велись во всех странах с развитой авиационной промышленностью. По итогу, в Советском Союзе на вооружение приняли знаменитые скоростные бомбардировщики семейства СБ, которые и составили основу нашей фронтовой бомбардировочной авиации на ближайшие 5-7 лет. Машина была действительно уникальная и революционная по многим ключевым аспектам. Она неоднократно модернизировалась и не смотря на некоторые неустранимые недостатки (теснота кабин, слабое оборонительное вооружение), достаточно неплохо себя зарекомендовала. Ранее, в предыдущей публикации данного цикла, мы рассмотрели общую конструкцию этого самолета. Сегодня же речь пойдет про используемое на нем специальное оборудование.
В первую очередь, стоит немного рассказать про электросистему бомбардировщика. Основными источниками электроэнергии являлись генератор ДСФ-1000 и аккумуляторная батарея 12А-23,5 (с параллельным подключением). Генератор устанавливался на правом двигателе. Он представлял собой четырехполюсную электромашину постоянного тока мощностью 1000 Вт с максимальным напряжением в 29,5 В. В комплекте с генератором шла регуляторно-распределительная коробка РРК-1000. Она предназначалась для распределения электроэнергии в сети, снижения уровня помех, а также защиты источников питания от возникновения перегрузок. Размещалась коробка по правому борту центроплана. Аккумуляторная батарея емкостью 23,5 А/ч также устанавливалась в специальном отсеке внутри центроплана крыла. Контроль за работой оборудования осуществлялся с помощью установленного вольтметра и амперметра. Далее питание шло к конечным потребителям, разбитым на несколько групп. Это различные наружные и внутренние светотехнические средства (аэронавигационные огни, лампы для освещения, сигнализационные индикаторы и т. д.), средства обогрева, различное приборное, измерительное (электробензиномеры, электротермометры) оборудование и радиооборудование. Вся электропроводка собиралась в жгуты и прокладывалась преимущественно по бортам фюзеляжа. При этом, использовались провода марки ЛПРГС нескольких сечений. Для упрощения обслуживания расцветка проводов отличалась в зависимости от группы потребителей.
Радиооборудование бомбардировщика на большинстве серийных модификаций (а также на различных производственных сериях) было представлено радиостанцией и самолетным переговорным устройством. Некоторые экземпляры могли дополнительно оснащаться радиополукомпасом типа РПК-2. Что касается радиостанций, то на ранние варианты СБ устанавливались еще симплексные радиостанции 13СК-3. Большая же часть машин комплектовалась изделиями типа РСР, РСБ или РСБ-бис. Если говорить о радиостанции РСР, то она представляла собой приемо-передающую станцию, предназначенную для телефонно-телеграфной связи между самолетами и между самолетами и землей. В полный состав комплекта радиостанции РСР входили:
- Приемник;
- Передатчик;
- Два умформера РУН-120 (для питания передатчика) и РУН-10 (для питания приемника);
- Антенное устройство с сопутствующими элементами;
- Набор соединительных проводов;
- Микрофон;
- Телефон;
- Щиток управления, контрольные приборы (амперметр и вольтметр), а также некоторые дополнительные устройства.
Более подробно говорить об устройстве и характеристиках этой радиостанции, в рамках текущей публикации, мы не будем. Ранее на канале уже выходил общий обзор про советские самолетные радиостанции тех лет (Ссылка на статью). Там уже было рассказано про модификацию радиостанции РСР-1. Заинтересованным читателям рекомендуем с ним ознакомиться. Однако, стоит отметить некоторые особенности установки этой радиостанции на самолетах семейства СБ. Ее передатчик крепился по правому борту фюзеляжа на несколько кронштейнов, установленных на десятом шпангоуте центроплана и третьем шпангоуте кабины радиста. Приемник располагался примерно там же и крепился на уровне между первым и вторым шпангоутом кабины радиста, а щиток управления находился на уровне между шестым и седьмым шпангоутом. По левому борту крепились только щиток сопротивления и телеграфный ключ. Антенное устройство также крепилось в кабине радиста и состояло из антенной лебедки и антенной трубы, которая выпускала через фюзеляж саму антенну. Общая схема размещения оборудования радиостанции РСР на бомбардировщиках СБ приведена на скриншоте ниже.
Для внутренней связи между членами экипажа (между летчиком, штурманом и радистом) применялось самолетное переговорное устройство СПУ-3 (для трех человек). В состав комплекта этого устройства входило три абонентских аппарата, три телефона, набор соединительных кабелей и микрофонов. Два рабочих аппарата могли работать и при внешней связи через радиостанцию. Питание устройства осуществлялось от бортовой сети самолета. Специальное кислородное оборудование бомбардировщика было представлено тремя кислородными установками типа КПА-3 (для каждого члена экипажа индивидуальная). Предназначались они для обогащения вдыхаемого воздуха кислородом. Работал КПА-3 в диапазоне высот от 4000 до 12000 метров. Принцип работы устройства основывался на дозированной подачи кислорода в зависимости от барометрического давления окружающей среды. В полный комплект такой установки входил четырехлитровый баллон со сжатым кислородом, набор газопроводов с вентилями, собственно прибор с манометром и индикатором кислородного потока, гибкого шланга и кислородной маски. Общий вид кислородного прибора КПА-3 изображен на рисунке ниже.
Про используемое приборное оборудование бомбардировщика стоит поговорить отдельно, но в рамках сравнения с другими аналогами (по временным промежуткам).